Технология полного усвоения знаний - как система активного оценивания знаний на уроках химии
Технология полного усвоения знаний - как система активного оценивания знаний на уроках химии
Эта разработка является обобщением опыта учителя химии. Этот материал является примером для развивающего обучения учащихся (ненавязчивое обучение). Является технологией позволяющей построить образовательный процесс таким образом, что учащиеся имеют высокую мотивацию к обучению. Полное усвоение знаний дает возможность учащимся достигнуть максимально высокого результата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология полного усвоения знаний - как система активного оценивания знаний на уроках химии»
51
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Средняя школа №6 г. Жодино»
Технология полного усвоения знаний – как система активного оценивания знаний на уроках химии
Автор:
учитель химии
Пузанкевич Светлана Александровна
Жодино, 2021
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы технологии полного усвоения знаний. 5
1.1. Проектирование обучающей системы технологии полного усвоения. 7
1.2. Подходы к разработке уроков по технологии 9
1.3. Особенности применения технологии полного усвоения знаний на
уроках 12
1.4. Проблемы освоения образовательной технологии учителем в
современной школе. 15
2. Практическое применение технологии полного усвоения знаний 16
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 1 25
Приложение 2 43
Введение
В настоящее время Республика Беларусь переживает очень важный период своего становления. И каким завтра будет наше государство, во многом зависит от того, кто придёт на смену нынешнему поколению работников умственного и физического труда. Это новое поколение в настоящий момент является учащимися школ, гимназий, лицеев. Кем и какими они станут во многом зависит от системы современного образования, которая сегодня решает актуальные задачи, поставленные перед ним государством. В качестве основных из них необходимо отметить:
духовное и физическое развитие учащихся;
овладение учащимися основных наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда;
формирование научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;
подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе в обществе, в том числе к продолжению образования, трудовой деятельности, семейной жизни;
воспитание гражданина Республика Беларусь.
Решение этих задач осуществляется при изучении всех учебных предметов, но каждый из них имеет свои особенности. Так при изучении учебного предмета «Химия» основное внимание уделяется на освоение учащимися культуры рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений, на формирование у школьников понимания роли химии в решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед человечеством в 21 веке.
Использование традиционных форм обучения на уроках химии не позволяет их полноценно решить. В качестве помочника необходимо использовать современные образовательные технологии. Одной их них является технология полного усвоения знаний. Применение технологии полного усвоения знаний позволяет наиболее полно и осознанно решить главные задачи химического образования. Организация образовательного процесса с использованием ТПУЗ способствует полному освоению химическими знаниями; развивает умения приобретать и практически использовать знания, применять их в повседневной жизни и трудовой деятельности; формирует у учащихся положительное отношение к химии как важному компоненту общечеловеческой культуры. На уроках с использованием данной технологии создаются учителем условия для развития творческих способностей учащихся в процессе усвоения знаний, а также условия способствующие сохранению здоровья учащихся.
1. Теоретические основы технологии полного усвоения знаний.
Теоретическое обоснование технологии полного усвоения описано в работах М.В. Кларина "Педагогические технологии в учебном процессе" М., 1989г. Авторы этой технологии Дж. Кэрролл и Б. Блюм в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Концепция полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого обучающего время, методы, формы, условия труда.
Ключевым понятием этой технологии служит эталон полного усвоения знаний, то есть планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Этот эталон задаётся в унифицированном виде с помощью таксономии, т.е. иерархически взаимосвязанной системой педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер.
Главное требование к определению эталона его оперативность и диагностика, т.е. постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимися планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого категории целей формируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающиеся, чтобы подтвердить достижения эталона. Перечислим категории целей познавательной деятельности.
-знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т.д.)
-понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает. Прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий;
-применение: ученик показывает применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
-синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, например, пишет, творческие сочинения, предлагает план эксперимента, решения проблемы;
-оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели;
Такая таксономия целей Б. Блюма получила широкое распространение за рубежом. Она используется в зарубежных учебниках и дидактических пособий в качестве шкалы для измерения результатов обучения.
1.1. Проектирование обучающей системы технологии полного усвоения.
Проектирование образующей системы:
- подготовка учебного материала состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации с указанием планируемых сроков изучение (нескольких уроков, недель и т.д.). Но каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест), проверяющее результативность учения по двухбалльной шкале (зачет - незачет). По всей теме определяется эталон её полного усвоения;
- ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию современной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснения основных принципов нового способа обучения:
1. хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все;
2. отметка за усвоение данной темы (раздела, курса) выставляется после заключительной поверки и указанному учащимся эталону, каждый ученик достигший эталона получает «5»
3. если все будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем;
4. каждый ученик получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку;
5. текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ, оцениваемых по двухбалльной шкале. Целью этих заданий является выявление неясностей и ошибок для их последующей коррекции;
6. в случае затруднения каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для них преодоления;
7. при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливания ошибок, неясностей.
- ход учебного занятия: осуществляется по каждой учебной единице в направлении её полного усвоения. Деятельность учителя в рамках учебной единицы состоит из следующих процедур:
1. ознакомление с учебными целями;
2. предъявление общего плана обучения;
3. проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;
4. организация текущей проверки;
5. оценивание текущих результатов поверки и выявление как правильно, так и неверно усвоивших учебный элемент;
6. коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых процедур, взаимопомощи;
7. повторное тестирование учащихся, которым была оказана помощь. Аналогично проводится работа по каждой единицы усвоения, которая завершается итоговым тестом и в соответствии с эталоном дается оценка полного усвоения материала в целом каждым учеником.
1.2. Подходы к разработке уроков по технологии:
а) Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться "по-новому", и по этой новой методике в классе, во-первых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничивается. Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основных идеях:
- класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов, но не большей его части, а всеми учениками
- каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;
-отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталонам. Здесь нужно указать эталон высшей отметки.
- каждый ученик, достигший этого эталона, получит отметку "отлично".
- число "отличных" оценок не ограничивается.
Соответственно взаимопомощь не ограничивается возможность каждого ученика получить отличную отметку. Если все ученики помогают друг другу, все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
- каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будет представлены другие альтернативные возможности;
- на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию дополнительных проверочных работ, результаты не оцениваются оценками. Сведение по результатам служат для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности, ошибки и исправить их.
-в случае затруднения при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же будет дома возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;
- эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.
На начальном этапе работы прослеживается черта всей системы – направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.
б) Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам.
в) Изложение нового материала и его проработка учащимся происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность происходит на основы ориентиров, которые представляют собой точно, конкретно сформированные учебные результаты, которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственными критериями оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.
г) После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам либо просто могут быть свободы - до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная учебная деятельность. Для этого вначале выявляются имеющиеся проблемы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которое должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способ изложения меняется. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником, основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека) их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые усвоили данную учебную единицу.
д) Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто всё ещё не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), то все формулировки результатов промежуточного контроля относятся к типу "зачет - незачет". Однако это не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.
Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько учебных единиц.
После проверки контрольных работ учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки. Для такой конкретизации применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу, где отмечается "у" - полное усвоение, "н/у" - неполное усвоение.
Такие данные дают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса, так и в ходе дальнейшего обучения.
Применяется индивидуальная работа учителя с учеником, основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека) их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые усвоили данную учебную единицу.
1.3. Особенности применения технологии полного усвоения знаний на уроках
Технология полного усвоения знаний применяется на уроках, темы которых очень важны для учащихся и каждый ученик должен усвоить.
Основная цель технологии полного усвоения это научить всех, вне зависимости от времени. Существуют этапы подготовки к использованию технологии полного усвоения:
а) Анализ учебного материала и его разделение на учебные элементы.
б) Разработка содержания контрольных срезов по каждому учебному элементу. Это составление контрольных тестов, проверочных работ, разработка эталона и итогового контроля.
в) Подготовка коррекционных карточек для недостаточно усвоивших учебный материал.
г) Общий организационный ввод учащихся. Создание установки на конечный результат учения и способа учения.
д) Ознакомление учащихся со структурой и организацией контроля.
Внедрение начинается с информационного ввода учащихся в данную тему. Информационный ввод осуществляет учитель. Это обзорная лекция. Объяснение опорного конспекта. Учитель объясняет узловые моменты темы, более сложный материал. Информационный ввод занимает 3% времени. Затем начинается самостоятельная деятельность учащихся по новому материалу. Этот этап включает работу с опорным конспектом. Этап самостоятельной работы предполагает проведение диагностического контроля, проверочных работ и помощь учащимся не полностью усвоивших тему. Текущая проверка имеет на этом этапе диагностический характер. Её назначение — выяснить коррекционные варианты. Заканчивается этап контроля итоговым контролем по индивидуальному графику.
Каждый ученик получает информационный лист для учащегося
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
УЭ1
УЭ2
УЭ3
КТ1.КТ2.КТ3.УК.ПР
КТ1.КТ2.УК.ПР
КТ1.КТ2.УК.ПР.ИК
Информационный лист для учителя
Ф.И. учащегося
Информация учебных элементов
УЭ1
УЭ2
УЭ3
КТ1
КТ1
КТ3
УК
ПР
КТ1
КТ2
УК
ПР
КТ1
КТ2
УК
ПР
ИК
Для учащихся очень важно иметь алгоритм поведения.
1. Ознакомьтесь с целевыми установками по изучению данной темы
2. Выберите необходимые информационные источники для самостоятельной работы.
3. Начинайте прорабатывать учебный материал, обращайтесь к конспекту в тетради.
4. После проработки возьмите КТ, и попробуйте выполнить
5. Правильность выполнения сверяйте с эталоном. Можете подойти к учителю и выяснить, что не усвоили. Возвращайтесь на рабочее место и дорабатывайте учебный элемент. Выходите на КТ2, КТ3. Можно использовать коррекционную карточку.
6. Выполните проверочную работу. После проверки её учителем, в случае положительного результата можно переходить к следующему УЭ.
7. После усвоения всех УЭ данной темы и собеседования с учителем можете выполнить итоговый контроль.
8. После проверки учителем контрольной работы, сделайте работу над ошибками. Коррекционная карточка. В ней даются рекомендации. Например, посмотри, как записываются формулы по валентности на странице учебника.
Необходима организация ученических мест.
1. Место для общественного общения (парта), для работы в паре.
2. Место для индивидуального контроля.
3. Валеологическое место предназначено для снятия усталости ученика.
4. Место для контрольных срезов.
5. Место учителя.
6. Место для учеников, полностью усвоивших тему.
1.4. Проблемы освоения образовательной технологии учителем в современной школе.
На пути воплощения инновационных проектов встречается целый ряд препятствий:
- педагогическим работникам недостает действенной информационно-консалтинговой службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы;
- разработчики авторских систем, программ, моделей и др., сосредотачивают основное внимание на содержательном компоненте педагогического процесса и не уделяют достаточного внимания процессуальному: то есть не доводят теоретический замысел до уровня технологии;
- консерватизм всей педагогической системы, который однако успешно преодолевается во многих образовательных учреждениях при достаточной мотивации её сотрудников.
2. Практическое применение технологии полного усвоения знаний
Одной из эффективных образовательных технологий является технология полного усвоения знаний, которая позволяет решить ряд проблем, возникающих в процессе обучения. Разная успеваемость учащихся при усвоении ими базового содержания учебного материала объясняется не их способностью или неспособностью усвоить, а неумением учителя организовать процесс преподавания в соответствии с индивидуальными способностями восприятия и усвоения. В традиционном образовательном процессе всегда фиксируется два параметра – темп обучения и способ подачи учебного материала. Очень часто мы объясняем и требует так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с разными особенностями воспитания и осмысления. Способности учащихся определяются его темпом обучения при оптимально подобранных условиях.
Современная образовательная система к сожалению ставит учителя в определённые рамки, поэтому систематическое применение технологии полного усвоения знаний (ТПУЗ) на всех уроках невозможно. Её необходимо использовать при изучении отдельных, более важных тем в курсе химии. Так, на мой взгляд, в 7 классе такой является тема «Основные классы неорганических соединений». На эту тему по программе выделяется 14 часов. При использовании на уроках технологии полного усвоения знаний следует обращать внимание на календарно-тематическое планирование учебного материала. Спланируем учебный материал следующим образом:
Оксиды. Классификация, свойства. Урок изучения нового материала.
Оксиды. Получение и применение оксидов. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок коррекции и закрепления знаний.
Основания. Урок изучения нового материала.
Основания. Урок коррекции и закрепления знаний.
Соли. Урок изучения нового материала.
Соли. Урок коррекции и закрепления знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Практическая работа 6 «Решение экспериментальных задач». Урок контроля знаний и экспериментальных умений.
Урок повторения и обобщения изученного материала.
Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений». Урок контроля знаний.
Анализ результатов контрольной работы. Урок коррекции знаний.
При таком планировании учебного материала мы можем при необходимости взять один час из резервного времени. Учителю также следует обратить внимание и на то, что для коррекции и закрепления знаний можно и нужно использовать стимулирующие и поддерживающие занятия.
Это необходимо сделать в связи с индивидуальными временными параметрами усвоения учебного материала. Так, например, один ученик усваивает тему «Оксиды» за два урока, а второму три урока и больше.
Для достижения высоких результатов в обучении учащихся учитель также должен обладать тщательной подготовкой к уроку, чётко и конкретно представлять его цели и задачи. Для этого необходима большая предварительная работа (см. приложение1, 2), которая включает в себя:
1.Анализ учебного материала и его разделение на УЭ. Анализ учебного материала и разделение его на УЭ представляет собой опорно-логический конспект, включающий основные вопросы темы.
2. Разработка контрольных заданий, проверочных работ, учебного контроля, итогового контроля, дополнительных заданий по УЭ для успевающих учащихся. КЗ и ПР составляются по каждому УЭ. УК и ИК составляются по всей теме урока. Эти задание помещаем в опорно-логический конспект.
3. Подготовка коррекционных карточек. Коррекционная карточка представляет собой рекомендацию. Например, посмотри, как составляются формулы по валентности на странице учебника. Можно коррекционные карточки по каждому УЭ включить в опорно-логический конспект.
4. Создание информационного листа для учащегося. Информационный лист отражает структуру учебного материала и организацию контроля.
5. Подготовка алгоритма поведения учащихся, который представляет собой план или инструкцию работы на уроке.
6. Лист учёта деятельности учащихся. На основании данных листа учёта деятельности учащихся учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию по усвоению знаний. Такие данные дают возможность каждому ученику самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса, так и в ходе дальнейшего обучения.
7. Организация учебных мест.Необходимо правильно организовать ученические места:
Место для общественного общения (парта), для работы в паре.
Место для индивидуального контроля.
Валеологическое место предназначено для снятия усталости ученика.
Место для контрольных срезов.
Место для учителя.
Место для учеников, полностью усвоивших тему.
8. Лист самопроверки контрольных заданий. Листы самопроверки контрольных заданий составляются по каждому КЗ по каждому УЭ. Находятся у учителя в специально отведённом месте для индивидуального контроля.
9. Материально-техническое обеспечение урока.
10. Технологическая карта урока.
Использование на уроках ТПУЗ полностью соответствует дидактическим и психологическим требованиям к современному уроку, таким как:
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке так и на отдельных его этапах;
Создание условий успешного учения учащихся;
Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальная самостоятельность в учении учащихся;
Проектирование развития учащихся в пределах конкретного урока;
Учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в прешествующей работе;
Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.
Технология полного усвоения знаний на уроках соответствует принципам развивающего обучения, что важно для современного урока. При изучении учебного материала по каждому учебному элементу происходит планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска. При выполнении КЗ по УЭ систематически проводится учёт контроля, анализа деятельности учащихся, осуществляемые учителем и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся.
Важным моментом является организация познавательной деятельности учащихся. На уроках с использованием ТПУЗ организация познавательной деятельности учащихся начинается с установки в форме убеждения, внушения. Это происходит в начале урока (учитель сразу говорит своим учащимся, что они начинают работать «по-новому»). На уроке учитель применяет приёмы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни решения задач, использование задач с недостающими или излишними данными, усложнение заданий). При составлении опорно-логического конспекта, в котором содержится ряд КЗ, а также при подготовке ПР и УК, ИК учитель использует приёмы направленные на развитие познавательной деятельности учащихся.
ТПУЗ позволяет систематически проводить закрепление результатов работы. Выполняя большое количество заданий по каждому УЭ формируются навыки путём упражнений и перенос ранее усвоенных умений на новые условия.
Одним из главных моментов успешного урока является организованность учащихся. В начале урока учитель знакомит учеников с алгоритмом их поведения, что представляет собой своеобразный план. На уроке с использованием ТПУЗ учитель организует работу в парах при изучении содержания УЭ и обсуждении этого содержания, также создаются группы взаимопомощи с учащимися, которые не полностью усвоили материал. На уроке имеет место и индивидуальная работа учителя с учеником.
ТПУЗ предусматривает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Из опыта работы видно, что наиболее применима технология в классах с высокими результатами учебной деятельности, а также для учащихся старшего звена. Однако, можно планировать и проводить уроки с учащимися разного возраста, так как на уроке часто меняется вид деятельности учащихся, например, слушают учителя, изучают в паре содержание УЭ, проговаривают вслух, выполняют КЗ по УЭ, самопроверяют с эталоном, делают выводы, повторно слушают учителя и т.д.. Очень важно и то, что на уроке организованы рабочие места для учащихся, в том числе и валеологическое место для отдыха ученика. Использование на уроках технологии полного усвоения знаний определяет оптимальный темп и ритм урока, так как усвоение знаний происходит у каждого ученика индивидуально в соответствии с его возможностями и особенностями, т.е. происходит активное учение каждого школьника.
Технология полного усвоения знаний является эффективным средством достижения максимальных результатов на уроках химии. Как уже упоминалось выше, урок спланированный с применением ТПУЗ полностью соответствует требованиям современного урока, что безусловно свидетельствует о его эффективности. Но в первую очередь об этом свидетельствуют результаты учебной деятельности учащихся. Для этого мною в 2008/2009 учебном году было спланировано экспериментальное проведение уроков в 7–х классах. В одном из них (7 «А» классе) при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» использовалась технология полного усвоения знаний, а в другом классе (7 «Б» класс) данная технология не применялась. Необходимо отметить, что данные классы были выбраны потому что, результат учебной деятельности и средний балл успеваемости по предмету химия у них почти одинаков и составляет 6,5 и 6,2 баллов. При проведении итогового контроля знаний, проведении контрольной работы по теме результаты значительно отличались. В 7 «Б» классе средний балл за контрольную работу составил 6,1 балла, а в 7 «А» классе 7,8 балла. Данный факт является убедительным подтверждением эффективности данной технологии. Об этом также свидетельствует и проведённое анкетирование учащихся 7 «А» класса. При ответе на поставленный перед ними вопрос «В чём отличие процесса изучения данной темы от ранее изученных?» учащиеся дали следующие ответы:
Отсутствие боязни выглядеть неловко в затруднительных случаях.
Не ставятся низкие отметки.
Можно общаться и получать помощь одноклассников.
Сам проверяешь свои работы.
Учитель больше уделяет внимания каждому ученику.
Существует возможность отдохнуть на уроке, если ты устал.
Эти ответы свидетельствуют о благополучной психологической атмосфере в классе.
Таким образом можно сделать вывод о необходимости применять технологии полного усвоения знаний на уроках.
Заключение
Требования современного образовательного процесса, педагогики и психологии ставят перед учителем тяжёлую, но не неразрешимую задачу. Одним из эффективнейших способов её решения является применение на уроках ТПУЗ. Так при этом решаются многие проблемы: исчезает разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования; достигается индивидуализация процесса обучения, учитываются особенности воспитания, осмысления, запоминания каждого ученика; достигается усвоение материала всеми и полностью; наиболее полно проявляются способности каждого ученика, а построение учебного процесса направлено на то, чтобы довести всех учащихся к единому, чётко заданному уровню овладения знаниями и умениями.
Существуют правда и определённые трудности, которые усложняют процесс освоения технологии полного усвоения знаний. Основными из них являются: недостаток действенной информационно-консалтинговой службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы; консерватизм педагогической системы; недостаточная мотивация учителей при внедрении данной технологии.
Однако эти трудности минимализируются результатами учебной деятельности учащихся при использовании ТПУЗ. Так проведённый мной сравнительный анализ итогов усвоения знаний красноречиво свидетельствует о преимуществе данной технологии. Об этом же говорят и результаты анкетирования учащихся. Поэтому можно говорить о высокой эффективности использования технологии полного усвоения знаний как в учебном так и в педагогическом и психологическом аспектах.
Необходимо отметить, что использование данной технологии оптимально на тех уроках химии, темы которых наиболее важны. Ещё одной особенностью применения ТПУЗ является её большая адаптация к возможностям сильных учеников. Работа с менее сильными учащимися вызывает затруднения.
Таким образом несмотря на существующие объективные и субъективные сложности технология полного усвоения знаний предоставляет великолепную возможность стать отличником практически каждому ученику, что и является одной из самых главных и важных целей образовательного процесса.
Список литературы
Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989;
Журнал «Образование и воспитание». Закон Республики Беларусь. Об общем среднем образовании. №9 2006;
Кларина, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.,1989;
Левитес, Д.Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999;
Лучинский,В.М. О методической работе в школе./М.: Центр «Пед.поиск», 2001
Ромадина, Л.П.Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы.- М.: Центр «Пед.поиск»,2003;
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. СВ. Дендебер, О.В. Ключникова. — М.: 5 за знания, 2007.
Шамова, Т. Н.Третьяков, П.И. Педагогические технологии, что это такое и как это использовать в школе. Москва-Тюмень, 1999
Приложение 1
Урок по теме
“Основные классы неорганических соединений”
При использовании на уроках технологии полного усвоения знаний следует обращать внимание на календарно-тематическое планирование учебного материала. На эту тему по программе выделяется 14 часов. При использовании на уроках технологии полного усвоения знаний следует обращать внимание на календарно-тематическое планирование учебного материала. Спланируем учебный материал следующим образом:
Оксиды. Классификация, свойства. Урок изучения нового материала.
Оксиды. Получение и применение оксидов. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок изучения нового материала.
Кислоты. Урок коррекции и закрепления знаний.
Основания. Урок изучения нового материала.
Основания. Урок коррекции и закрепления знаний.
Соли. Урок изучения нового материала.
Соли. Урок коррекции и закрепления знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Взаимосвязь между классами неорганических соединений. Урок обобщения и систематизации знаний.
Практическая работа 6 «Решение экспериментальных задач». Урок контроля знаний и экспериментальных умений.
Урок повторения и обобщения изученного материала.
Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений». Урок контроля знаний.
Анализ результатов контрольной работы. Урок коррекции знаний.
При таком планировании учебного материала мы можем при необходимости взять один час из резервного времени. Учителю также следует обратить внимание и на то, что для коррекции и закрепления знаний можно и нужно использовать стимулирующие и поддерживающие занятия.
Урок 1. Оксиды. Классификация, свойства оксидов.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: работа с опорно-логическим конспектом и учебным пособием по ТПУЗ.
Задачи урока: актуализировать знания по теме “Оксиды”; формировать умения составлять уравнения химических реакций, отражающих химические свойства оксидов; создать условия для самостоятельного решения расчётных задач по данной теме; вырабатывать навыки рациональной организации труда при работе в малых группах
Рекомендации учителю:
1.Предварительная подготовка.
На доске.
Тема: “Оксиды”.
Вопросы темы.
- состав оксидов, название и классификация оксидов;
- химические свойства оксидов;
- свойства кислотных оксидов;
- свойства основных оксидов;
2.Анализ учебного материала и его разделение на УЭ.
Анализ учебного материала и разделение его на УЭ представляет собой опорно-логический конспект, включающий основные вопросы темы.
3.Разработка контрольных заданий, проверочных работ, учебного контроля, итогового контроля, дополнительных заданий по УЭ для успевающих учащихся.
КЗ и ПР составляются по каждому УЭ. УК и ИК составляются по всей теме урока. Эти задание помещаем в опорно-логический конспект.
4.Подготовка коррекционных карточек.
Коррекционная карточка представляет собой рекомендацию. Например, посмотри, как составляются формулы по валентности на странице учебника. Можно коррекционные карточки по каждому УЭ включить в опорно-логический конспект.
5.Создание информационного листа для учащегося.
Информационный лист отражает структуру учебного материала и организацию контроля.
Учебный элемент
Виды контроля
УЭ-1. Классификация оксидов.
УЭ-2. Химические свойства основных оксидов.
УЭ-3. Химические свойства кислотных оксидов.
КЗ-1, КЗ-2, КЗ-3 ПР.
КЗ-1, КЗ-2, ПР.
КЗ-1, КЗ-2, ПР,УК, ИК
КЗ – контрольное задание, ПР – проверочная работа, УК – учебный контроль, ИК – итоговый контроль. КЗ, ПР, УК носят диагностический характер и служат для выяснения коррекционных вариантов. При выполнении этих заданий ученик получает “зачёт-незачёт”. ИК имеет оценочный характер.
6.Подготовка алгоритма поведения учащихся.
Очень важно для учащихся иметь алгоритм поведения. Алгоритм поведения представляет собой план или инструкцию работы на уроке.
Ознакомьтесь с целевыми установками по изучению данной темы.
Выберите необходимые информационные источники для самостоятельной работы.
Начинайте прорабатывать учебный материал по УЭ.
После проработки возьмите КЗ -1 и попробуйте выполнить.
Правильность выполнения сверяйте с эталоном (у учителя). При наличие ошибок подойдите к учителю и выясните, что не усвоили. Возвращайтесь на своё рабочее место и дорабатывайте УЭ. Выходите на КЗ-2 и КЗ-3. Можете использовать коррекционную карточку.
Выполняйте проверочную работу. После проверки её учителем, в случае положительного результата можно переходить к следующему УЭ.
После усвоения всех УЭ данной темы и собеседования с учителем можете выполнить УК и ИК.
После выполнения ИК выполните работу над ошибками.
7.Лист учёта деятельности учащихся
Ф.И. ученика
Информация учебных элементов
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
КЗ1
КЗ2
КЗ3
ПР
КЗ1
КЗ2
ПР
КЗ1
КЗ2
ПР
УК
ИК
1.
2.
На основании данных листа учёта деятельности учащихся учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию по усвоению знаний. Такие данные дают возможность каждому ученику самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнить имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса, так и в ходе дальнейшего обучения.
8.Организация учебных мест.
Необходимо правильно организовать ученические места.
Место для общественного общения (парта), для работы в паре.
Место для индивидуального контроля.
Валеологическое место предназначено для снятия усталости ученика.
Место для контрольных срезов.
Место для учителя.
Место для учеников, полностью усвоивших тему.
9.Лист самопроверки контрольных заданий.
Листы самопроверки контрольных заданий составляются по каждому КЗ по каждому УЭ. Находятся у учителя в специально отведённом месте для индивидуального контроля.
10.Материально-техническое обеспечение урока.
На демонстрационном столе: ряд кислотных оксидов, углекислый газ, гидроксид кальция или гидроксид бария, химический стакан; чёрный ящик в котором находится химический стакан с водой.
Технологическая карта урока
Основные
этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
Формы, методы, приёмы
1
2
3
4
Организационный
момент
Приветствует учащихся. Организация и ориентация их деятельности. Раздаёт каждому информационный лист для учащегося и алгоритм поведения учащихся.
Слушают вступительное слово учителя
Словесные
Мотивация и целеполагание
Сообщает тему урока, проводит игру “чёрный ящик” используя загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Определяет вместе с учащимися цели урока
Отгадывают загадку и записывают тему в тетрадь
Эвристическая и фронтальная беседа
Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу:
4. Найдите соответствие между оксидами и другими веществами.
5. На какие две группы можно разделить данные оксиды?
6. Дайте определение оксидам каждой группы.
7. Какое химическое свойство основных и кислотных оксидов вам известно?
8. Какие вещества образуются при реакции кислотных и основных оксидов с водой?
Отвечают на вопросы учителя
Фронтальная беседа
Изучение
нового материала
УЭ-1
Раздает опорно-логический конспект учащимся для работы. Сообщает название УЭ-1 и цели для учащихся. Контролирует парную и индивидуальную работу учащихся.
Изучают учебный материал
УЭ-1, основное записывают в тетрадь, основные моменты проговаривают вслух.
Самостоятельная работа с опорно-логическим конспектом и текстом учебника, работа в паре, фронтальная беседа.
Закрепление нового материала по УЭ-1
Показывает эталон ответов КЗ по УЭ-1,
контролирует выполнение КЗ. Помогает более слабым учащимся. Работает с листом учёта деятельности учащихся.
Выполняют КЗ
поУЭ-1 в тетрадях, при затруднениях пользуются корректирующей карточкой или обращаются за помощью к учителю.
Индивидуальная работа
Контроль знаний по
УЭ-1
Раздаёт проверочную работу по УЭ-1 и индивидуально проверяет. При наличии, учащихся с положительным результатом, делит учащихся на 2 группы: усвоили и не усвоили учебный материал. Пересаживает учащихся по группам. Учащимся, усвоившим учебный материал, раздаёт дополнительное задание по УЭ-1 или организует группы взаимопомощи.
Выполняют проверочную работу по
УЭ-1, по указанию учителя пересаживаются
Работа в паре
Коррекция знаний по
УЭ-1
Повторно объясняет учебный материал не усвоившим учащимся, организует взаимопомощь среди учащихся.
Слушают объяснения учителя или работают в группе взаимопомощи
Работа в паре
Повторный контроль по
УЭ-1,
для учащихся, которым оказана помощь
Раздает проверочную работу по УЭ-1, которая содержит альтернативные задания первичной проверочной работы.
Даёт дополнительные задания для учащихся, усвоивших учебный материал. Индивидуально проверяет. Работает с листом учёта деятельности учащихся. При наличии всех положительных результатов приступает к УЭ-2.
Учащиеся, которым была оказана помощь, повторно выполняют проверочную работу. Усвоившие учебный материал учащиеся выполняют дополнитель-ное задание.
Индивидуа-льная работа
Изучение нового материала и закрепление последующих УЭ проводится по схеме изучения
УЭ-1
Проводит демонстрационные опыты 1,2.
Самостоятельная работа с опорно-логическим конспектом и текстом учебника, работа в паре, фронтальная беседа, индивидуальная работа
Контроль и проверка ЗУНов
Проводит УК, показывает эталон ответов. Проводит итоговый контроль. Проверяет индивидуально.
Выполняют УК и ИК
Рефлексия
Проводит рефлексию
Домашнее задание
Предлагает выбрать дом. задание с учётом индивидуальной успешности.
Параграф 35, 36, с158 №9,с. 161№4, с 162 №7*
Выбирают себе д. з. и записывают в дневник
Дифференцированный подход
Опорно-логический конспект
№ УЭ
Название УЭ
Содержание УЭ
Контрольные задания
Коррекция
УЭ-1
Классификация оксидов
1.Кислотные – соответствуют кислотам, образованы атомами неМе и атомами кислорода, при взаимодействии с водой образуют кислоты, кроме оксида SiO2. Пример: СО2, SО2, SО3, Р2О5, N2О5, SiO2.
При затруднениях обращайтесь к учителю или к тексту учебника на стр. 165.
3.
Химические
свойства
оснований.
1. Свойства растворимых оснований. Изучите учебный материал на стр. 165.
2. Свойства нерастворимых оснований. Изучите по таблице на стр.165.
3. Общие свойства оснований. Изучите по таблице на стр. 165.
4. Выполните лабораторный опыт №7 на стр.164. Результаты оформите в таблицу. Сделайте вывод.
КЗ-1. Закончите уравнения реакций:
1. КОН+СО2=
2. NaOH+HCl=
3. KOH+H2SO4=
4. Fe(OH)3=
5. Cu(OH)2=
КЗ-2. Вместо знака
вопроса запишите
формулы веществ:
1. ?+СаО=Са(ОН)2
2. ?+?=Са(ОН)2+Н2
3. Са(ОН)2+?=СаСОз+
4. ?=FeO+H2O
КЗ-3. Какие из
перечисленных
оснований при
нагревании
разлагаются: КОН,
Си(ОН)2
При затруднении обращайтесь к учителю или тексту учебника на стр.165.
Урок «Кислоты»
(7класс)
Опорно-логический конспект
№
УЭ
Название УЭ
Содержание УЭ
Контрольные задания
Коррекция
1
Состав и классификация кислот
Кислоты бывают органические и неорганические. В состав органических входит элемент углерод. Неорганические кислоты не содержат углерод. Исключение - угольная кислота. Кислоты делятся на кислородосодержащие и бескислородные. Внимательно изучите учебный материал на стр.153
КЗ-1 Выберите из перечисленных кислот кислородосодержащие:Н2SО4, НС1, H3PO4, HNO3, H2S, H2CO3, H2SO3
При затруднении обращайтесь к учителю или тексту учебника на стр.153
2
Получение кислот
1.Бескислородные кислоты получают из простых веществ. Кислоту H2S получают из водорода и серы. НС1 из водорода и хлора. Изучите учебный материал на стр.158.
2.Кислодосодержащие кислоты Получают при взаимодействии кислотных оксидов. Изучите учебный материал на стр.157.
З.Летучие кислоты получают из кристаллических солей действием серной кислоты.
КЗ-1.Закончите уравнения химических реакций
l.H2+S=
2.H2+Cl2=
З.Вг2+Н2=
4.F2+H2=
5 .I2+Н2=
Укажите тип реакции. Назовите кислоты.
КЗ-2.Получите угольную, фосфорную, азотную, серную, сернистую кислоты из оксида и воды.
КЗ-3. Вставьте нужные вещества в уравнение химической реакции
l....+H2SO4=K2SO4+2HCl
2.NaNO3+H2SO4=Na2SO4 +
При затруднении обращайтесь к учителю или тексту учебника на стр.157-158
3
Химические свойства кислот.
1.Взаимодействие с металлами. Кислоты реагируют с металлами стоящими в ряду активности до Н2 вытесняя его из кислоты. 2.Взаимодействие с основными оксидами. Кислоты реагируют с оксидами воды.
3. Металлов с образованием соли. Взаимодействие с основаниями. При взаимодействии кислот со щелочами и нерастворимыми основаниями образуется соль и вода. 4.Взаимодействие с солями. Кислоты более сильные вытесняют слабые из солей. К сильным кислотам относятся: HNO3, H2SO4, НС1. Изучите учебный материал на стр. 155.Запишите в тетрадь уравнения химических реакций
КЗ-l.C какими из перечисленных металлов реагирует соляная кислота: Fe, Си, К, Al, Mg
КЗ-2.Составьте с выписанными металлами уравнения химических реакций. Укажите тип реакций.
КЗ-3.С помощью какой химической реакции можно отличить цинк от меди?
КЗ-4. Напишите уравнения возможных реакций:
1 .А12О3+НС1=
2.Zn+H2SO4=
З.К2О+НЖ)3=
4.Hg+H3PO4=
5.NaOH+H2S=
6.А1(ОН)3+НС1=
7.Na2CO3+H2S=
8.Na2CO3+HCl=
Укажите тип каждой химической реакции.
При затруднении обращайтесь к учителю или к тексту учебника на стр.155.
При затруднениях обращайтесь к учителю или тексту учебника на стр. 168.
2.
Получение солей при взаимодействии солей с металлами.
1. Соли реагируют с металлами, стоящими в ряду активности, по правилу: каждый предыдущее стоящий металл активнее последующего и более активный металл вытесняет менее активный из растворов солей.
2. Выполните лабораторный опыт №8 на стр.169.
Оформите результаты в таблицу и запишите вывод.
3. Такие активные металлы как калий и натрий не вытесняют металлы из солей т.к. реагируют с водой.
КЗ-1. Из предложенных пар выберите более активный металл:
Mg или Са; А1 или Fe; Zn или Си; Си или Ag.
КЗ-2.Закончите уравнения химических реакций:
Zn+CuSO4=
CuCl2+Fe=
Al+AgNO3=
КЗ-3. Какие реакции практически осуществимы:
Na+K2SO4=
Cu+ZnCl2=
Fe+A1(NO3)3=
При затруднениях обращайтесь к учителю или к тексту учебника на стр. 169.
3.
Способы получения солей.
Изучите учебный материал на стр.170, таблица. Помните, что реакции практически осуществимы, если в результате реакции образуется газ, осадок, вода.
КЗ-1. Получите всеми возможными способами соль BaSO4.
При затруднениях обращайтесь к учителю или к тексту учебника на стр. 170.
4.
Соли в природе и жизни человека.
Изучите учебный материал на стр. 170-171.
КЗ-1.Выпишите микро- и макроэлементы.
КЗ-2. Какова роль солей в природе.
КЗ-3. Какова роль солей в жизни человека.
При затруднениях обращайтесь к тексту учебника на стр. 170-171.
Аннотация
Работа написана в двух главах. Глава 1 имеет название: теоретические основы технологии полного усвоения знаний. В ней отражены очень важные вопросы образовательного процесса:
-проектирование обучающей системы технологии полного усвоения;
-подходы к разработке уроков по технологии;
-особенности применения технологии полного усвоения знаний на
уроках;
- проблемы освоения образовательной технологии учителем в
современной школе.
Глава 2 отражает практическое применение технологии полного усвоения знаний как системы активного оценивания знаний.
В работе описывается технология полного усвоения знаний как полностью соответствующей дидактическим и психологическим требованиям к современному уроку, так как при её применении происходит прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке так и на отдельных его этапах; создание условий успешного учения учащихся; сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальная самостоятельность в учении учащихся; проектирование развития учащихся в пределах конкретного урока; учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в прешествующей работе; предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся. Так же показана необходимость применения технологии полного усвоения знаний на уроках так как, соответствует принципам развивающего обучения и активного оценивания знаний, что важно для современного урока. При изучении учебного материала по каждому учебному элементу происходит планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска. При выполнении КЗ по УЭ систематически проводится учёт контроля, анализа деятельности учащихся, осуществляемые учителем и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся.
Важным моментом является организация познавательной деятельности учащихся. На уроках с использованием ТПУЗ организация познавательной деятельности учащихся начинается с установки в форме убеждения, внушения. Это происходит в начале урока (учитель сразу говорит своим учащимся, что они начинают работать «по-новому»). На уроке учитель применяет приёмы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни решения задач, использование задач с недостающими или излишними данными, усложнение заданий). При составлении опорно-логического конспекта, в котором содержится ряд КЗ, а также при подготовке ПР и УК, ИК учитель использует приёмы направленные на развитие познавательной деятельности учащихся.
ТПУЗ позволяет систематически проводить закрепление результатов работы. Выполняя большое количество заданий по каждому УЭ формируются навыки путём упражнений и перенос ранее усвоенных умений на новые условия.
Одним из главных моментов успешного урока является организованность учащихся. В начале урока учитель знакомит учеников с алгоритмом их поведения, что представляет собой своеобразный план. На уроке с использованием ТПУЗ учитель организует работу в парах при изучении содержания УЭ и обсуждении этого содержания, также создаются группы взаимопомощи с учащимися, которые не полностью усвоили материал. На уроке имеет место и индивидуальная работа учителя с учеником.
ТПУЗ предусматривает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Очень важно и то, что на уроке организованы рабочие места для учащихся, в том числе и валеологическое место для отдыха ученика. Использование на уроках технологии полного усвоения знаний определяет оптимальный темп и ритм урока, так как усвоение знаний происходит у каждого ученика индивидуально в соответствии с его возможностями и особенностями, т.е. происходит активное учение каждого школьника.