Элективный курс «Основы и концепции современной химии»
Элективный курс «Основы и концепции современной химии»
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 69 часов. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Основы и концепции современной химии» »
Элективный курс по химии «Основы и концепции современной химии»
Автор : Мирсайзянова Светлана Анатольевна, учитель химии
МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района РТ
Пояснительная записка
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей. Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 69 часов. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса, структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе. В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи:
совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
решение расчетных задач повышенной сложности;
формирование навыков исследовательской деятельности.
закрепление теоретических знаний, интеграция знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии.
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10-11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Обобщения в процессе обучения решению задач позволяют выделять и формировать у учащихся относительно устойчивые инвариативные знания и элементы действий, дают им возможность воспринимать свойства химических соединений и их количественные соотношения независимо от частных задач определенного вида или группы. Обобщение умений решать задачи может быть эмпирическим и теоретическим.
Эмпирическое обобщение основано на сравнении. Учащиеся, сравнивая решения некоторой группы задач, находят в них и выделяют одинаковые теоретические знания, общие логические и математические действия, которые помогают осознать многообразие задач, выделить в них части решения и оперировать ими в процессе решения различных по сложности задач.
Теоретическое обобщение знаний и действий при решении задач осуществляется путем анализа и синтеза эмпирических знаний о действиях в ходе решения какой-либо задачи с целью выделения существенных внутренних связей как в структуре химической задачи, так и в процессе ее решения.
Основные приоритеты методики изучения элективного курса таковы:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущее место при изучении курса следует отвести методам поискового характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы. Приобретение навыков и умений в решении задач во многом зависит от самостоятельной работы учащихся. Повысить самостоятельность при решении задач позволяет применение метода проблемного обучения. Используя этот метод, учитель не проводит анализ нового типа задачи, но дает для самостоятельного решения серию задач с постепенным усложнением содержания таким образом, что каждая последующая задача включает в себя предыдущую. Это помогает ученикам после решения одной задачи проанализировать последующую. Так как задачи усложняются постепенно, то их решение не вызывает затруднений у учащихся, они привыкают к самостоятельной работе, не ожидая готового решения, быстро приобретают навык в решении типовых задач.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
признаки, условия и сущность химических реакций;
химическую номенклатуру.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:
по формулам и уравнениям реакций;
на определение компонентов смеси;
на определение формул соединений;
на растворимость веществ;
вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
энтальпии веществ;
переход от одного способа выражения концентрации к другому.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Количество часов
классы
Введение
1
10
Расчеты по химическим формулам
4
10
Вывод химических формул
4
10
Растворы
14
10, 11
Расчеты по уравнениям химических реакций
22
10, 11
Качественные задачи
4
11
Газовые законы
10
11
Органическая химия
5
11
Заключение
5
11
ИТОГО
69
10-11
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС
Введение (1 ч)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 ч)
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Законы идеальных газов.
Тема 2. Вывод химических формул (4 ч)
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Тема 3. Растворы (7 ч)
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация растворенного вещества. Молярная концентрация эквивалентов. Растворимость. Правило смешивания. Правила креста или квадрат Пирсона.
Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций (12 ч)
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса.
Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Скорость химической реакции.
Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 2.Расчёты по уравнениям химических реакций (10ч).
Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 3. Растворы (7 часов)
Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 4. Органическая химия (5ч).
Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
Электронные пособия
Таблицы по химии, раздаточные и дидактические материалы.