1. Закрепить у учащихся знания о теле вращения – цилиндре (определение, элементы цилиндра, сечение цилиндра, формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).
2. Сформировать навыки решения типовых задач.
3. Продолжить формирование логических и графических умений
Задачи:
1. Научить учащихся строить сечение цилиндра плоскостью параллельной оси цилиндра и перпендикулярной оси цилиндра.
2. Научить учащихся применять формулы полной и боковой поверхностей цилиндра при решении задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Закрепить у учащихся знания о теле вращения – цилиндре (определение, элементы цилиндра, сечение цилиндра, формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).
2. Сформировать навыки решения типовых задач.
3. Продолжить формирование логических и графических умений
Задачи:
1. Научить учащихся строить сечение цилиндра плоскостью параллельной оси цилиндра и перпендикулярной оси цилиндра.
2. Научить учащихся применять формулы полной и боковой поверхностей цилиндра при решении задач.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь изображать цилиндр и его сечения .
Учащиеся должны уметь применять формулы для вычисления площадей полной и боковой поверхностей при решении задач.
Учащиеся должны уметь решать простейшие геометрические задачи, связанные с цилиндром и сечениями цилиндра.
Этапы урока:
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала.
Закрепление.
Обучающая самостоятельная работа.
Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала.
Учащимся предлагается заполнить лист с заданиями.
Карточка.
1. Нанесите на рисунок основные элементы цилиндра.
проходящей перпендикулярно оси цилиндра; в) сечение цилиндра плоскостью, проходящей параллельно оси цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
3 Запишите формулы для вычисления площади поверхности цилиндра.
Что можно найти по этим формулам? Что должно быть известно в этих случаях?
Фронтальный опрос (с целью обобщения знаний и проверки выполненной работы)
Какая фигура называется цилиндром?
Цилиндр – это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.
Почему цилиндр называют телом вращения?
Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Назовите виды цилиндров?
Наклонные цилиндры, прямые цилиндры, цилиндрические поверхности
Назовите элементы цилиндра.(слайд 2)
Основания цилиндра – равные круги, расположенные в параллельных плоскостях
Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.
Радиус цилиндра – это радиус его основания.
Ось цилиндра – это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).
Образующая цилиндра - это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.
Образующая цилиндра при вращении вокруг оси образует боковую (цилиндрическую) поверхность цилиндра.
Что представляет собой развертка цилиндра? (слайд 3)
Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник со сторонами H и C, где H – высота цилиндра, а C – длина окружности основания.
Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?
Sб = H · C = 2πRH
Как найти площадь полной поверхности цилиндра?
Sп = Sб + 2S = 2πR(R + H).
Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае? (слайд 4)
Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники
Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.
Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.
У ченики видят список задач для классной работы. По желанию учащиеся имеют возможность решать с опережением на оценку.
№1. (задача с практическим содержанием). (слайд 5)
Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.
№2 (523). Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра.(слайд 6)
№3 (525). Площадь осевого сечения цилиндра равна 10 м2, а площадь основания – 5 м2. Найдите высоту цилиндра.(слайд 7)
№4 (527). Концы отрезка АВ лежат на разных основаниях цилиндра. Радиус цилиндра равен r, его высота – h, расстояние между прямой АВ и осью цилиндра равно d. Найдите: a) высоту, если r = 10, d = 8, AB = 13.(слайд 8)
4.Обучающая самостоятельная работа
Самостоятельная работа по вариантам. (слайд 9)
Вариант 1.
№1. Длина окружности основания цилиндра равна 3. Площадь боковой поверхности равна 6. Найдите высоту цилиндра.
№2. Высота цилиндра 16 см. На расстоянии 6 см от оси цилиндра проведено сечение. Параллельное оси цилиндра и имеющее форму квадрата. Найти радиус цилиндра.
№3 Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8 дм и составляет с образующей угол 60°. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
Вариант 2.
№1. Длина окружности основания цилиндра равна 1. Площадь боковой поверхности равна 4. Найдите высоту цилиндра.
№2. Радиус основания цилиндра 10 см, ось цилиндра 6 см. Площадь сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси цилиндра 96 см2. Найти расстояние от оси цилиндра до секущей плоскости.
№3 Диагональ осевого сечения цилиндра равна 8 дм и образует с плоскостью основания цилиндра угол 45°. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
5. Подведение итогов урока.
1) Домашнее задание. (слайд10)
Повторить стр.130-132, гл. 1, п.59-60, №530, № 537.
2) Выставление оценок за работу на уроке.
3) Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились?
Какое у вас настроение в конце урока?
Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?
Использованные источники
1. Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. Для учителя/С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 4-е издание, М.: Просвещение, 2010.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 10-11 класс» Л.С. Атанасян, М.: Просвещение, 2010
3. СD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Геометрия-11 класс»