Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске и в тетрадях |
Начнем наш урок с выполнения устных заданий. | | |
Задание 1. На рисунке изображены два треугольника. Докажите, что а) ∠L=∠N, б) KL=MN. | | |
Что нам известно в задаче? | Нам известно, что KO=OM, ∠K=∠M | Дано: ∆KLO, ∆MNO, KO=OM, ∠K=∠M |
Что требуется доказать? | Нужно доказать, что ∠L=∠N, KL=MN. | Доказать: а) ∠L=∠N, б) KL=MN |
Есть ли на рисунке равные треугольники, и если да, то какие и почему? | ∆KLO=∆MNO по второму признаку, т. к. KO=MO, ∠K=∠M (по условию), ∠LOK=∠NOM как вертикальные. | Решение: 1. ∆KLO=∆MNO по второму признаку, т. к. KO=MO, ∠K=∠M (по условию), ∠LOK=∠NOM как вертикальные. |
Какой вывод тогда можно сделать об углах ∠L и ∠N и отрезках KL и MN? | В равных треугольниках соответствующие элементы равны. Следовательно, ∠L=∠N, KL=MN. | 2. В равных треугольниках соответствующие элементы равны. Следовательно, ∠L=∠N, KL=MN. |
Как мы доказывали равенство двух отрезков или двух углов? | Мы рассматривали их как соответственные части двух равных треугольников. | |
Задание 2. Назовите биссектрису, медиану и высоту треугольника ABC. | CL – биссектриса, AM – медиана, BH – высота. | |
Назовите определение биссектрисы треугольника. | Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника. | |
Что называется медианой треугольника? | Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника. | |
Что такое высота треугольника? | Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника. | |
Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске и в тетрадях |
Для того чтобы обобщить и систематизировать полученные знания, давайте заполним специальную схему. (Учитель раздает канву-таблицу) | - | Систематизирующая таблица «Равенство треугольников» |
Вспомните, с чего мы начинали изучение этой темы? | Изучение этой темы мы начали с рассмотрения понятия треугольника. | |
Изобразите произвольный треугольник ABC в рамке под словом «Треугольник». | | Заполнение таблицы. |
Что нужно сделать, чтобы изобразить треугольник? | Нужно отметить три точки, не лежащие на одной прямой, и соединить их отрезками. | |
Из каких элементов состоит треугольник? Выпишите их в столбик в рамке «Элементы треугольника». | Треугольник состоит из вершин, сторон, углов. | Заполнение таблицы. |
Давайте выпишем элементы треугольника ABC. Назовите вершины, стороны и углы ∆ABC. | Вершины: A, B, C. Стороны: AB, BC, AC. Углы: ∠A, ∠B, ∠C. | Заполнение таблицы. |
Давайте проведем стрелку от рамки с понятием треугольника к рамке с элементами треугольника. Стрелка в нашей таблице будет обозначать связь между понятиями и теоремами изученной темы. | | Заполнение таблицы. |
Что называется периметром треугольника? | Периметром треугольника называется сумма длин трех сторон этого треугольника. | |
Напишем в рамке «Периметр треугольника», чему равен периметр ∆ABC. | P∆ABC = AB+BC+AC | Заполнение таблицы. |
Давайте обозначим связь понятий треугольника и периметра треугольника стрелкой. | | Заполнение таблицы. |
Какие особые виды треугольников вы изучили? | Равнобедренные и равносторонние. | |
Проведите две стрелки от рамки «Треугольник» к соответствующим рамкам и подпишите их, как показано на слайде. | | Заполнение таблицы. |
Какой треугольник называется равнобедренным? | Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны. | |
Обозначьте равные элементы равнобедренного треугольника. | AB=BC | Заполнение таблицы. |
Какой треугольник называется равносторонним? | Треугольник называется равносторонним, если все его стороны равны. | |
Обозначьте равные элементы равностороннего треугольника. | AB=BC=AC | Заполнение таблицы. |
Как связаны между собой равносторонний и равнобедренный треугольники? Отметим эту связь стрелкой. | Любой равносторонний треугольник является равнобедренным. | Заполнение таблицы. |
Какие свойства равнобедренного треугольника вы изучили? Давайте заполним соответствующую рамку. Обозначьте стрелкой связь понятия равнобедренного треугольника и свойств равнобедренного треугольника. | Свойства равнобедренного треугольника: 1) Углы при основании равны. 2) Биссектриса, медиана и высота, проведенные к основанию, совпадают между собой. | Заполнение таблицы. |
Пусть нам даны два треугольника. Какое действие мы можем выполнить с ними? | Мы можем сравнивать их на предмет равенства. | |
Давайте пропишем это в таблице. Обозначьте связь понятия треугольника и равенства треугольников. | | Заполнение таблицы. |
Сформулируйте определение равных треугольников. | Два треугольника называются равными, если их можно совместить наложением. | |
Схематически обозначим совмещение равных треугольников. | | Заполнение таблицы. |
Какими свойствами обладают равные треугольники? Заполните соответствующую рамку. Обозначьте стрелкой связь понятия равных треугольников и свойств равных треугольников. | Свойства равных треугольников: 1) В равных треугольниках ∠A=∠A1, ∠B=∠B1, ∠C=∠C1, AB=A1B1, BC=B1C1, AC=A1C1. 2) В равных треугольниках против равных сторон лежат равные углы и против равных углов лежат равные стороны. | Заполнение таблицы. |
С помощью чего вы умеете доказывать равенство треугольников? | По определению и, используя признаки равенства треугольников. | |
Проведите стрелку от понятия равенства треугольников к признакам равенства треугольников. | | Заполнение таблицы. |
Какие элементы треугольника должны быть равны по первому признаку равенства треугольников? Отметим их в таблице и на рисунке. | Две стороны и угол между ними. | Заполнение таблицы. |
Как мы доказывали первый признак равенства треугольников? Зафиксируем это в таблице. | Мы накладывали один треугольник на другой. | Заполнение таблицы. |
Какие элементы треугольника должны быть равны по второму признаку равенства треугольников? Отметим их в таблице и на рисунке. | Сторона и два прилежащих к ней угла. | Заполнение таблицы. |
Как мы доказывали второй признак равенства треугольников? Зафиксируем это в таблице. | Мы накладывали один треугольник на другой. | Заполнение таблицы. |
Какие элементы треугольника должны быть равны по третьему признаку равенства треугольников? Отметим их в таблице и на рисунке. | Три стороны. | Заполнение таблицы. |
Как мы доказывали второй признак равенства треугольников? Зафиксируем это в таблице. | Мы прикладывали один треугольник к другому. | Заполнение таблицы. |
Какие случаи расположения луча C1C относительно угла A1C1B1. получаются при приложении двух треугольников? Зафиксируем это в таблице. | Возможные случаи: 1) луч C1C проходит внутри угла A1C1B1; 2) луч C1C совпадает с одной из сторон угла A1C1B1; 3) луч C1C проходит вне угла A1C1B1. | Заполнение таблицы. |
Что мы использовали при доказательстве равенства треугольников в каждом случае? | Мы использовали первый признак равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника. | Заполнение таблицы. |
Отметим эти связи стрелками. | | Заполнение таблицы. |
Итак, мы с вами заполнили систематизирующую таблицу по теме «Равенство треугольников», в которой отразили изученные понятия и теоремы, а также связи между ними. | | |
Действия учителя | Действия ученика | Записи на доске и в тетрадях |
Чтобы закрепить наши умения применять изученный материал на практике, давайте решим следующую задачу. | | |
Задача На рисунке AB=BD, ∠ACE=∠DCF, BC – биссектриса ∠ABD. а) Докажите, что ∆AEC=∆DFC. б) Докажите, что AE=FD. в) Найдите ∠AEC, если известно, что ∠DFC=47˚. | | |
Сделайте чертеж в тетради и давайте оформим условия. | | |
Что нам дано по условию? | AB=BD, ∠ACE=∠DCF, BC – биссектриса ∠ABD | Дано: AB=BD, ∠ACE=∠DCF, BC – биссектриса ∠ABD, ∠DFC=47˚ |
Что требуется сделать в задаче? | а) Доказать, что ∆AEC=∆DFC. б) Доказать, что AC=CD. в) Найти ∠AEC. | а) Доказать, что ∆AEC=∆DFC. б) Доказать, что AE=DF. в) Найти ∠AEC. |
Давайте решим задачу под пунктом а). Что требуется доказать? | ∆AEC=∆DFC | |
Что нам известно об этих треугольниках? | ∠ACE=∠DCF по условию. | |
Равенство каких пар элементов нужно знать еще, чтобы доказать равенство треугольников? | Нужно знать равенство пар двух прилежащих к известным углам сторон, чтобы доказать равенство треугольников по первому признаку, или знать равенство пары прилежащих сторон к известным углам и пару других углов, прилежащих к этой стороне, чтобы использовать второй признак равенства треугольников. | |
Каким образом мы можем доказать равенство недостающих элементов? | Рассмотрев их как соответствующие элементы равных треугольников. | |
Равенство каких треугольников, содержащих нужные элементы, мы можем доказать? | ∆ABC и ∆DBC | |
Что нам известно об этих треугольниках? | AB=BD, BC – общая сторона, ∠ABC=∠DBC, т. к. BC – биссектриса ∠ABD. | |
Что тогда можно сказать о равенстве треугольников ∆ABC и ∆DBC? | ∆ABC=∆DBC по первому признаку. | |
Зачем мы доказывали равенство этих треугольников? | Чтобы используя равенство соответствующих элементов, доказать равенство ∆AEC=∆DFC. | |
Равенство каких элементов мы можем использовать? | AC=CD, ∠BAC=∠BDC | |
Тогда что можно сказать о треугольниках ∆AEC и ∆DFC? | ∆AEC=∆DFC по второму признаку, т. к. AC=CD, ∠BAC=∠BDC, ∠ACE=∠DCF. | |
Давайте оформим решение для пункта а). | | Решение: а) 1. ∆ABC=∆DBC по первому признаку, т. к. ∠ABC=∠DBC (BC – биссектриса ∠ABD), AB=BD (по условию), BC – общая сторона. 2. В равных треугольниках соответствующие элементы равны. Следовательно, AC=CD, ∠BAC=∠BDC. 3. ∆AEC=∆DFC по второму признаку, т. к. AC=CD, ∠BAC=∠BDC, ∠ACE=∠DCF. |
Давайте решим задачу под пунктом б). Что требуется сделать? | Доказать, что AE=DF. | |
Что нужно сделать, что доказать равенство двух отрезков? | Нужно рассмотреть их как соответствующие элементы равных треугольников. | |
Соответствующими элементами каких треугольников являются эти отрезки? | ∆AEC и ∆DFC | |
Что мы знаем об этих треугольниках? | ∆AEC=∆DFC | |
Тогда какой вывод можно сделать об AE и DF? | В равных треугольниках соответствующие элементы равны, следовательно, AE=DF. | |
Оформим решение задачи под пунктом б). | | б) ∆AEC=∆DFC согласно решению а). В равных треугольниках соответствующие элементы равны, следовательно, AE=DF. |
Давайте решим задачу под пунктом в). Что требуется сделать? | Найти ∠AEC. | |
Как мы с вами искали величину угла? | Мы находили угол, величина которого известна, и доказывали равенство двух этих углов как соответственных в равных треугольниках. | |
Величина какого угла нам известна? | ∠DFC=47˚. | |
Есть ли такие треугольники, в которых бы ∠AEC и ∠DFC были соответственными? | ∆AEC и ∆DFC | |
Что мы знаем об этих треугольниках? | ∆AEC=∆DFC | |
Тогда какой вывод можно сделать о величине ∠AEC? | В равных треугольниках соответствующие элементы равны. Следовательно, ∠AEC=∠DFC=47˚. | |
Оформим решение задачи под пунктом в). | | в) ∆AEC=∆DFC согласно решению а). В равных треугольниках соответствующие элементы равны. Следовательно, ∠AEC=∠DFC=47˚. Ответ: ∠AEC =47˚. |