Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Виды химической связи»
План – конспект урока.
Предмет: Химия
Класс: 8 «а»
Учебник: О.С.Габриелян Химия 8 кл. М.: Дрофа, 2010.
Тема урока: Виды химической связи
Тип урока: Урок повторения и обобщения полученных знаний
Цели урока:
- научить определять виды химической связи и составлять схемы образования ионной связи, ковалентной связи, показывать смещение электронной плотности;
- продолжить формирование убежденности в познаваемости мира веществ и взаимосвязи противоположностей;
- продолжить развитие умений анализировать, систематизировать, делать выводы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества; - продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь; - обобщить знания о химической связи и ее видах; - повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи; - способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи. - продолжить формирование интереса к изучению химии;
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала
3. Воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
понятия «ион», «заряд иона», «ионная связь», «ковалентная связь», «полярная и неполярная связь», «металлическая связь», «электроотрицательность», «степень окисления»
Учащиеся должны уметь:
- составлять схемы образования ионной, ковалентной, металлической связи;
- показывать смещение электронной плотности;
- записывать электронные формулы молекул данного вещества.
Форма учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная, работа с алгоритмом, самостоятельная работа, тестирование.
Оборудование и реактивы:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- таблица «Виды химической связи»,
- шкала электроотрицательности неметаллов,
- мультимедиа проектор, презентация,
- алгоритм составления схемы видов химической связи,
- карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Актуализация знаний
3. Повторения и обобщения изученного материала
4. Самостоятельная работа
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
2. Актуализация знаний
Анализ эпиграфа урока, взаимосвязь с темой урока. (Слайд 1).
«Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии» (Брайк Кроунфорд-мл.).
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Химическая связь» (запись числа и темы в тетради, слайд 1) Сообщаю задачи нашего урока: (Слайд 2)
1) актуализировать знания о различных видах химической связи
2) повторить схемы образования веществ с разным видом связи
3) продолжить формирование умения записывать их на примерах
4) сравнить разные виды связи,
закрепим полученные знания на практике
Работать сегодня будем по следующему плану (на доске):
3. Повторение и обобщение изученного материала.
Повторение основных понятий темы:
- Мы начинаем - по нашему плану – разминка, в ходе которой вспомним основные понятия и определения, которые необходимы для понимания темы. На слайдах будут появляться вопросы, на которые необходимо ответить, (Слайд 3,4). За правильный ответ ученик получает жетон.
1. Дайте определение понятия «электроотрицательность».
2. От чего зависит электроотрицательность атома?
3. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в периодах?
4. Как изменяется электроотрицательность атомов элементов в главных подгруппах?
5. Сравните электроотрицательность атомов металлов и неметаллов. Отличаются ли способы завершения внешнего электронного слоя, характерные для атомов металлов и неметаллов? Каковы причины этого?
6. Каким образом на последнем энергетическом уровне атома может образоваться октет электронов? (Объясните на примере атомов Na и Cl.)
7. Какие химические элементы способны отдавать электроны, принимать электроны?
Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов?
Как называют частицы, образовавшиеся из атома в результате отдачи или присоединения электронов?
8. Что произойдет при встрече атомов металла и неметалла?
9. Как образуется ионная связь?
10. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется …
11. Ковалентная связь бывает … и …
12. В чем сходство ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи? От чего зависит полярность связи?
13. В чем различие ковалентной полярной и ковалентной неполярной связи?
14. Металлическая связь – это…
Подвожу итоги фронтального опроса.
2. Предлагаю учащимся объяснить алгоритм определения вида химической связи различных веществ. (Слайд 5).
Вещества
Простые
Сложные
металлы
неметаллы
неметаллы+ неметаллы
металлы + неметаллы
металлическая
ковалентная неполярная
ковалентная
полярная
ионная
Для закрепления данного алгоритма, предлагаю сформировать 3 группы сменного состава. Каждой группе выдается памятка с программой деятельности по определению видов химической связи и каждому учащемуся персональная карточка определенного цвета с разными формулами веществ. В каждой группе есть консультант (из числа мотивированных учащихся).
Каждый ученик работает индивидуально, но в случае затруднения может обратиться за помощью к консультанту своей группы или учителю. (приложение 1,2,3,4).
После выполнения задания, учащиеся собираются в группу с одинаковым цветом карточки (одинаковые формулы веществ). Организуют обсуждение результатов и подводятся итоги.
Один учащийся из группы рассказывает, как определить вид связи и записать схему образования для данного вида связи. Остальные выслушивают и записывают в свою тетрадь остальные виды связи.
Выполнение тестов (Слайды 6-11).
4. Систематизация знаний: самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Виды химической связи». Ученики - консультанты в своей группе проводят проверку. (Слайды 12-13).
5.Рефлексия.
Проведение самоконтроля.
Для мотивированных обучающихся предлагаю «Сказку о жадном хлоре», прочитать сказку, определить виды химической связи и составить схемы образования химической связи. (Приложение 6).
Остальные обучающиеся выполняют тестирование.(Слайд 14) (Приложение 7).
Дополнительное задание для тех, кто выполнил тестирование: игра «Крестики- нолики» (Приложение 8).
6. Домашнее задание.
1. П. 12, упр. 3,
2. повторить п.9-11
3. Задание по выбору : определить вид химической связи по формуле вещества: NH3, O2, CaBr2, Al;
* записать схемы образования данных видов связи.
Подготовиться к контрольной работе
7. Подведение итогов.
Сегодня вы работали индивидуально, в группе, все вместе, помогали друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. Поэтому оценки сегодня у вас у всех хорошие.
А теперь закончим предложения и наш урок
Сегодня на уроке я узнал…
Вызвало затруднение…..
Было необычным ….
Теперь я могу …
Мне это пригодится….
Список используемой литературы:
1) Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор Габриелян О.С.
2) Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2003. - 416с.
3) Заир-Бек С.И,.Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
4) Химия в тестах, задачах, упражнениях. Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова – М.:Дрофа,2008.