Место в общей структуре курса: : Блок «Треугольники», раздел «Медианы, высоты и биссектрисы», глава 1-2 «Второй и третий признаки равенства треугольников»,, п. 19, второй урок согласно календарно-тематическому плану.
Тип урок: Повторение и обобщение пройденного материала
Цель урока:актуализировать знания учащихся о признаках равенства треугольников; повторить название компонентов и результатов действия признаков и их теорем; повторить свойства признаков равенства треугольников. Учить применять теоремы и доказывать их.
Задачи урока - образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия теоремы, стороны и углы треугольника; научить доказывать теоремы с помощью решения задач; изображать чертеж.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Организационный блок
Планируемые результаты урока
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока
Теорема, биссектриса, высота, медиана, стороны, угол треугольника. Равнобедреный треугольник.
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока
Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся понимать особенности применения теорем:
1) Какую теорему нужно применить к решению данной задачи?
2) Как сформулировать теорему?
3) Какие компоненты необходимо для доказательства теоремы?
4) Выйти на доказательство теоремы путем применения прошедших ранее теорем.
На основе знаний будут уметь:
- формулировать и записывать теорему и ее компоненты,
- читать и изображать чертеж, применяемый к задаче.
- применять доказательства для решения задач;
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока
Личностные УУД:
осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу ; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного с помощью учителя);добывать новые знания( находить ответы используя информацию полученную на уроке);использовать знаково-символические средства.
Регулятивные:
определять и формировать цель на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на уроке ; работать по коллективно составленному плану в группах; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки ;
планировать своё действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предложение;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
Предметные:
Доказывать теорему ; знать и уметь применять на практике все три признака равенства треугольников.
Инструкции и пояснения
-
-
Вводное слово учителя
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Учитель напоминает в целом о работе на уроке с помощью слайдов (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на первом уроке) :
- внимание;
- собранность;
- дисциплина и самодисциплина;
- уважительное отношение друг к другу;
- соблюдение регламента работы.
Мотивационный блок
Задание. «Математическое лото»
Выбрать билеты и сформулировать теорему
Формулировка и запись теорем
Физминутка
Проводиться путем передвижения учащихся по классу.
Информационный блок.
Устные источники
Защита теорем и ее компонентов у доски.
Защита доказательства в решении задач.
Теоремы «Признаков равенства треугольников»
Письменные источники
Письменное выполнение решения задач с помощью теорем.
Задачи из билета
Задача – частично-поисковая деятельность (командное выполнение задания у доски или на месте).
Задачи с билета
Графические источники (схемы, диаграммы)
Чертеж для решения задач
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Источники информации для учащихся подбирает учитель
Совместная работа учитель – ученик – родитель
Аналитический (практический) блок.
Устные упражнения из учебника
Чтение и запись компонентов и теорем для решения.
Письменные источники
Обсуждение, анализ, синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе.
Оценочный блок.
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Самооценка
Рефлексивный.
- на уроке мне было трудно
-на уроке я работал неплохо
-я доволен своей работой на уроке.
Самооценивание учащихся путем приклеинья стикеров на доску.
Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Время
(в мин.)
УУД
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
1
Организацион-ный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие учащихся. Деление учащихся на команды.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания и правил работы в команде;
Делятся на команды. Приветствуют учителя.
2
-строить, осознанно и произвольно, речевые высказывания,
-прогнозировать результаты своей деятельности
- выделять нравственный аспект поведения.
2
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное слово учителя.
Капитаны команд вытягивают билеты.
Озвучивают задания и приступают к записи теоремы на листах.
Билеты
2-3
анализировать логически объекты с целью выделения признаков.
- выделять необходимую информацию.
ставить учебную задачу на основе известного.
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, слушать и вступать в диалог
Проверяет правильность формулировки теоремы. Вызывает к доске.
Второй этап урока.
Учитель предоставляет учащимся еще вытянуть по одному билету для решения задач.
Вызывает к доске для доказательства задачи путем применения теоремы.
Капитаны команды у доски озвучивают формулировку теорем.
Вытягивают билеты, озвучивают и идут к той теореме, которую нужно применить для решения задачи.(учащиеся передвигаются по классу в поисках нужной теоремы).
У доски обьясняют ход решения задач с помощью применения теоремы.
Ватман А3
2-3
4-5
3
Первичное усвоение новых знаний. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод, озвучивают тему и цель урока.
Формулируют тему урока. Озвучивают цель.
- Какую работу вы проделали?
-Какой материал вам понадобился для доказательства?
- Какую тему вы повторили?
-Закрепили ли вы свои знания?
-Сформулируйте цель поставленного урока?
4
искать и выделять необходимую информацию.
-структурировать знания. -анализировать объекты.
-строить логическую цепь рассуждений.
-планировать, прогнозировать
-слушать и вступать в диалог
Самоопределение
4
Первичное закрепление
Подведе
ние итогов урока
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Направляет работу учащихся на оценивание команд.
Подводит итоги командных работ, хвалит учащихся.
Самостоятельно оценивают работы команд.
Каточки оценивания
3
выделять и формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
планировать свою деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу;
поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
5
Информа
ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне
нию.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Подводит итоги работы в классе.
Озвучивает домашнее задание.
Отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся записывают домашнее задание
Домашнее задание по выбору.
2
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Просит учащихся оценить самих себя.
Клеют стикеры на доску
Рефлексия на доске в виде светофора:
- на уроке мне было трудно
-на уроке я работал неплохо
-я доволен своей работой на уроке
оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна
Нравственно -этическая ориентация
Приложение: 1этап урока. Билеты. Теоремы
1билет: Сформулировать первый признак равенства треугольников и записать его компоненты.
2 билет: Сформулировать второй признак равенства треугольников и записать его компоненты.
3 бидет: Сформулировать третий признак равенства треугольников и записать его компоненты.
2 этап урока. Билеты. Задачи.
1 билет: Решить и доказать по признаку равенства треугольников задачу.
Задача: Треугольник АВС равен треугольнику А1В1С1. Причем сторона АВ равна А1В1, сторона АС равна стороне А1С1, а углы А и А1 тоже между собой равны. На стороне АВ и А1В1 взяты точки Р и Р1 так, что расстояние АР равно расстоянию А1Р1. Доказать что треугольник РВС равен треугольнику Р1В1С1.
2 билет: Решить и доказать по признаку равенства треугольников задачу.
Задача: Даны два треугольника АВС и EDF. Угол 1 равен углу 2, а угол 3 равен углу 4. АЕ равно CF. Докажите что треугольники АВС и EDF равны.
3 билет: Решить и доказать по признаку равенства треугольников задачу.
Задача: Отрезок АС- общее основание равнобедренного треугольника АВС и АКС. Доказать, что углы ВКА и ВКС равны.