Тема занятия: «Применение формул объема тел вращения в профессиональных задачах»
Тип занятия: Урок усвоения знаний на основе имеющихся
Вид занятия: практическое занятие
Форма проведения занятия: деловая игра
Мотивация темы и формы проведения занятия: слайды, демонстрирующие связь данной темы с будущей профессиональной деятельностью учащегося, занятие, основанное на имитации деятельности СТО.
Продолжительность занятия: 80 мин
Место проведения занятия: учебная аудитория
Цель занятия: определить уровень знаний студентов основных формул по теме, перевести знания студентов от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.
Задачи:
Дидактическая: сформировать умения и навыки применения изученных формул при решении профессиональных задач.
Воспитательная: в ходе урока обеспечивать направленность на трудовое воспитание и профориентацию.
Развивающая: развитие мышления, умения вычленять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие познавательной деятельности студентов; развитие технического мышления и конструкторских способностей.
Междисциплинарные связи: данная тема связана с дисциплинами «Физика» и «Техническое обслуживание автомобилей», включает в себя такие понятия, как плотность, масса, цилиндры двигателя, резонансный коллектор, шаровая подвеска, а также позволяет создать имитацию профессиональной деятельности и способствовать развитию профессиональной компетентности.
Внутридисциплинарные связи: изучение данной темы предполагает наличие знаний по теме «Тела вращения и их элементы», знание понятия объема, элементов цилиндра, конуса, шара, умение производить простейшие арифметические действия.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, задания для команд, фломастеры, по 2 листа формата А3 для каждой команды, лист формата А2 с таблицей записи результатов, презентация к занятию.
Методическое обеспечение занятия: сценарий деловой игры, включающий в себя: вводную презентацию, тест для опроса, задачу о расточке двигателей цилиндров автомобиля, задачу об измерении объема резонансной трубы, задачу о вычислении объема элемента шаровой подвески, творческое задание.
Опережающие задания студентам: задачи№1, №2, №3 выдаются подгруппам, и рассчитаны на поисковый характер работы, на самостоятельное отыскание решения с использованием изученных знаний. Данные задачи выполняют обучающую, но не контролирующую функцию, и потому жюри могут присвоить им ненулевые баллы даже при неправильном решении, если оно показывает знание основных понятий и формул.
Критерии и методы диагностики уровня готовности (обученности) студентов к занятию: студенты должны знать понятия цилиндра, конуса, шара, формулы нахождения объемов, указанных тел, уметь решать простейшие задачи на применения изученных формул. Для диагностирования готовности к занятию используется тест.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: критерием эффективности занятия является набор каждой командой не менее 12 баллов.
Хронокарта занятия: организационный этап (5мин), мотивация изучения темы (3мин), тестирование команд (7мин), самостоятельный поиск решения (30мин), представления командами своих решения (10мин), разбор ошибок совместно с преподавателем и представление правильного решения (10мин), представление творческого задания (10мин), подведение итогов и выдача д/з (5мин).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Применение формул объема тел вращения в профессиональных задачах» »
Тема занятия:
«Объемы тел вращения в профессиональных задачах»
Цель занятия
определить уровень знаний основных формул по теме, перевести знания от усвоения отдельных фактов и понятий к их обобщению в целостную систему в профессиональном контексте.
2) Поисковая деятельность в профессиональных задачах.
3) Творческая работа.
Деловая игра
«Что нам стоит СТО построить»
КОМАНДЫ
СТО №1
_______________
Завгар
______________
СТО №2
_______________
Завгар
_______________
Где же в автомобиле можно встретить тела вращения?
В двигателе автомобиля находятся известные нам цилиндры
Тепловой конус свечи зажигания
Тепловой конус (юбка изолятора) -это расстояние между запальным концом изолятора и местом его посадки в корпус.
Длина теплового конуса является ключевым фактором рабочей характеристики свечи при холодном пуске.
Чем длиннее тепловой конус, тем горячее свеча.
Резонансные выхлопные трубы состоят из конусов и цилиндров
В такой трубе отработанная смесь должна создать такое давление в камере "трубы" чтобы втолкнуть обратно, в «цилиндр» еще не сгоревшую смесь.
Другие формы двигателя
Шарообразные и близкие к ним грушевидные камеры сгорания
Шариковые подшипники
В технике широчайшее распространение получили такие детали, как шариковые подшипники, с помощью которых происходит крепление осей в неподвижных частях различных узлов и агрегатов и обеспечивается их вращение.
При их расчете конструкторам требуется найти объем шара (а точнее – шаров, помещаемых в обойму) с высокой степенью точности.
Шаровая подвеска
Шаровая опора, это элемент подвески автомобиля, представляющий собой металлический палец с шаром на одном конце, и резьбой на другом. Металлический шар находится в корпусе, наполненном специальным полимерным составом, в котором шар имеет возможность двигаться в нескольких плоскостях.
Тормозной цилиндр
Тормозной цилиндр — компонент тормозной системы, силовой орган, преобразующий давление сжатого воздуха в механическую энергию, которая передаётся через тормозную рычажную передачу на тормозные колодки, прижимая их к ободу колеса или к тормозным дискам.
Цилиндр сцепления
Цилиндр сцепления – это устройство, используемое в гидравлической системе сцепления. Он установлен в передаче внутри или снаружи и является одним из компонентов современных систем механической коробки передач.
Раунд №1
ВНИМАНИЕ
ТЕСТ!!!
Вопрос №1
По какой формуле вычисляется объем цилиндра?
А) V=2 π Rh
B) V= π R 2 h
C) V= 1/3 π R 2 h
Вопрос №2
По какой формуле вычисляется объем конуса?
А) V= 4/3 π R 3
B) V= 1 /3 π R 3
C) V= 1 /3 π R 2 h
Вопрос №3
По какой формуле вычисляется объем шара?
А) V= 1/3 π R 3
B) V= 4/3 π R 3
C) V= 3/4 π R 3
2см
6 см
Вопрос№4:
Вычислите объем данного тела?
A) V=32 π
B) V=12 π
C) V=96 π
R =3
Вопрос №5
Чему равен объем этого тела?
A) V=36 π
B) V=12 π
C) V=9 π
25 см
Вопрос№6:
Вычислите объем данной емкости. A ) 6250 π см 3
B ) 2500 π см 3
C ) 250 π см 3
10см
Вопрос №7
Какая формула связывает плотность , объем и массу?
A) V=m ρ
B) V= ρ /m
C) V=m/ ρ
Вопрос №8
Вычислите объем цилиндра с диаметром 8см и высотой 10см
A) V=160 π
B) V=80 π
C) V=40 π
Вопрос №9
Вычислите объем шара диаметра 12 см.
A) V=288 π
B) V=144 π
C) V=2304 π
Вопрос №10
Вычислите объем усеченного конуса с диаметром верхнего основания 6см, нижнего 4см и высотой 3см
А) V=72 π
B) V=36 π
C) V=19 π
Правильные ответы
№вопроса
ответ
1
B
2
C
3
B
4
A
5
A
6
B
7
C
8
A
9
A
10
C
Завгары передают ответы всех участников команд жюри.
Раунд №2
СТО №1 и СТО №2 предлагаются одинаковые пакеты заданий.
Команды работают над заданиями, распределяя работу между собой на усмотрение завгара.
Максимальное время выполнения 25 мин.
СТО, которое досрочно выполнит задание получает дополнительные баллы.
Жюри подводит результаты раунда №1
Задача №1:«Расточка цилиндра двигателя»
На сколько увеличится объем двигателя автомобиля ВАЗ 2108, (ход поршня 71мм, диаметр цилиндра 76мм, 4 цилиндра), если расточить его стенки на 2мм?
Решение задачи №1
СТО №1
СТО№2
Правильное решение задачи №1
Вычислим объем двигателя до расточки:
h=71 мм=7,1см
R=76/2 мм=38мм=3,8см
V= π R 2 h
V= 3,14х3,8 2 x7 ,1≈322 см 3
4V=4x322=1288см3
Правильное решение задачи №1
Вычислим объем двигателя после расточки:
h =7,1см, R= 3,8 +0 ,2=4см
V= π R 2 h
V= 3,14х4 2 x7 ,1≈356 см 3
4V=4x322=1427см3
Разность между объемами
1427-1288=139 см 3
ОТВЕТ: 139см3
14см
Задача №2:«Объем резонансной трубы»
Вычислите объем резонансной выхлопной трубы для успешной ее настройки для двигателя соответсвующего объема.
7см
15см
8см
Решение задачи №2
СТО №1
СТО№2
14см
Правильное решение задачи №2
7см
15см
8см
V=Vк1+Vк2+Vц
V к1: h=15 см, R=1 4 /2= 7 c м
Vк=1/3πR2h ;
V к1=1/3*3,14*7 2 *15=769,3 см 3
V к2: h= 8см, R=1 4 /2= 7 c м
Vк=1/3πR2h ;
V к2=1/3*3,14*7 2 *8=410,3 см 3
14см
Правильное решение задачи №2
7см
15см
8см
V ц: h= 7см, R=1 4 /2= 7 c м
Vц=πR2h ; V ц=3,14* 7 2 *7=1077 см 3
V=Vк1+Vк2+Vц
V= 769,3+410,3+1077=2256,6 см 3
ОТВЕТ: 2256,6 см3
Задача №3:«Критерий качества шаровой опоры»
Сколько граммов должна
весить шаровая опора
указанных размеров, если она
изготовлена из качественной
стали плотность которой
7,8 г/ см3 ?
Нижнюю часть считать шаром,
верхнюю- цилиндром
4см
1,6см
2.4см
Решение задачи №3
СТО №1
СТО№2
Правильное решение задачи №3:
V=Vц+Vш
Vц=πR2h, R =1,6/2=0.8см, h =4см
V ц=3,14* 0 , 8 2 *4=8см 3
V ш= 4/3 π R 3 , R =2,4/2=1,2см
V ш = 4/3 π R 3
4/3*3,14* 1,2 3 =7,23 см 3
V =8+7,23=15,23 см 3
m = V ρ , m =15,23*7,8=118,8г
ОТВЕТ: 118,8г
4см
1,6см
2.4см
Раунд №3
Жюри оценивают результаты 2-го раунда
Для СТО предлагается творческое задание
Время выполнения 10мин
Творческое задание
Среди необычных ДВС мотор Герберта Хюттлина выделяется наиболее примечательной конструкцией: традиционные поршни и камеры сгорания здесь размещены внутри шара.
Придумайте конструкцию автомобиля с таким двигателем
Творческие решения
СТО №1
СТО№2
Таблица результатов
Задания
Максимальное кол-во баллов
Тест
Средний бал
оценок команды
СТО№1
Задача №1
СТО №2
Задача №2
0-5
0-5
Задача №3
0-5
Творческое задание
0-3
ИТОГО
Итог
Команда победителей получает оценки «5»
Завгар проигравшей команды выставляет членам своей команды оценки, но не выше «5».
Поздравляем победителей!!!
Д/3
На сколько нужно расточить цилиндры двигателя
автомобиля ВАЗ 21081 с объема двигателя
1099 до 1250, если ход поршня 60,6мм,
диаметр 76мм, 4 цилиндра.
Желаем здоровья, дальнейших успехов в учебе и счастья в личной жизни, а также успешного выполнения домашнего задания!!!