Просмотр содержимого документа
«Использование метода самостоятельной работы на уроках химии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 1 основного общего образования г. Томска
Педагогический проект
«Использование метода самостоятельной работы на уроках химии»
Разработал учитель химии и биологии
Козьма Наталья Михайловна
г. Томск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Определение проекта………………………………………………………5
Механизм реализации проекта…………………………………………….5
Информационное описание проекта……………………………………...6
4.1 Требования к организации самостоятельной работы………………..7
4.2 Функция самостоятельной работы……………………………………....8
4.3 Виды самостоятельных работ…………………………………………….8
4.4 Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ…………………………………………………………………………………8
Этапы реализации проекта………………………………………………...9
Ожидаемые результаты…………………………………………………..12
Вывод………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Ничему нельзя научить –
всему можно только научиться.
В.А.Сухомлинский
Повышение эффективности урока — главная задача учителя. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно. Учителю на уроке невозможно глубоко и многогранно осветить тот или иной вопрос. Моя задача – научить учащихся учиться, помогая, направляя их. На мой взгляд, только самостоятельная работа учащихся дает им полное усвоение материала по предмету.
Система самостоятельных работ на уроках химии позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, формирует социально-адаптированную личность, способную адаптироваться в современной жизни. Познание мира действенно тогда, когда мы пропускаем его через все органы чувств. Самостоятельная работа как форма познания мира как раз соответствует этому требованию. Самостоятельная работа помогает развить познавательный интерес учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность.
Актуальность:самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Если учитель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, правильно организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность, то ему необходимо использовать методы самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения.
Цель проекта: сформировать навыки самостоятельной познавательной деятельности и самоорганизации, обеспечить выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический материал о методах, видах и функциях самостоятельной работы.
2. Разработать и использовать дидактический материал для организации и проведения самостоятельной работы учащихся.
3. Сравнить и проанализировать эффективность уроков с использованием метода самостоятельных работ.
Стоит отметить, что в начале реализации проекта я столкнулась с рядом противоречий:
Стремлением учителя к повышению качества знаний и неумением учащихся работать самостоятельно;
Переводом практических умений на уровень навыков автоматизированного и творческого характера и низким уровнем самостоятельных действий;
Необходимостью использования современных информационных технологий и отсутствием самостоятельных умений и навыков работы с компьютером у учащихся.
Гипотеза: если самостоятельная работа является методом обучения, то она может повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта – практический.
Принципы и подходы, лежащие в основе проекта:
Личностно-ориентированный подход
Доступность
Разноуровневый подход
Практическая направленность
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект условно отвечает на следующие вопросы: ЧТО? КТО? ЗАЧЕМ? КАК?
Что такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это активная деятельность учащихся, организованная учителем и направленная на выполнение поставленной цели.
Кто выполняет самостоятельную работу? Выполняют учащиеся, а учитель обеспечивает разнообразные виды самостоятельной работы, руководит процессом и создает условия для ее выполнения.
Зачем проводят самостоятельную работу? Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей учащихся, инициативы в принятии решений и творческого мышления.
Как выполняют самостоятельную работу? В связи с тем, что по способу организации самостоятельные работы делятся на групповые и индивидуальные, учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах.
Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания. Для учащихся с высоким уровнем мотивации большая роль отводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель отслеживает усвоение знаний, умений, помогает ученику добиться успеха.
Для учащихся с низкой мотивацией дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Например, я наблюдаю за работой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока: для усвоения новых знаний и их закрепления, для обобщения и повторения пройденного, для контроля знаний. Главное, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям ученика.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть процесса обучения, это средство борьбы за глубокие и прочные знания. Существуют три уровня самостоятельной деятельности учащихся:
1. Репродуктивные (копирующие) – задания для самостоятельных работ репродуктивного (копирующего) типа заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала.
2. Частично-поисковые (эвристические) – самостоятельные работы частично – поискового характера побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.
3. Исследовательские самостоятельные работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.
Отмечая три типа самостоятельных работ учащихся, нужно сказать, что на практике не всегда можно с полной уверенностью определить, какого именно типа работа в каждом конкретном случае была проведена. Резкой грани между типами самостоятельных работ не существует. Речь может идти лишь о преобладании того или иного характера познавательной деятельности учащихся во время работы.
4.1 Требования к организации самостоятельной работы
Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер.
Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий.
Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми.
Для самостоятельной работы предлагать задания, требующие применение знаний в новой ситуации.
Самостоятельную работу нужно планомерно и систематически включать в учебный процесс.
Метод самостоятельной работы сочетать с другими методами.
Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем.
На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности.
4.2 Функция самостоятельной работы
самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение;
отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придания им творческого характера;
подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования;
воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции;
развитие мыслительных умений и навыков.
4.3 Виды самостоятельных работ
В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы.
Работа с книгой (работа с текстом, составление плана ответа, конспектирование).
Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).
Проверочные самостоятельные работы (тесты, химические диктанты).
Подготовка докладов и рефератов.
Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).
4.4 Виды дидактического материала для проведения
самостоятельных работ:
тесты
разноуровневые карточки
листы индивидуальной работы
опорные конспекты
карточки-задания
тесты химических диктантов с пропущенными словами, терминами
Преобразующий (планирование практической деятельности, реализация цели и задач проекта).
Заключительный (диагностика, анализ и обобщение полученных результатов, выводы).
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопрос «Самостоятельная работа учащихся» является не новым, и изучался многими педагогами, методистами, психологами. Анализируя изученную литературу, можно сказать, что каждый из них внес в изучение этого вопроса свой вклад, свое понимание значения, места, функций, видов методов самостоятельной работы.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности: познавательная, практическая, организационно-техническая.
Первое направлениепредставлено в работах Б.П. Есипова (60-е гг.) Он определил роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе, особое внимание уделив ее способности развивать познавательную активность учащихся.
Второе направление берет начало в работах Я. А. Каменского. Он разрабатывает организационно-практические вопросы вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. Им анализируются области применения самостоятельных работ, виды, использование.
Третье направление получило свое отражение в работах К.Д. Ушинского. Он выявил сущность самостоятельной деятельности школьника, ее элементов – предмет и цели деятельности.
Большое внимание этому вопросу уделила автор А.И. Зимняя, которая подчеркивает, что самостоятельная работа – это следствие правильно-организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. А.И. Зимняя рассматривает самостоятельную работу, как высшую работу учебной деятельности школьника, являющуюся компонентом целостного педагогического процесса, которому присуща триединая функция.
Ю.К. Бабанский рассматривает методы самостоятельной работы, как подгруппу методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Автор проводит классификацию методов самостоятельной работы, выделяет их функции, рассматривает рациональность их использования, эффективность самостоятельной работы, дифференцированный подход при ее использовании, делает общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.
ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В проекте участвовали ученики 9А класса (17 человек по списку на 2013 уч.год), начиная с 8 класса обучения химии. Использование метода самостоятельной работы предлагалась учащимся на таких этапах урока как:
- выполнение домашнего задания (ДЗ)
- изучение нового материала (ИНМ)
- закрепление (З)
Анализ результатов самостоятельных работ учащихся проводился в конце каждого полугодия. Положительной динамикой считается увеличение числа работ выполненных на оценки «4» и «5», поэтому в диаграмме приведены данные работ только с положительной оценкой.
Анализ данных представлен в следующих диаграммах:
Диаграмма №1.
Диаграмма №2.
На диаграммах видно, что с каждым полугодием качество знаний учащихся растет. Наиболее легко ученикам дается выполнение домашних работ. Трудности у школьников возникают на этапе закрепления, когда в качестве самостоятельной работы им предлагается выполнить тест, химический диктант, карточки с заданиями, без использования учебника и тетрадей. Поэтому именно данным типам задания необходимо уделять наибольшие внимание на уроках.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
способность учащихся творчески мыслить и самостоятельно работать
умение выполнять практические задачи в ходе организации самостоятельной работы
подготовка учащихся 9 классов к ГИА (выполнение тестов, решение задач)
участие учащихся в олимпиадах
идеи проекта будут продолжать реализовываться и развиваться в моей работе
распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях учителей химии
ВЫВОД
Использование различных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно-воспитательного процесса.
Имея недостаточно сформированные организационные умения, ученики не всегда могут самостоятельно планировать свою работу, рационально организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль. Организовать такие умения должен учитель, применяя самостоятельную работу учащихся.
Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности как учителей так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала. Организовать самостоятельную работу так, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе.
Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезной работе, развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься после окончания школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ю.К. Бабанский «Методы обучения в современной общеобразовательной школе». Москва «Просвещение» 1985 г.
П.И. Третьяков «Оперативное управление качеством образования в школе» ООО «Скрипторий» 2003 г.
Л.М. Сыромятникова «Педагогические советы», издательство «Учитель» 2006 г.
И.Я. Лернер «Система методов обучения и их практическое применение» Биология в школе №3 1988 г.
И.А. Зимняя «Основы педагогической психологии». М 1980 г.
Б.П. Есипов «Самостоятельная работа учащихся на уроках» Учпедгиз 1961 г.
З.Я. Горностаева «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» Открытая школа 1998 г. №2
www neuch.ru.referat; 28989 html Рефераты «Самостоятельная деятельность учащихся на уроке»
http://revolution.allbest.ru/ реферат «Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов».