kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В методических рекомендациях предлагается система работы с использованием технологии развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша», направленной на развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»»


Методические рекомендации

«Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста»


Аннотация к методическим рекомендациям «Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально творческом развитии детей дошкольного возраста»

В методических рекомендациях предлагается система работы с использованием технологии развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша», направленной на развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста. В работе дается обоснование причины выбора именно этой педагогической технологии, подробное описание логических блоков Дьенеша, излагаются формы и методы работы с дидактическим материалом. Подчеркивается важность использования авторской методики развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша», так как они, развивая интеллектуально - творческие способности детей, позволяют формировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

В приложении к методическим рекомендациям предлагаются разработки организованной образовательной и совместной деятельности, а также работа с родителями.

Методические рекомендации могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных учреждений, и родителям.














Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи методических рекомендаций.

3. Новизна методических рекомендаций.

4. Содержание методических рекомендаций.

5. Список литературы и методических пособий.

6. Приложения.

1. Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет.

2. Картотека игр к логическим блокам Дьенеша.

3. Мастер – класс для педагогов МДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

4. Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша»


1. Пояснительная записка


Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает.

Задача дошкольного образования - заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.

Цель Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р - развитие математического образования в РФ, выведение российского образования на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивируемым процессом. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, направленных на формирование познавательной активности дошкольников и логико-математическое развитие. В течение последних лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве как основы повышения качества дошкольного образования. В связи с этим на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые приоритеты в образовании требуют поиска новых современных технологий, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять современные педагогические технологии в воспитательные и обучающие процессы. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Интересна теория развивающего обучения в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А. Менжинской и других.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Одной из наиболее эффективных методик являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша:

- знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

- развивают логическое мышление, дают представление о множестве, об операциях с множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

- формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

- развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

- развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.


2. Цель и задачи методических рекомендаций


Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам - практикам, родителям в реализации работы с детьми дошкольного возраста по интеллектуально-творческому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей к системному использованию современной развивающей технологии – логические блоки Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности и в домашних условиях.

3. Формировать у дошкольников навыки основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Развить интеллектуально - творческие способности воспитанников и формировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.


3. Новизна методических рекомендаций

Новизна данных методических рекомендаций состоит в том, что работа представлена в системе и в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства. ФГОС ДО определены задачи познавательного развития: развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания. Оригинальностью рекомендаций является эффект интеграции развивающего пространства, который состоит в организации полифункционального участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник».

Данные методические рекомендации могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям при формировании интеллектуального развития детей дошкольного возраста.


4. Содержание работы с логическими блоками Дьенеша


Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

- формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

- цветом – красные, синие, желтые;

- размером – большие и маленькие;

- толщиной – толстые и тонкие.

К набору блоков прилагаются также карточки-символы:

- цвет – изображается пятном;

- форма – контурами фигур;

- толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий; - размер – силуэтами домиков: большой – маленький.

Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т.д. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит и рассуждает в процессе деятельности. Логические блоки представляют собой эталоны геометрических форм и используются при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий.

Подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации. Используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Включение в процесс образовательной деятельности развивающих игр плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша целесообразно начать с детьми 2-3 лет. В этом возрасте в помощь к блокам используются альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. Прежде чем продолжить работу с детьми 3-4 лет, необходимо установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Примерно ориентируясь на уровень развития ребенка предлагать ему одну - две игры. Если он не справляется, предлагать предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Логические блоки являются незаменимым дидактическим материалом при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в индивидуальной и групповой работе.

Логические блоки Дьенеша используются в различных видах деятельности: в образовательной деятельности, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях. Логические блоки можно использовать в подвижных играх, настольно-печатных, сюжетно-ролевых. Используются разнообразные приемы работы: сюрпризные моменты, сказочные герои, решение проблемно-игровых ситуация. В организации совместной деятельности большой положительный развивающий эффект дает применение создания проблемной ситуации, которая ставит обучающие и развивающие задачи.

Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Большое познавательное значение имеет складывание из геометрических фигур Дьенеша домиков, машинок, башен, скворечников и т.п. В процессе постройки дети убеждаются, что во всем комплекте нет совершенно одинаковых геометрических фигур. Некоторым детям трудно строить из неодинаковых геометрических фигур Дьенеша, но некоторые прекрасно справляются. Например, большое толстое красное колесо можно получить путем соединения двух тонких той же величины, одно из которых красное (кладется сверху).

Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура». Начинать игры с детьми уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

1. Найти все фигуры, как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме). Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

3. «Волшебный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

5. «Домино» В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

6. «Раздели фигуры» Для игры понадобятся игрушки: лисица, волк, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между лисицей и зайкой так, чтобы у лисы оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у лисы? (Все красные).

- А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

- Чтобы у лисы оказались все круглые; чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Затем в игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами фигуры и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику фигурам, используя в своем словаре слова: «красная, большая, круглая, толстая фигура» Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Для первого знакомства с карточками (отрицание используйте позже) подойдут следующие упражнения:

1. Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками)

2. «Какой фигуры не хватает» Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. Ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигур.

3. «Загадки» Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы два свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.

4. «Волшебный кубик». На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.).

В игре «Магазин» используется уже весь набор карточек. Карточки-символы это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребенка карточка с символом - большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак не толстая фигура, то можно купить все тонкие (не толстые фигуры). Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению. После усвоения этих умений детям предлагаются следующие игры.

1. «Кто быстрее соберет блоки!» Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки? » и т. д., «Поручения» Каждому ребенку по очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д., «На свое место» Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Это игровые упражнения по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход». Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны «висеть» неквадратные и красные, желтые и треугольные блоки в игре «На свою веточку».

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.

Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:

- Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).

- Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей. Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета. После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

Используя в работе с детьми логические блоки Дьенеша необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности.

Для этого разрабатывается перспективный план. Работа по изучению материала построена так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Планирование отражает последовательность в изучении и закреплении материала.

2. Принцип наглядности.

Этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно - развивающей среды (логические блоки, схемы, чертежи, знаки – символы).

3. Принцип индивидуального подхода.

При реализации этого принципа необходимо учитывать высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость, учитывать характер детей, особенности мышления. Работу с детьми организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития». Обучение строить таким образом: «от близкого к далёкому», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

Проводя совместную деятельность, необходимо выступать равноправным партнером в общении с детьми. Работа по интеллектуально-творческому развитию будет в системе только при взаимодействии с семьей. Необходимо способствовать повышению педагогической грамотности родителей, помочь им овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша. Вначале необходимо провести родительское собрание, где представить презентацию по работе с блоками Дьенеша, оформить информативный материал по работе с логическими блоками. При необходимости провести индивидуальное консультирование родителей. Затем по мере перехода детей из одной возрастной группы в другую проводить совместную игровую деятельность, мастер-классы в соответствии с возрастными особенностями детей. Родители должны быть информированы, в какие игры с логическими блоками Дьенеша играет в настоящее время их ребенок. В целях воспитания дружеских, партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса целесообразно проводить совместную деятельность.

Вывод.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей является актуальным, основанным на принципах поддержки разнообразия детства, личностноразвивающего и гуманистического характера взаимодействия педагогов и детей, уважения личности ребенка, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей дошкольного возраста. Благодаря интеграции обучающего материала в другие виды деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, двигательную, достигается возможность достигать целостности знаний, что позволяет совершенствовать образовательный процесс и оказывать комплексное воздействие на все направления развития ребенка.

5. Список литературы и методических пособий

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ Изд. Воронеж, 2009г.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М.: Просвещение, 1990г.

3. Михайлова З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» Изд. Детство-Пресс, 2011г.

4. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников СПб. Детство - Пресс, 2004г.

5. Смоленцова А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей СПб. Детство - Пресс: 2010г.

6. Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек» СПб. ООО «Корвет»:, 2013г.

7. Финкельштейн Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками Дьенеша СПб. ООО «Корвет»:, 2013г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федотова Светлана Васильевна

Дата: 25.07.2021

Номер свидетельства: 584812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства