Вся наша жизнь – игра!
Цели:
О:
- организация единого познавательного процесса учащихся и учителя;
- повысить мотивацию учащихся к предмету, помочь им полюбить интересную и важную науку химию;
- выявить уровень комплексного усвоения знаний и умений.
В: использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности.
Р: формирование интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнение, систематизация, обобщение и моделирования.
Задачи:
Задачи обучения: проверить у учащихся знания основных химических понятий, а также умения и навыки в химических расчетах.
Задачи воспитания: формирование гуманных отношений между учащимися на уроке и выработка таких качеств, как требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, быстрота принятия решений.
Задачи развития: совершенствование своей химической грамотности, акцентирование внимания учащихся на охране труда и технике безопасности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
Учебный материал, изученный по темам: « Атомы химических элементов» и «Простые вещества» систематизируется и обобщается. Повторение пройденного также имеет целью углубить этот материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся.
Оборудование : Ноутбук, проектор, карточки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Распределение ролей, введение критериев оценивания работы.
Учитель (входит в кабинет). Здравствуйте, ребята! Это кабинет химии? И это 8-й класс?
Учитель. Значит, я правильно зашла. Моя профессия – экономист и менеджер, я работаю в НИИ и, наш НИИ проводит набор молодых ученых для работы лаборатории по созданию новых химических технологий. Меня послали к вам, чтобы я проверила, как вы усвоили первоначальные химические понятия. У меня есть для вас ряд заданий. Но выполнять их просто так мне кажется скучным. Я предлагаю поиграть. Мне понадобятся три помощника для оценивания знаний.
Выбираются три ученика и садятся за отдельный стол с табличкой “эксперты”.
Учитель. Я назначаю вас химическими экспертами. Именно вы будете ставить оценки своим одноклассникам.
Все остальные учащиеся делятся на две команды.
Учитель. Я предлагаю ввести следующие критерии, по которым “эксперты” будут оценивать работу команд (на столе “экспертов” имеются задания для обеих команд и памятка с критериями). Команды, слушайте внимательно!
Критерии оценивания команд:
– организованность;
– дисциплинированность;
– сплоченность игроков;
– быстрота выполнения;
– активность игроков;
– внимание игроков;
– правильность и четкость ответа;
– химическая грамотность;
– умение аргументировать ответ
Учитель. Максимальная оценка каждого задания на уроке будет 10 баллов. А за несоблюдение командами какого-либо из перечисленных критериев эксперты имеют право снимать заработанные баллы. За работой “экспертов” будет следить независимая комиссия.
Критерии оценивания “экспертов”:
– объективность;
– организованность;
– качество выполнения дополнительной работы;
– полнота ответа;
– химическая грамотность;
– умение аргументировать оценку
Учитель. Учтите, что сегодня придется поработать абсолютно всем. Я найду способ оценить работу каждого. А самых активных игроков ждет сюрприз по окончании нашего турнира. Но не буду сразу раскрывать всех тайн.
2. Закрепление знаний и навыков деятельности
Учитель. Задание 1. Придумайте название вашей команды и выберите капитана. После этого вы должны назвать каждого игрока команды каким-либо химическим элементом, но так, чтобы внутри команды названия не повторялись. Запишите маркером символ своего элемента на карточке, укажите его относительную атомную массу и прикрепите карточку к одежде с помощью булавки. Время выполнения – 2 мин.
На столах лежат периодические системы, пустые карточки, маркеры и булавки.
Ученики выполняют задание. В это время учитель разъясняет экспертам критерии оценивания ответов и снятия баллов.
Учитель. Капитаны, представьте ваши команды.
Ответ дается с места, название команды записывается на доске учителем. Эксперты ставят баллы.
Учитель. Какое изречение здесь зашифровано?
Au, Nb ,N, Na, In, Eu --- S, Y, Li, Al.
Учитель. Вы уже далеко не первый раз находитесь в кабинете химии и знаете, как здесь себя нужно вести, что можно делать, а что – нельзя.
Задание 2. Очень кратко (только с помощью нескольких словосочетаний ) сформулируйте правила теxники безопасности при работе в кабинете химии.
Команды обсуждают и готовятся 2 мин. Запись производится маркером на большом листе с надписью “Правила ТБ”, который затем вывешивается на доску и зачитывается одним из игроков.
Примерные фразы: думай, проверяй, слушай (учителя), не мешай (другим), будь аккуратен, будь внимателен, не загромождай, не рассыпай, не разливай, не вреди, не пробуй, не нюхай и т.п.
Учитель. Здорово! Оказывается, кабинет химии необычный и вести себя здесь надо по-особому.
“Эксперты” решают, какая команда лучше справилась с заданием, и выставляют баллы.
Учитель. Задание 3. Расположите указанные вещества в порядке возрастания их относительных молекулярных масс.
На доске для каждой команды вывешены в произвольном порядке таблички с формулами веществ. Обсуждение решения происходит внутри команды (время выполнения – 2 мин.).
Учитель. Я попрошу самого “легкого элемента” от каждой команды оформить результат на доске и дать полный ответ.
Ученики выполняют работу у доски.
1 команда: CaCO3 (100), CaCl2 (111), CaO (56)
2 команда: NaCl (58,5), NaOH (40), NaNO3 (85)
“Эксперты” оценивают ответы “легких элементов”,
Учитель. Мне как экономисту необходимо знать, из какого вещества выгоднее извлекать металл. Где его больше содержится? Надеюсь, вы, как химики, сможете мне помочь?
Задание 4. В каком из предложенных соединений содержится больше металла?
1 команда: Fe2O3 или FeO
2 команда: MgO или MgCl2
Решение происходит совместно в команде (время выполнения – 3 мин.). Эксперты также решают это задание, чтобы быстрее сравнить результаты.
Учитель. Капитаны, назначьте отвечающих, которые кратко оформят результат на доске и озвучат его. А в это время команды (устно) ответят на вопросы:
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе. (Водород)
Проверим результат на доске.
Игроки у доски устно дают полный ответ.
Учитель. Эксперты, вы согласны с данным ответом? Сколько баллов вы можете поставить каждой команде?
Эксперты выставляют оценки командам.
Учитель. Задание 5. К завтрашнему дню мне нужно подготовить опыты, насыпав определенные вещества в колбочки. Вещества я нашла. Весы – тоже. Но не пойму, сколько нужно взвесить каждого вещества. Здесь какой-то странный текст. Надеюсь, вы поймете, о чем идет речь. Здесь записано следующее:
Для проведения реакции необходимо взвесить
1 моль CaO и 7 моль H2O
Для проведения реакции необходимо взвесить
5 моль H2O и 0,5 моль SO3
Решаем задачи совместно в команде, время выполнения – 3 мин. Эксперты также решают это задание, чтобы быстрее сравнить результаты.
Команды решают задачи.
Учитель. Капитаны, ваш ответ: по сколько граммов каждого вещества мне нужно взвесить?
Зачитывается полный ответ.
Учитель. Эксперты, вы согласны? Какие у вас будут замечания? Сколько баллов вы поставите командам?
Эксперты выставляют баллы, аргументируя свой выбор.
3. Подведение итогов игры
А сейчас вам, наверное, интересно, какая команда сегодня выиграла. Эксперты, подсчитайте итоги нашей игры.
Идет подсчет баллов
Учитель. Итак, вы выполнили все намеченные задания. Оказывается, вы за три месяца так много узнали в области химии – это и символы элементов, и формулы веществ, и химические расчеты. Вы мне помогли освежить память в области химии. Теперь я смогу включить в списки молодых ученых тех, кто успешно пройдет тестирование
4. Контроль и самопроверка (тестирование)
Учитель. У меня есть сомнения, все ли одинаково хорошо могут справиться с подобными заданиями. Решим небольшой тест. Из ответов на вопросы мне будет ясно, как вы усвоили изученный материал. Время выполнения – 4 мин.
Каждому ученику дается карточка-тест, разработанный в шести вариантах: задания 1–4 обязательны для всех, задание 5* – повышенной сложности, т.к. данный материал на уроке не повторялся.
По истечении контрольного времени карточки собираются и передаются другой команде, где происходит проверка и оценивание работ по готовому “ключу”: 5 и 4 правильных ответов – оценка “5”, 3 – “4”, 2 – “3”, 1 – “2”.
Ключ к тесту
B-1
B-2
B-3
B-4
B-5
B-6
1. в
1. а
1. б
1. в
1. в
1. в
2. а
2. в
2. в
2. б
2. в
2. в
3. в
3. а
3. в
3. в
3. в
3. б
4. а
4. б
4. в
4. б
4. б
4. б
5*. в
5*. в
5*. б
5*. в
5*. а
5*. в
5. Подведение итогов урока
Ученики ставят оценки на карточках, которые затем собираются, учитель объявляет и комментирует результаты тестирования.
6.Рефлексия
Учитель. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А вам? Если урок понравился, поднимите красную карточку, если нет, то голубую.
7. Домашнее знание
Учитель. Я хотела бы вам дать домашнее задание. Оно будет творческим: придумайте интересные задания для подобной игры.