Технология полного усвоения знаний на уроках химии
Технология полного усвоения знаний на уроках химии
Цель - ознакомить учителей с технологией полного усвоения знаний, передать способы деятельности учителя при организации образовательного процесса с элементами ТПУЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология полного усвоения знаний на уроках химии»
Мастер-класс
«Технология полного усвоения знаний на уроках химии»
Учитель химии
Пузанкевич С.А
Мастер-класс
«Технология полного усвоения знаний на уроках химии»
Цель: ознакомить учителей с технологией полного усвоения знаний, передать способы деятельности учителя при организации образовательного процесса с элементами ТПУЗ
План
Описание ТПУЗ
Обоснование эффективности педагогической технологии
Проектирование урока с использованием ТПУЗ
Имитационная игра (урок со взрослыми)
Рефлексия
Моделирование – самостоятельная работа участников по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной ТПУЗ
Итоговая рефлексия, дискуссия по результатам совместной деятельности
Литература:
Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989;
Журнал «Образование и воспитание». Закон Республики Беларусь. Об общем среднем образовании. №9 2006;
Кларина, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.,1989;
Левитес, Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999;
Лучинский,В.М. О методической работе в школе./М.: Центр «Пед.поиск», 2001
Ромадина, Л.П.Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы.- М.: Центр «Пед.поиск»,2003;
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. СВ. Дендебер, О.В. Ключникова. — М.: 5 за знания, 2007.
Шамова, Т. Н.Третьяков, П.И. Педагогические технологии, что это такое и как это использовать в школе. Москва-Тюмень, 1999
Урок по теме
“Основные классы неорганических соединений”
При использовании на уроках технологии полного усвоения знаний следует обращать внимание на календарно-тематическое планирование учебного материала. На эту тему по программе выделяется 14 часов. При использовании на уроках технологии полного усвоения знаний следует обращать внимание на календарно-тематическое планирование учебного материала. Спланируем учебный материал следующим образом:
Оксиды. Классификация, свойства. Урок изучения нового материала.
Оксиды. Получение и применение оксидов. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок коррекции и закрепления знаний.
Основания. Урок изучения нового материала.
Основания. Урок коррекции и закрепления знаний.
Соли. Урок изучения нового материала.
Соли. Урок коррекции и закрепления знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Практическая работа 6 «Решение экспериментальных задач». Урок контроля знаний и экспериментальных умений.
Урок повторения и обобщения изученного материала.
Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений». Урок контроля знаний.
Анализ результатов контрольной работы. Урок коррекции знаний.
При таком планировании учебного материала мы можем при необходимости взять один час из резервного времени. Учителю также следует обратить внимание и на то, что для коррекции и закрепления знаний можно и нужно использовать стимулирующие и поддерживающие занятия.
Урок 1. Оксиды. Классификация, свойства оксидов.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: работа с опорно-логическим конспектом и учебным пособием по ТПУЗ.
Задачи урока: актуализировать знания по теме “Оксиды”; формировать умения составлять уравнения химических реакций, отражающих химические свойства оксидов; создать условия для самостоятельного решения расчётных задач по данной теме; вырабатывать навыки рациональной организации труда при работе в малых группах
Рекомендации учителю:
1.Предварительная подготовка.
На доске.
Тема: “Оксиды”.
Вопросы темы.
- состав оксидов, название и классификация оксидов;
- химические свойства оксидов;
- свойства кислотных оксидов;
- свойства основных оксидов;
2.Анализ учебного материала и его разделение на УЭ.
Анализ учебного материала и разделение его на УЭ представляет собой опорно-логический конспект, включающий основные вопросы темы.
3.Разработка контрольных заданий, проверочных работ, учебного контроля, итогового контроля, дополнительных заданий по УЭ для успевающих учащихся.
КЗ и ПР составляются по каждому УЭ. УК и ИК составляются по всей теме урока. Эти задание помещаем в опорно-логический конспект.
4.Подготовка коррекционных карточек.
Коррекционная карточка представляет собой рекомендацию. Например, посмотри, как составляются формулы по валентности на странице учебника. Можно коррекционные карточки по каждому УЭ включить в опорно-логический конспект.
5.Создание информационного листа для учащегося.
Информационный лист отражает структуру учебного материала и организацию контроля.
Учебный элемент
Виды контроля
УЭ-1. Классификация оксидов.
УЭ-2. Химические свойства основных оксидов.
УЭ-3. Химические свойства кислотных оксидов.
КЗ-1, КЗ-2, КЗ-3 ПР.
КЗ-1, КЗ-2, ПР.
КЗ-1, КЗ-2, ПР,УК, ИК
КЗ – контрольное задание, ПР – проверочная работа, УК – учебный контроль, ИК – итоговый контроль. КЗ, ПР, УК носят диагностический характер и служат для выяснения коррекционных вариантов. При выполнении этих заданий ученик получает “зачёт-незачёт”. ИК имеет оценочный характер.
6.Подготовка алгоритма поведения учащихся.
Очень важно для учащихся иметь алгоритм поведения. Алгоритм поведения представляет собой план или инструкцию работы на уроке.
Ознакомьтесь с целевыми установками по изучению данной темы.
Выберите необходимые информационные источники для самостоятельной работы.
Начинайте прорабатывать учебный материал по УЭ.
После проработки возьмите КЗ -1 и попробуйте выполнить.
Правильность выполнения сверяйте с эталоном (у учителя). При наличие ошибок подойдите к учителю и выясните, что не усвоили. Возвращайтесь на своё рабочее место и дорабатывайте УЭ. Выходите на КЗ-2 и КЗ-3. Можете использовать коррекционную карточку.
Выполняйте проверочную работу. После проверки её учителем, в случае положительного результата можно переходить к следующему УЭ.
После усвоения всех УЭ данной темы и собеседования с учителем можете выполнить УК и ИК.
После выполнения ИК выполните работу над ошибками.
7.Лист учёта деятельности учащихся
Ф.И. ученика
Информация учебных элементов
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
КЗ1
КЗ2
КЗ3
ПР
КЗ1
КЗ2
ПР
КЗ1
КЗ2
ПР
УК
ИК
1.
2.
На основании данных листа учёта деятельности учащихся учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию по усвоению знаний. Такие данные дают возможность каждому ученику самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса, так и в ходе дальнейшего обучения.
8.Организация учебных мест.
Необходимо правильно организовать ученические места.
Место для общественного общения (парта), для работы в паре.
Место для индивидуального контроля.
Валеологическое место предназначено для снятия усталости ученика.
Место для контрольных срезов.
Место для учителя.
Место для учеников, полностью усвоивших тему.
9.Лист самопроверки контрольных заданий.
Листы самопроверки контрольных заданий составляются по каждому КЗ по каждому УЭ. Находятся у учителя в специально отведённом месте для индивидуального контроля.
10.Материально-техническое обеспечение урока.
На демонстрационном столе: ряд кислотных оксидов, углекислый газ, гидроксид кальция или гидроксид бария, химический стакан; чёрный ящик в котором находится химический стакан с водой.
Технологическая карта урока
Основные
этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
Формы, методы, приёмы
1
2
3
4
Организационный
момент
Приветствует учащихся. Организация и ориентация их деятельности. Раздаёт каждому информационный лист для учащегося и алгоритм поведения учащихся.
Слушают вступительное слово учителя
Словесные
Мотивация и целеполагание
Сообщает тему урока, проводит игру “чёрный ящик” используя загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Определяет вместе с учащимися цели урока
Отгадывают загадку и записывают тему в тетрадь
Эвристическая и фронтальная беседа
Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу:
4. Найдите соответствие между оксидами и другими веществами.
5. На какие две группы можно разделить данные оксиды?
6. Дайте определение оксидам каждой группы.
7. Какое химическое свойство основных и кислотных оксидов вам известно?
8. Какие вещества образуются при реакции кислотных и основных оксидов с водой?
Отвечают на вопросы учителя
Фронтальная беседа
Изучение
нового материала
УЭ-1
Раздает опорно-логический конспект учащимся для работы. Сообщает название УЭ-1 и цели для учащихся. Контролирует парную и индивидуальную работу учащихся.
Изучают учебный материал
УЭ-1, основное записывают в тетрадь, основные моменты проговаривают вслух.
Самостоятельная работа с опорно-логическим конспектом и текстом учебника, работа в паре, фронтальная беседа.
Закрепление нового материала по УЭ-1
Показывает эталон ответов КЗ по УЭ-1,
контролирует выполнение КЗ. Помогает более слабым учащимся. Работает с листом учёта деятельности учащихся.
Выполняют КЗ
поУЭ-1 в тетрадях, при затруднениях пользуются корректирующей карточкой или обращаются за помощью к учителю.
Индивидуальная работа
Контроль знаний по
УЭ-1
Раздаёт проверочную работу по УЭ-1 и индивидуально проверяет. При наличии, учащихся с положительным результатом, делит учащихся на 2 группы: усвоили и не усвоили учебный материал. Пересаживает учащихся по группам. Учащимся, усвоившим учебный материал, раздаёт дополнительное задание по УЭ-1 или организует группы взаимопомощи.
Выполняют проверочную работу по
УЭ-1, по указанию учителя пересаживаются
Работа в паре
Коррекция знаний по
УЭ-1
Повторно объясняет учебный материал не усвоившим учащимся, организует взаимопомощь среди учащихся.
Слушают объяснения учителя или работают в группе взаимопомощи
Работа в паре
Повторный контроль по
УЭ-1,
для учащихся, которым оказана помощь
Раздает проверочную работу по УЭ-1, которая содержит альтернативные задания первичной проверочной работы.
Даёт дополнительные задания для учащихся, усвоивших учебный материал. Индивидуально проверяет. Работает с листом учёта деятельности учащихся. При наличии всех положительных результатов приступает к УЭ-2.
Учащиеся, которым была оказана помощь, повторно выполняют проверочную работу. Усвоившие учебный материал учащиеся выполняют дополнитель-ное задание.
Индивидуа-льная работа
Изучение нового материала и закрепление последующих УЭ проводится по схеме изучения
УЭ-1
Проводит демонстрационные опыты 1,2.
Самостоятельная работа с опорно-логическим конспектом и текстом учебника, работа в паре, фронтальная беседа, индивидуальная работа
Контроль и проверка ЗУНов
Проводит УК, показывает эталон ответов. Проводит итоговый контроль. Проверяет индивидуально.
Выполняют УК и ИК
Рефлексия
Проводит рефлексию
Домашнее задание
Предлагает выбрать дом. задание с учётом индивидуальной успешности.
Параграф 35, 36, с158 №9,с. 161№4, с 162 №7*
Выбирают себе д. з. и записывают в дневник
Дифференцированный подход
Опорно-логический конспект
№ УЭ
Название УЭ
Содержание УЭ
Контрольные задания
Коррекция
УЭ-1
Классификация оксидов
1.Кислотные – соответствуют кислотам, образованы атомами неМе и атомами кислорода, при взаимодействии с водой образуют кислоты, кроме оксида SiO2. Пример: СО2, SО2, SО3, Р2О5, N2О5, SiO2.