Методические рекомендации по использованию технологии развивающего обучения
Методические рекомендации по использованию технологии развивающего обучения
Методические рекомендации помогут начинающему учителю правильно организовать урок по технологии развивающего обучения на уроках химии. Позволяет учителю создать высокую мотивацию учащихся на уроке. Учитель данную технологию может использовать при работе с УМК Кузнецовой Н. Е. В основе технологии развивающего обучения лежит деятельностный подход ученика, что актуально по требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию технологии развивающего обучения»
Методические рекомендации по использованию технологии развивающего обучения.
Разработала учитель химии МБОУ «СОШ имени М.Фархутдинова с. Мичуринск МР Шаранский район Республики Башкортостан»
Государство и жизнь перед школой ставят различные задачи. Успешность их решения зависит от многих факторов, в первую очередь от профессионализма учителя, его умения правильно выбрать приоритетные направления деятельности.
Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развития их творческой способность, педагогические усилия необходимо направить на мотивацию деятельности учащихся, воспитание молодых людей способных наметить план своих действий, осуществить его и оценить удалось ли достичь поставленных целей.
Я думаю, для начала мы должны выяснить, что означают в психолого-педагогической науке понятия «мотив» и «мотивация».
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. А деятельность в свою очередь направлена на удовлетворения потребности. Потребность возникает, когда человек общается с другими или сопоставляет себя с другими. Допустим, что деятельность начинается с того, что у человека возникает потребность присвоить новую информацию : “я хочу” , “мне надо”. В итоге, деятельность индивида приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.
Ученика, способности задаваться целью называют мотивированным. Я считаю, наиболее эффективно это можно осуществлять за счет внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Особую значимость при этом приобретают уроки по системе развивающего обучения. Я сама с 1996 года работаю по технологии развивающего обучения профессора БГПУ С.Т. Сатбалдиной. Поэтому психологическую схему деятельности по присвоению человеком новой информации – знании, проследим на примере преподавателя химии. Начиная урок, учитель должен перевести ученика из одного мира, в котором он жил на перемене, в другой, иначе говоря, перевести его актуальное – в историческое, или в событийное. Вопросами: Что нас окружает в классной комнате? Достаточно ли мы хорошо знаем о предметах, которые нас окружают? Из чего они состоят? – учитель подводит учащихся к мысли, что они недостаточно знают об окружающем мире, и что им необходимо изучать химию. Это есть мотивация. Только тогда, когда у ученика действия осмыслены, т.е. внутренне мотивированы – у него появляется желание встать на позицию активно действующего творца, задумывающегося о том, что не учителю, а именно ему нужно все, то чем занимается школа. Важно, чтобы деятельностью при этом не сводилось к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, т.е. развивала мыслительные способности учащихся.
Это одно звено в цепочке урока по технологии развивающего обучения, состоящее в осознании потребности, называется мотивационным или просто мотивацией.
Следующее звено в структуре урока по технологии развивающего обучения – это когда потребности и выражающие их мотивы осознаются и формулируются в виде цели. Этот шаг вербализации мотивов носит название целеполагания.“Изучить состав, строение и свойства вещества и способы их применения” – формулировка цели.
Цель превращается в задачу. Размышление над путями решения задачи приводит к выделению этапов, подзадач. Построенная последовательность подзадач фактически представляет собой некоторое подобие программы деятельности: т.е. ученик с учетом определенных мотивов ставит цель и планирует путь ее достижения «Сначала я воспользуюсь источником информации, чтобы выяснить, какие вещества обладают нужными свойствами. Затем проанализирую перечень найденных веществ и т.д.» Образно говоря идет процесс ориентации и планирования: где мы находимся? Куда мы стремимся? Что для этого нужно узнать? Как это сделать?
На этом и заканчивается I ориентировочно – мотивационный этап урока.
Следующий II этап урока называется операционно – исполнительским. Он включает реализацию намеченного плана, обсуждение результатов, моделирование.
III этап – рефлексивно – оценочный – оценка результатов, самооценка выполненных действий по собственным критериям. Так, на этом этапе выясняется: достигли ли мы намеченной цели? Как я этого достиг? Могу ли я самостоятельно этого достичь? Где мы теперь находимся и что нам предстоит изучить на следующем уроке?
Таким образом, для создания внутренне мотивированной деятельности учащихся на уроке учителю необходимо построить технологическую последовательность действий учащихся: от созданий мотивов и целей через их планирования и реализацию до самооценки. Так технология развивающего обучения позволяет мне создать и поддержать в течение урока высокую мотивационную деятельность учащихся в процессе познания.
Результаты использования технологии:
1. Развитие познавательных навыков и вместе с тем уровня знаний учащихся.
2. Формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать и решать проблему, понимание того, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
3. Развитие умений работы с первоисточниками.
4. Формирование навыков групповой работы, развитие коммуникативных умений, чувства товарищества, взаимопомощи.
Литература:
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
2. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. Л., 1985.
3. Сатбалдина С. Т. Организация учебной деятельности при изучении химии. Уфа, 1989
4. Сатбалдина С. Т. Психодидактика химии. Уфа, 1996