1.Организацион-ный момент – 0,5 минуты | Цель: настроить учащихся на урок. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
2.Мотивационный момент– 3 минуты | Цель: подвести учащихся к изучению темы. | Учитель рассказывает. Вокруг нас огромное множество разнообразных предметов, и каждые из них можно сопоставить с одной или несколькими геометрическими фигурами. Сегодня на уроке мы систематизируем известные нам сведения о самой простой из кривых линий. Это одна из древнейших геометрических фигур. Философы древности придавали ей большое значение. Согласно Аристотелю, небесная материя, из которой состоят планеты и звезды, как самая совершенная, должна двигаться по самой совершенной линии. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по этой кривой линии. Это ошибочное мнение было опровергнуто лишь в XVII веке учением Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона. Учитель: «У вас на столах лежат скреплённый скрепкой раздаточный материал, он пронумерован. Возьмите приложение к уроку № 1 - это текст. Прочтите его. О какой геометрической фигуре идет речь в этом тексте? Назовите тему урока». Приложение № 1. «Это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции она считалась венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке эта фигура “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще и прямая. Представление об этой фигуре даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, а также обод колеса. Для изображения этой фигуры необходим специальный чертежный прибор – циркуль» Учитель предлагает сформулировать цель и задачи урока, записать в тетради тему урока «Окружность». | Слушают учителя. Читают текст. Отвечают устно, комментируют кратко свои ответы. Формулируют цели урока. Записывают тему урока и число в тетрадь. |
3.Стадия «вызова» по технологии ТРКМ, 2 минуты | Цель: для стадии «вызова» использовать приём «Верите ли вы?», чтобы учащиеся установили, верны ли данные утверждения | Учитель: «Ребята, сейчас мы сыграем с вами в в игру «Верю – не верю». Вам необходимо карандашом на карточке, обсуждая в парах, поставить «+» - если утверждение верно, и «-« - если утверждение неверно. После знакомства с новой информацией мы возвратимся к данным утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию». Приложение № 2. 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «прямая»? 5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»? 7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны? 8.Верите ли вы, что для того, чтобы отмерить большой участок в форме круга с 16 века и по сегодняшний день в деревне используют лошадь? | Учащиеся, работая в парах, выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем |
4.Этап актуализации знаний, по технологии ТРКМ – «стадия осмысления», 7 минут. | Цель: вспомнить определение окружности и ее элементов, познакомиться с новыми понятиями, развивать навык смыслового чтения. | Учитель: «С окружностью и ее элементами мы знакомы из курса математики 4-6 классов, поэтому вы можете самостоятельно повторить данную тему, выявить новые понятия, прочитав § 21 учебника, используя известный нам приём «Инсерт». У вас на столах лежат карточки с таблицей для заполнения по этому методу. Таблица «Инсерт» сделает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. У вас эта таблица – приложение № 3 в двух экземплярах для каждого учащегося». Приложение № 3. V | + | - | ? | Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу об этом узнать | | | | | Учитель помогает индивидуально работать с таблицей более слабым учащимся, направляет их наводящими вопросами. | При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки следующие: v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + - если то, что вы читаете, является для вас новым; ? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Заполняют таблицу «Инсерт». Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. |
5.Этап первичного закрепления новых знаний, по технологии ТРКМ – «стадия осмысления», 3 минуты. | Цель этапа: закрепить теоретический материал. | Учитель: «Закройте учебники. У вас на столах лежат тесты для 2-ух вариантов. Это приложение № 5. Выполните задание». I вариант. Заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными: Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется _________________. Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется ________________________________. Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется ___________________. Хорда, проходящая через центр окружности, называется ____________. Часть окружности, ограниченная двумя точками, называется __________________. II вариант. Соедините линями соответствующие части высказываний: 1.Диаметр окружности – это … | | 1.… геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. | 2.Дуга окружности – это … | 2.… отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности. | 3.Окружность – это … | 3.… хорда, проходящая через центр окружности. | 4.Радиус окружности – это … | 4.… отрезок, соединяющий две точки окружности. | 5.Хорда окружности – это … | 5..… часть окружности, ограниченная двумя точками. | Учитель: «Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, карточками. При взаимопроверке поставьте: оценку «5» – всё верно, 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». На экране, на слайде вы видите правильные ответы». На слайде: 1 вариант: 1.Окружность. 2.Радиус. 3.Хорда. 4.Диаметр. 5.Дуга 2 вариант: 1→3. 2→5. 3→1. 4→2. 5→4. | Заполняют на карточках тесты карандашом. Меняются карточками, занимаются взаимопроверкой. |
6.Этап первичного закрепления новых знаний, по технологии ТРКМ – «стадия рефлексии», 3 минуты. | Цель: выявить верные и неверные утверждения на стадии «вызова» | Учитель: В начале урока мы с вами играли в парах в игру «Верю – не верю». Достаньте свою работу. Проанализируйте свои предположения, выслушав сообщение с презентацией вашего одноклассника по теме «Значение термина «окружность» и ее элементов». 1 слайд(приложение №8) Для построения окружности используют специальный инструмент – циркуль. Слово «циркус» в переводе с латинского означает «круг». Когда мы чертим окружность, на листе бумаги остается точка от иголки циркуля – центр окружности. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги. 2 слайд. Еще вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч» или может переводиться как «спица колеса». В древности не было этого термина. Евклид и другие ученики говорили просто «прямая из центра». 3 слайд Радиус в переводе с латинского – луч. Выражение «ходить по кругу» означало «прогресс» в 15-16 веках. 4 слайд (интерактивный, лошадь движется по кругу). Для того, чтобы отмерить большой участок в форме круга с 16 века и по сегодняшний день в деревне используют лошадь, как вы видите на слайде. | Внимательно слушают сообщение, анализируют свои высказывания в начале урока, предлагают оценки за сообщение, анализируя сообщение. |
7.Этап закрепления знаний, по технологии ТРКМ – «стадия осмысления», 4 минуты. | Цель: закрепить теоретический материал при решении задач | У себя в тетради запишите № 143, 144(а) и выполните по рисунку на слайдах задание или в учебнике Приложение 8(5 и 6 слайды): Проверьте правильность выполнения заданий: № 143 Хорды окружности – MN, CD, AB; диаметры окружности – АВ; радиусы окружности – ОP, OA, OB. № 144 (по 1 признаку равенства треугольников), так как 1. ,, как радиусы; 2. , как вертикальные углы. Из равенства треугольников. | Выполняют задания в тетради с самопроверкой на слайде. |
8.Физпауза, 2 минуты. | | Организует физпаузу. | Выполняют упражнения. |
9. Этап закрепления знаний, по технологии ТРКМ – «стадия осмысления», 4 минуты. | Цель: вспомнить формулу длины окружности и применить её при решении задач в группах | Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Вам поступили вопросы от учеников 5-х классов, они у вас на карточках в приложении № 6. Ответьте на них письменно в тетради». Приложение № 6. 1 вопрос(от мальчика). Я еду на велосипеде, длина спицы которого 50 см. Какое я проеду расстояние, если колесо сделает 1000 оборотов? Решение: Длина спицы 25 см равна длине радиуса колеса. 2 вопрос (от девочки). Я решила сшить юбку-солнце. Сколько мне нужно купить окантовки для нижней ее части, если длина юбки будет 25 см.? Проверяем решение на слайде. Решение 1 задачи. см S=C*1000=157*1000=157000см=1570м=1,57км. Решение 2 задачи: длина юбки будет радиусом. Окантовку юбки можно найти, зная формулу длины окружности. см. | Решают задачи в парах, вспоминая формулу длины окружности. |
10. Этап закрепления знаний, по технологии ТРКМ – «стадия осмысления», 10 минут. | Цель: выполнить мини-исследовательс-кую работу в группах | Учитель: «Пока вы работали в парах, я вам раздала материалы для мини-исследования и вопросы к ним. Объединитесь в группы. По итогам вам нужно будет сдать тетради. За классную работу вы получите оценки». 1.Измерьте радиусы двух кругов, имеющихся у вас. 2.Запишите, чему равны диаметры каждой из фигур. 3.Запишите, какой вывод вы сделали(одним предложением)? 4.Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод и запишите его (одним предложением). 5.Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод (одним предложением). 6. Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод (одним предложением). | Работают в парах, записывая ответы на вопросы |
10. Этап рефлексии, 4,5 минуты | Цель: подвести итоги урока в группах. | Учитель: «Ребята, группе нужно подвести итоги урока в разных формах. Каждой группе – своё задание на 2,5 минуты, работаем на карточках». 1 группа – на доске составить кластер из понятий нашего урока: 2 группа. Записать синквейн к понятию «хорда» 3 группа. Синквейн к понятию «окружность». 4 группа. «Закончи предложение» Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось… 5 группа «Вопрос – ответ» 6 группа «Вопрос – ответ» Как делали? Для чего делали? Меня удивило… | Работают в группах, выполняя задание. Каждая группа зачитывает за 20 секунд свой ответ. Пример синквейнов, составленных учащимися: Хорда Прямая, ровная Чертим, строим, измеряем Соединяем две точки окружности Отрезок Окружность Замкнутая линия Чертим, кружим, зарисовываем Все точки равноудалены от центра Фигура. |
11.Домашнее задание | | Учитель: «Запишите домашнее задание. Оно на доске: § 21 – прочитать, выучить определения, выделенные тёмным шрифтом, № 144(б), 145. | Записывают д/з, сдают тетради |