1. Знакомство с некоторыми планиметрическими задачами по теме "Медиана треугольника".
2. Обзор литературы и интернет-источников по теме.
3. Отработка способов применения свойств медиан треугольника.
1. Развитие умений анализировать, сравнивать, видеть знакомое в незнакомом, применять имеющиеся знания в новой ситуации.
2. Развитие самостоятельности в мышлении.
1. Воспитание умения доводить начатое дело до логического конца.
2. Формирование у школьников устойчивой социальной мотивации к подготовке к ГИА по математике.
3. Поддержка уверенности в собственных силах, укрепление желания работать на перспективу.
Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие медианы и её свойств, умение выполнять рисунок по условию задачи | 2 уровень — построение по алгоритму; 3 — 4 уровень — понимание, адекватное употребление терминов |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними; 3 уровень — самостоятельное действие учащихся |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять свойства медиан треугольника в новых условиях | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность при выполнении рисунков, требовательное отношение к себе и своей работе | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
практические методы обучения - решение задач, фронтальная работа, самостоятельная работа;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Ход и содержание урока |
Организационный момент. Определение темы занятия. |
Эта обезьяна, она прыгает по сторонам и делит их пополам. О каком математическом термине идёт речь? Чему будет посвящено наше занятие? Слайд 1 Геометрия развивает способность логически мыслить, анализировать и делать выводы. Вы учитесь, решая задачи на доказательство, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки позволят вам быть успешным в любой сфере деятельности и многого добиться в жизни. Номинации сегодняшнего занятия: |
Постановка целей урока |
Какие цели занятия можно поставить, видя знакомую тему? | Повторить, где и как применяется медиана при решении геометрических задач |
Актуализация знаний |
Слайд 2 Что называется медианой треугольника? | Медиана треугольника ― отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. |
Слайд 3 №1. В треугольнике АВС медиана ВВ1 равна стороне ВС и половине стороны АС. Найти меньший угол треугольника АВС _________________________________ Слайд 4 Слайд 5 Свойство медиан треугольника? | В А В1 С Точки А, В и С равноудалены от точки В1. В1 - центр описанной около треугольника АВС окружности. АС - диаметр, значит, вписанный . - равносторонний. - по свойству прямоугольного треугольника. Ответ: _______________________________________ Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая называется центроидом, и делятся этой точкой на две части в отношении 2:1, считая от вершины. Медиана равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой. |
Слайд 6 Что ещё вы знаете о медиане? | Медиана треугольника делит его на две равновеликие части. Треугольник делится тремя медианами на шесть равновеликих треугольников. |
Слайд 7 Без записи в тетрадях. №2. АВСD – параллелограмм. Найти x, если | |
Слайд 8 №3. В прямоугольном KMN медиана NP=15см, а его площадь равна 216см2 . Найдите расстояние от середины катета NK до гипотенузы KM. | 1) 2) 3) Ответ: 7,2 см |
Слайд 9 В тетрадях - основные моменты №4. На продолжении сторон треугольника АВС построены отрезки AA1 =AC, BB1 = AB и CC1 = BC . Докажите, что S▲A1B1C1 = 7S▲ABC | |
Слайд 10 №5. Стороны равны a, b, c . Вычислить медиану mc , проведенную к стороне с | |
Самостоятельная работа |
Слайд 11 Самостоятельная работа По гиперссылкам на Слайды 14-15-16-17 и назад на Слайд 11; для проверки 1варианта - переход на Слайд 12 и назад на Слайд 11, для проверки 2 варианта - на Слад 13, потом по гиперссылке на Слайд 18 (используемые ресурсы) Пока ученики работают, учитель готовит на доске рисунки треугольников для последующей самопроверки и раздаёт карточки с домашним заданием. | Сначала ссылка "Д/З"! |
Самопроверка + Генератор идей Два ученика показывают на доске своё решение для самопроверки, класс в это время обсуждает способы решения №8 домашнего задания - генератор идей. |
Слайд 14 Генератор идей Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) генерируют 3 способа решения задачи №8. Какой метод мы сегодня неоднократно применяли при наличии в условии медианы треугольника? _________________________________ Слайд 15 | Метод удвоения медианы. Метод площадей. |
Слайд 16 Какие ещё формулы площади треугольников нам известны? Как ещё можно использовать известные 30о? | |
Слайд 17 Сформулируйте свойство средней линии треугольника. Можно ли применить его в этой задаче? Как может помочь теорема Фалеса? | |
Слайд 12 Самопроверка Рассказ учащегося и одновременное сопровождение на интерактивной доске №6. Две стороны треугольника равны 10 и 12, а медиана, проведённая к третьей, равна 5. Найдите площадь треугольника. | |
|
Попутно замечаем, что диагонали параллелограмма делят его на 4 равновеликих треугольника | |
Слайд 13 Самопроверка №7 В треугольнике АВС медиана ВМ в два раза меньше стороны АВ и образует с ней угол 40o . Найдите угол АВС. | |
|
Домашнее задание |
В группу класса в Контакте выкладывается презентация к уроку (без Слайдов 19, 20) Сделать презентацию к задаче №10 - задание "по желанию" | №8 Найти отношение двух сторон треугольника, если его медиана, выходящая из их общей вершины, образует с этими сторонами углы в 30 и 90 градусов. №9 На продолжении стороны АВ треугольника АВС взята точка К так, что АВ = ВК. Точка L – середина ВС. Зная, что S▲BKL = S, найдите S▲ABC №10 (презентация - по желанию) Стороны треугольника равны 11, 13 и 12. Найдите медиану, проведённую к большей стороне. |
Итог урока |
Какая цель урока была нами поставлена? Выполнена ли она? Настрой на позитив. Сегодня вы успешно решаете задачи, завтра вы успешно сдаёте ГИА и ЕГЭ, а послезавтра - вы успешные, состоявшиеся в своей профессии люди. Награждение по номинациям Конспекты - на перемене | |
Слайд 18 | Литература: 1. Л.И. Звавич, М.В. Чинкина, Л.Я. Шляпочник «Геометрия 8-11кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики», Дрофа, М., 2000г 2. Е.М.Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия», «Илекса», «Гимназия», Москва-Харьков, 1998 3. Н.Е.Токарева, Т.А.Григорьева «Преподавание планиметрии в школьном курсе» лицей №1557 г Зеленогорск Электронные ресурсы: Материалы сайта uztest.ru ЕГЭ по математике http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=814114 Материалы сайта problems.ru ЗАДАЧИ http://www.problems.ru/view_by_subject_new.php?parent=663 http://www.problems.ru/view_by_subject_new.php?parent=663&start=15&into_basket=54732 Блог учителя математики Монастырской Алевтины Петровны на сайте Про Школу.ru http://www.proshkolu.ru/user/monastirskaya10/blog/334135/ |
Слайды 19 и 20 на уроке не используются. Они - для проверки ДЗ на следующем уроке. №8 1 способ - Слайд 15 Катет, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы. 2 способ 3 способ |