Интегрированный характер и мировоззренческая направленность содержания курса предполагает использование определенных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных. Это определяет приоритетную роль индивидуально-групповых форм и методов обучения: семинаров, лабораторных практикумов, конференций, творческих мастерских.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Основы общей химии", 11 класс »
Элективный курс по химии 11 класса
«Основы общей химии»
Пояснительная записка.
Элективный курс «Основы общей химии» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). На углубление теоретического материала, решение сложных задач отводится 24 часа и 10 часов на практикум по общей химии. Учебный материал элективного курса адаптирован к программе химии Гузея Л.С. Преподавание базового компонента и «Основ общей химии» идут параллельно, дополняя и углубляя, друг друга.
Интегрированный характер и мировоззренческая направленность содержания курса предполагает использование определённых форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных. Это определяет приоритетную роль индивидуально – групповых форм и методов обучения: семинаров, лабораторных практикумов, конференций, творческих мастерских. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, средствами массовой информации.
- владеющей различными способами её познания и обладающей планетарным мышлением.
Задачи:
· Сформировать естественно - научное представление о мире, включающего умения и желания осмысленно познавать природные явления, фиксировать их особенности, ставить перед собой исследовательские цели.
· Владение методологией естественно - научного познания, т.е. умения добывать факты, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения и проверять их.
· Философского осмысления природы в её целостности, взаимосвязи и развития, осознание смысла своей образовательной деятельности и жизни вообще.
· Умения действовать в многообразных каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии со своим миропониманием.
Учебно-тематический план.
( 34 часа 1 час в неделю)
Тема I История атомно-молекулярного учения. Основы понятия и законы химии. (5 часов)
Появление и развития атомистики. Учение об атомах философов Древней Греции Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Взгляды Р. Бойля и М.Ю. Ломоносова. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава вещества. Законов эквивалентов. Закон кратных отношений. Газовые законы и закон Авогадро. Значения атомистики. Открытие и утверждение периодического закона. Периодическая система. Периодический закон и законы диалектики.
Расчётные задачи:
Расчёты по уравнениям химических реакций. Вывод простейших химических формул. Приведение объёма газа к нормальным условиям. Относительная плотность газов. Вычисление эквивалентов и эквивалентной массы вещества.
Тема II Строение атомов и молекул.(5 часов)
История развития представлений о строении атома. Химический элемент. Современное представление о строении атомов. Порядок заполнения атомных орбиталей электронами. Типы химических связей: ионная, ковалентная, водородная, металлическая. Геометрия простейших молекул. Валентность и степень окисления атомов в молекулах простых и сложных веществ.
Составление уравнений ОВР. Основы учения о комплексных соединениях.
Расчётные задачи:
Расчёты по уравнениям ОВР. Ядерные реакции. Расчёты по уравнениям ядерных реакций.
Тема III. Химическая энергетика (3 часа)
Тепловые эффекты химических реакций Термохимические законы. Энергетика и направление химических реакций.
Расчётные задачи: расчёты по термохимическим уравнениям.
Тема IV Химическая кинетика и равновесие (5 часов)
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Гомогенный и гетерогенный катализ. Обратные химические процессы. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье – Брауна.
Расчётные задачи: Расчёт скорости реакции. Изменение скорости реакции в зависимости от температуры давления, концентрации. Константа равновесия.
Тема V Дисперсные системы (6 часов)
Классификация дисперсных систем. Свойства коллоидов. Истинные растворы. Концентрация растворов, растворимость. Законы Рауля, Вант – Гоффа. Электролитическая диссоциация, pH раствора. Гидролиз солей. Протеолитическая теория кислот и оснований Г. Льюиса.
Расчётные задачи:
Молярная, нормальная концентрация, титр, массовая доля растворённого вещества. Расчёты по уравнениям реакций, происходящих в растворах.
Тема VI Практикум по общей химии. (10 часов)
1. Определение химического эквивалента металла по водороду.
2. Определение молекулярной массы углекислого газа.
3. Определение теплового эффекта химической реакции.
4. Смещение химического равновесия.
5. Комплексные соединения.
6. Гидролиз солей.
7. Определение pH растворов.
8. Растворы процентной, нормальной и молярной концентрации.
9. Окислительно-восстановительные реакции.
10. Буферные растворы.
Название темы
Количество часов
всего
Тео-рия
Практи-кум
Тема I
Появление и развитие атомистики.
Основные законы химии
Газовые законы
Решение задач по теме «Газовые законы»
Периодические закон и законы диалектики.
Тема II
Современные представления о строении атомов.
Типы химической связи.
Геометрия простейших молекул.
Окислительно-восстановительные реакции.
Комплексные соединения.
Тема III
Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические законы.
Энергетика и направление химических процессов.
Тема IV
Скорость химической реакции.
Гомогенный и гетерогенный катализ.
Обратимые химические реакции.
Решение задач по теме химическое равновесие.
Решение задач по теме: Химическое равновесие.
Тема V
Классификация дисперсных систем.
5
5
3
5
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Механизм процесса растворения.
Коллоиды.
Законы Рауля и Вант – Гоффа.
Электролитическая диссоциация РH раствора.
Гидролиз солей.
Протеолитическая теория кислот и оснований.
Тема VI
Практикум
1. Определение химического эквивалента металла по водороду.
2. Определение молекулярной массы углекислого газа.
3. Определение теплового эффекта химической реакции.
4. Смещение химического равновесия.
5. Комплексные соединения.
6. Гидролиз солей.
7. Определение pH растворов.
8. Растворы процентной, нормальной и молярной концентрации.
9. Окислительно-восстановительные реакции.
10. Буферные растворы.
10
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература
Учебно-методический компонент
1. «Основы общей химии» (Третьяков Ю.А., Метлин Ю.Т.)
Радецкий А.М. «Дидактический материал по химии» (11 кл.)
Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по общей химии»
Задачники: 2400 задач по химии(Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В.)
Химия для школьников и поступающих в вузы (Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л.)
Дополнительная литература
1. Гузей Л.С. Суровцева Р.П. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999
2. Льюис М.Химия: Школьный курс в 100 таблицах – М.: «АСТ-ПРЕСС» 1997.