Интеллектуальная игра по химии
«Умники и умницы»
Цели мероприятия:
образовательная: создать условия для повторения и закрепления основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию, способствовать развитию логического мышления;
воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде. Стимулировать учащихся к расширению областей применения компьютеров.
Оборудование: мультимедиа, ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Ход игры
Ведущий приветствует присутствующих и объявляет о начале игры:
Ведущий:
Уважаемые гости! Вы пришли сегодня на интеллектуальную встречу умников и умниц. Принимать участие в нашей игре может каждый желающий. Для этого необходимо правильно отвечать на вопросы, которые будут сегодня заданы. Каждый, кто правильно ответит на вопрос, получит «звёздочку». Кто больше всех их наберёт, тот станет победителем нашей игры.
И прежде чем начать соревнования, я хочу сказать словами Луи Пастера: «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов!»
Так пусть же в нашей игре победит сильнейший («умнейший»)!!!!
«Химические загадки»:
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим.
(перманганат калия - «марганцовка»).
Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO3
Положите в пироги.
(питьевая сода).
Из меня состоит все живое.
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице, в школе и в поле,
Я – в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод.)
Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь ”самолетный металл”.
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Алюминий.)
В первом русском алфавите
Ты найдешь мой первый слог,
А второй – это предлог.
Вместе будет элемент –
Кто найдет меня в момент?
(Азот.)
«Разминка»:
Химическим явлением является:
А) приготовление порошка из куска мела
Б) возгорание спички
В) плавление железа
Г) испарение воды из водоема
Ответ: Б) возгорание спички
Смесью является:
А) водород
Б) железо
В)дистиллированная вода
Г) морская вода
Ответ: Г) морская вода
Какой металл называют «летающим»:
А) магний
Б)алюминий
В) ртуть
Г) литий
Ответ: Б)алюминий
Что стремились открыть древние алхимики:
А) живую воду
Б) философский камень
В) ковёр-самолет
Г) мёртвую воду
Ответ: Б) философский камень
Какой газ обладает запахом тухлых яиц?
А) Бурый газ
Б) Углекислый газ
В) Сероводород
Г) Угарный газ
Ответ: В) Сероводород
Какой элемент самый распространённый во Вселенной?
А) Водород
Б) Азот
В) Кислород
Г) Кремний
Ответ: А) Водород
Выберите формулу воды:
А) O2
Б) K2O
В) H2O
Г) KCl
Ответ: В) H2O
Кто открыл Периодический закон?
А) Бутлеров
Б) Менделеев
В) Марковников
Г) Берцеллиус
Ответ: Б) Менделеев
«Химический переводчик»
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит).
Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи).
4.«Знатоки химического оборудования»:
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком мы узнаем из следующего конкурса.
В лотке находится химическое оборудование. Задача: назвать предлагаемые предметы (пробирка, тигельные щипцы, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка, воронка, шпатель, фарфоровая чашка, химический стакан, лабораторный штатив).
5. «Химическая перестрелка»
Ответ должен быть полным и четким (однозначным).
1. Средневековое название химии, данное арабами…
( алхимия)
2. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются…
простыми веществами
3. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле?
(индекс)
4. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – рождающий воду…
( водород)
5. Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется …
(химия)
8. Страна, в которой зародилась наука химия…
( Египет)
9. Чему равна относительная атомная масса водорода?
( 1)
10. Как называется в быту вещество состава NaCl ?
( поваренная соль)
11. Определенный вид атомов называют…
(химическим элементом)
12. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов называются…
(сложными веществами)
13. Явления, при которых изменяются формы, размеры, но состав остается постоянным?
( физические)
14. Наименьшая химически неделимая частица вещества.
(атом)
15.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».
(Серебро)
16.Самое распространённое вещество на земле.
(Вода)
17.Самый распространённый химический элемент во Вселенной.
(Водород)
6.«Весёлые перевертыши»
Нужно разгадать слова-анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
СЛИКОДОР – без этого элемента не проживёте и десяти минут. (Кислород)
МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней. (Кремний)
ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (Серебро)
ЦИНВЕЙС – у этого элемента действительно большой удельный вес. (Свинец.)
ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня. (Углерод)
ДОВОРДО – этот элемент входит в состав воздуха. (Водород.)
7.«Замени букву»
Замени в слове букву так, чтобы получилось название химического элемента.
Цирк, йог, слово, калиф, мера, вор
8.«Маска, я тебя знаю!»
Речь пойдёт сейчас о металлах, сможете ли вы их разгадать.
1.Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идёт желтый цвет. Меня легко повредить, т.к. характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царём металлов и металлом царей. Кто я?
2.В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?
9. «Составьте пару»
Составьте пары из:
русских названий химических элементов и произношения их знаков в формулах:
Серебро Купрум
Олово Плюмбум
Золото Аргентум
Марганец Феррум
Железо Марганец
Медь Станнум
Свинец Аурум
По результатам конкурса выявляется победитель игры «Умники и умницы».
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и громкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь –
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!».