привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшей профильной ориентации; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы; подготовка обучающихся 9 класса к успешному прохождению ГИА по химии. Задачи курса:
Курс «Химия в задачах» предназначен для углубления и систематизации знаний по предмету для учащихся 9-х классов. Актуальными являются темы, которые включены в КИМы для проведения основного государственного экзамена по химии. Программа включает 6 тематических блоков, охватывающих весь объем школьного курса химии основной школы: :
Содержание рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности |
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества | Знать/понимать Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента | Знать/понимать Характерные признаки важнейших химических понятий Составлять Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | Знать/понимать Характерные признаки важнейших химических понятий |
Валентность. Степень окисления химических элементов | Определять/ Валентность и степень окисления элемента в соединении |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева | Знать/понимать Взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ |
Строение вещества |
Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | Знать/понимать Взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ Определять/ Вид химической связи в соединениях |
Классификация и номенклатура неорганических веществ | Определять/ Состав веществ по их формулам Составлять Формулы неорганических соединений изученных классов |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных | Определять/ Состав веществ по их формулам Определять/ Вид химической связи в соединениях Определять/ Принадлежность веществ к определённому классу соединений Составлять Формулы неорганических соединений изученных классов |
Химические свойства простых веществ. | Определять/ Состав веществ по их формулам |
Химические свойства сложных веществ | Определять/ Состав веществ по их формулам |
Многообразие химических реакций |
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | Определять/ Валентность и степень окисления элемента в соединении Определять/ Типы химических реакций Определять/ Возможность протекания реакций ионного обмена |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | Определять/ Вид химической связи в соединениях Определять/ Типы химических реакций Определять/ Возможность протекания реакций ионного обмена |
Многообразие веществ |
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних) | Определять/ Принадлежность веществ к определённому классу соединений Определять/ Возможность протекания реакций ионного обмена |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления | Определять/ Вид химической связи в соединениях |
Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | Определять/ Валентность и степень окисления элемента в соединении |
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | Составлять Формулы неорганических соединений изученных классов |
Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | Определять/ Типы химических реакций |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | Определять/ Принадлежность веществ к определённому классу соединений |
Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе | Составлять Уравнения химических реакций Определять Массовую долю химического элемента по формуле соединения, Массовую долю вещества в растворе, Количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции |
Экспериментальная химия | |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Составлять Уравнения химических реакций Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием Проводить опыты, Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ |
Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксидионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | Определять/ Возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями |
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV– VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) | Составлять Уравнения химических реакций Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием Проводить опыты, Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ |
№ | № | дата | дата | Тема урока |
1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества (1ч) |
1 | 1 | | | Строение атома. Группы и периоды Периодической системы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента |
2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (5ч) |
2 | 1 | | | Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева |
3 | 2 | | | Валентность. Степень окисления химических элементов |
4 | 3 | | | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. |
5 | 4 | | | Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева |
6 | 5 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
3. Строение вещества (12ч) |
7 | 1 | | | Строение вещества. Химическая связь. |
8 | 2 | | | Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная). |
9 | 3 | | | Химическая связь: ионная. |
10 | 4 | | | Химическая связь: Металлическая. |
11 | 5 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
12 | 6 | | | Классификация и номенклатура неорганических веществ |
13 | 7 | | | Химические свойства простых веществ. |
14 | 8 | | | Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных |
15 | 9 | | | Химические свойства простых веществ. |
16 | 10 | | | Химические свойства сложных веществ |
17 | 11 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
18 | 12 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
4. Многообразие химических реакций (4ч) |
19 | 1 | | | Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. |
20 | 2 | | | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. |
21 | 3 | | | Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях |
22 | 4 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
5. Многообразие веществ (7ч) |
23 | 1 | | | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних) |
24 | 2 | | | Реакции ионного обмена и условия их осуществления |
25 | 3 | | | Окислительновосстановительные реакции. Окислитель и восстановитель |
26 | 4 | | | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе |
27 | 5 | | | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления |
28 | 6 | | | Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе |
29 | 7 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
Экспериментальная химия (5ч) |
30 | 1 | | | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций |
31 | 2 | | | Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксидионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) |
32 | 3 | | | Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV– VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) |
33 | 4 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |
34 | 5 | | | Выполнение заданий ОГЭ по данной теме. |