Конспект урока на тему: Свойства черных и цветных металлов. Металлы и сплавы.
Конспект урока на тему: Свойства черных и цветных металлов. Металлы и сплавы.
Предмет: Технология
Данные об учителе: Садыков Нургалей Галинурович
Конспект урока на тему: Свойства черных и цветных металлов. Металлы и сплавы.
Цель: ознакомить учащихся с основными механическими и техническими свойствами металлов, развивать познавательный интерес, воспитывать трудолюбие. ознакомить учащихся с основными металлами и сплавами простых и цветных металлов, воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
2.Повторение пройденного материала.
Вспомните из программы 5 класса:
Что такое сплав и приведите примеры.
Какие виды проката вы знаете?
Как получают проволоку?
3. Изложение нового программного материала.
Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо
правильно выбрать наиболее подходящий для него материал.
Правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава.
Различают механические и технологические свойства.
К механическим свойствам относятся:
прочность - способность металла или сплава воспринимать
действующие нагрузки, не разрушаясь;
твердость - свойство материала сопротивляться внедрению
в него другого, более твердого материала;
упругость - свойство металла или сплава восстанавливать
первоначальную форму после устранения внешних сил;
К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.
ковкость - свойство металла или сплава получать новую
форму под действием удара;
Вязкость — свойство тел поглощать энергию при ударе.
Пластичность — способность изменять форму под действием внешних сил не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибке, прокатке, штамповке заготовок.
Жидкотекучесть — свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.
Свариваемость — свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
Коррозионная стойкость — свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.
Работая с заготовками из разных металлов, вы успели заметить, что металлы обладают различными свойствами: одни из них хрупкие, другие упругие, одни мягкие, другие более твердые. Для всех металлов характерен металлический блеск. Различаются металлы по цвету — медь, например, розовато-красная, сталь — сероватого цвета. Металлы обладают свойством проводить тепло и электрический ток. Знать свойства металлов надо для того, чтобы правильно выбрать материал для изготовления изделия.
В чистом виде металлы используются относительно редко. Больше всего они применяются в виде сплавов.
Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем сплавления одного металла с другими или металла с неметаллическими элементами. Все металлы и сплавы принято делить на черные и цветные.
В группу черных металлов входят железо, чугун и сталь, в группу цветных — все остальные металлы и сплавы.
Железо — металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Он пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом — чугунов и сталей.
Чугун — сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3.4,5%) углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых дешевых и распространенных конструкционных материалов и широко применяется в машиностроении. Кроме того, из чугуна получают сталь.
Сталь — это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1 % углерода. Как и чугун, сталь содержит в себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна — это то, что сталь содержит меньшее количество углерода и примесей.
Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.
Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и др.
Медь — металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, хорошей пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы—латуни и бронзы.
Латунь — сплав меди с цинком (цинка от 10 до 42%). Латунь отличается от меди большей прочностью.
Бронзами называют сплавы меди с оловом или другими элементами, кроме цинка. В основном бронзы характеризуются высокой прочностью, хорошо обрабатываются резанием, обладают высокими литейными качествами и низким коэффициентом трения.
Алюминий — металл серебристо-белого цвета, легкий, мягкий и вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Алюминий широко используется в авиастроении, в электротехнике и при изготовлении посуды и других предметов быта. Большое распространение имеет алюминий в составе сплавов на его основе. Алюминиевые сплавы подразделяют на литейные, которые предназначены для получения литых заготовок, и деформируемые, хорошо обрабатываемые ковкой, штамповкой и прокатной. Из литейных сплавов наибольшее применение имеет сплав алюминия с кремнием — силумин, а из деформируемых — сплав алюминия с медью и другими элементами, который называют дюралюмином, дюралюминием, дюралью.
Олово — металл серебристо-белого цвета, весьма мягкий и пластичный. Олово можно легко раскатать в очень тонкие листы, называемые фольгой. Его применяют для покрытия тонких листов стали и получения белой жести. Олово входит в состав многих сплавов: припоев, применяемых для пайки и лужения, баббитов, бронз, латуни и т. д.
Цинк — это светло-серый металл с голубым оттенком.
4. Практическая работа.
Ознакомление со свойствами металлов и сплавов
Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.
Положите справа от себя образцы из черных металлов и сплавов, а слева — из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.
Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.
Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь
расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.
Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.
5. Закрепление нового материала.
Назовите механические свойства металлов?
Назовите технологические свойства металлов?
Что такое ковкость?
Что такое вязкость?
Что такое сплав?
Назовите механические свойства металлов и сплавов.
Назовите технологические свойства металлов и сплавов
Какие сплавы относятся к черным?
Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов
Чем отличается сталь от чугуна?
Чем отличается латунь от бронзы.
Почему металлы нужно экономно расходовать?
6. Заключительная часть.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Свойства черных и цветных металлов. Металлы и сплавы.»
6 в класс
Предмет: Технология
Данные об учителе: Садыков Нургалей Галинурович
Конспект урока на тему: Свойства черных и цветных металлов.
Металлы и сплавы
Цель: ознакомить учащихся с основными механическими и техническими свойствами металлов, развивать познавательный интерес, воспитывать трудолюбие. ознакомить учащихся с основными металлами и сплавами простых и цветных металлов, воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
2.Повторение пройденного материала.
Вспомните из программы 5 класса:
Что такое сплав и приведите примеры.
Какие виды проката вы знаете?
Как получают проволоку?
3. Изложение нового программного материала.
Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал.
Правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава.
Различают механическиеи технологическиесвойства.
К механическим свойствам относятся:
прочность- способность металла или сплава воспринимать
действующие нагрузки, не разрушаясь;
твердость - свойство материала сопротивляться внедрению
в него другого, более твердого материала;
упругость- свойство металла или сплава восстанавливать
первоначальную форму после устранения внешних сил;
К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.
ковкость- свойство металла или сплава получать новую
форму под действием удара;
Вязкость — свойство тел поглощать энергию при ударе.
Пластичность — способность изменять форму под действием внешних сил не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибке, прокатке, штамповке заготовок.
Жидкотекучесть— свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.
Свариваемость— свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
Коррозионная стойкость— свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.
Работая с заготовками из разных металлов, вы успели заметить, что металлы обладают различными свойствами: одни из них хрупкие, другие упругие, одни мягкие, другие более твердые. Для всех металлов характерен металлический блеск. Различаются металлы по цвету — медь, например, розовато-красная, сталь — сероватого цвета. Металлы обладают свойством проводить тепло и электрический ток. Знать свойства металлов надо для того, чтобы правильно выбрать материал для изготовления изделия.
В чистом виде металлы используются относительно редко. Больше всего они применяются в виде сплавов.
Сплавами металлов называются сложные вещества, полученные путем сплавления одного металла с другими или металла с неметаллическими элементами. Все металлы и сплавы принято делить на черные и цветные.
В группу черных металлов входят железо, чугун и сталь, в группу цветных — все остальные металлы и сплавы.
Железо — металл серебристо-белого цвета с характерным блеском. Он пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом — чугунов и сталей.
Чугун— сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3...4,5%) углерода, а также примеси других элементов. Чугун является одним из самых дешевых и распространенных конструкционных материалов и широко применяется в машиностроении. Кроме того, из чугуна получают сталь.
Сталь — это сплав железа с углеродом, содержащий до 2,1 % углерода. Как и чугун, сталь содержит в себе примеси некоторых других элементов. Основное отличие стали от чугуна — это то, что сталь содержит меньшее количество углерода и примесей.
Сталь и чугун являются самыми распространенными материалами современной техники и производства. На их долю приходится основная масса всей металлической продукции.
Среди цветных металлов наиболее широкое применение имеют медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и др.
Медь — металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводностью и теплопроводностью, хорошей пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется прежде всего, в электропромышленности и химическом машиностроении. Сплавы меди обычно делят на две группы—латуни и бронзы.
Латунь — сплав меди с цинком (цинка от 10 до 42%). Латунь отличается от меди большей прочностью.
Бронзами называют сплавы меди с оловом или другими элементами, кроме цинка. В основном бронзы характеризуются высокой прочностью, хорошо обрабатываются резанием, обладают высокими литейными качествами и низким коэффициентом трения.
Алюминий — металл серебристо-белого цвета, легкий, мягкий и вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Алюминий широко используется в авиастроении, в электротехнике и при изготовлении посуды и других предметов быта. Большое распространение имеет алюминий в составе сплавов на его основе. Алюминиевые сплавы подразделяют на литейные, которые предназначены для получения литых заготовок, и деформируемые, хорошо обрабатываемые ковкой, штамповкой и прокатной. Из литейных сплавов наибольшее применение имеет сплав алюминия с кремнием — силумин, а из деформируемых — сплав алюминия с медью и другими элементами, который называют дюралюмином, дюралюминием, дюралью.
Олово — металл серебристо-белого цвета, весьма мягкий и пластичный. Олово можно легко раскатать в очень тонкие листы, называемые фольгой. Его применяют для покрытия тонких листов стали и получения белой жести. Олово входит в состав многих сплавов: припоев, применяемых для пайки и лужения, баббитов, бронз, латуни и т. д.
Цинк — это светло-серый металл с голубым оттенком.
4. Практическая работа.
Ознакомление со свойствами металлов и сплавов
Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.
Положите справа от себя образцы из черных металлов и сплавов, а слева — из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.
Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод об упругости стали и меди.
Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод о ковкости стали и алюминия.
Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости стали и латуни.
5. Закрепление нового материала.
Назовите механические свойства металлов?
Назовите технологические свойства металлов?
Что такое ковкость?
Что такое вязкость?
Что такое сплав?
Назовите механические свойства металлов и сплавов.
Назовите технологические свойства металлов и сплавов
Какие сплавы относятся к черным?
Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов
Чем отличается сталь от чугуна?
Чем отличается латунь от бронзы.
Почему металлы нужно экономно расходовать?
6. Заключительная часть.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
6 в класс
Предмет: Технология
Данные об учителе: Садыков Нургалей Галинурович
Конспект урока на тему: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Цель; научить учащихся делать замеры штангенциркулем; определять размер по шкале нониуса, развивать пространственное воображение, воспитывать точность в работе.
Оборудование: макет штангенциркуля (при наличии), штангенциркули, набор различных деталей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
2.Повторение пройденного материала.
Назовите механические свойства металлов?
Назовите технологические свойства металлов?
Что такое ковкость?
Что такое вязкость?
Что такое сплав?
Назовите механические свойства металлов и сплавов.
Назовите технологические свойства металлов и сплавов
Какие сплавы относятся к черным?
Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов
Чем отличается сталь от чугуна?
Чем отличается латунь от бронзы.
Почему металлы нужно экономно расходовать?
Изложение нового программного материала.
Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркули.
С помощью штангенциркуля можно измерить:
наружный размер;
внутренний размер;
глубину отверстия, паза, канавки.
Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркули.. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения.
На рис. 1 показан штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью-0,1 мм. Он состоит из штанги 1 с неподвижными губками — верхней 2 и нижней 9. На штанге имеется шкала с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4 с верхней 3 и нижней 8 губками, которая может быть закреплена в нужном положение: зажимным винтом 5. К подвижной рамке прикреплен глубиномер 6.
Верхние губки служат для измерения внутренних размеров (например, диаметров отверстий), нижние — для измерения наружных размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.
Рис.1. Штангенциркуль ШЦ-1: 1 — штанга; 2 — верхняя неподвижная губка; 3 — верхняя подвижная губка; 4 — подвижная рамка; 5 — зажимной винт рамки; 6 — глубиномер; 7 — нониус; 8 — нижняя подвижная губка; 9 — нижняя неподвижная губка Каким же образом удается измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления? Для этой цели служит вспомогательная шкала, называемая нониусом 7 (рис. 62). Длина нониуса 19 мм, поделен он на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления 1,9 мм.
Рис. 2. Шкала штанги и нониус
При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 2), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 — 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.
Рис. 3. Примеры измерения штангенциркулем. Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размеров: а — 0,4 мм; б — 6,9 мм; в — 34,3 мм
При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра, по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 3).
Помните, что штангенциркуль — это точный и дорогостоящий инструмент, требующий бережного обращения.
На предприятиях штангенциркуль является одним из основных инструментов у рабочих различных специальностей и у контролеров станочных и слесарных работ. Контролеры должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов, методы проверки качества поверхностей, правила приемки деталей и т. д.
4.Текущий инструктаж.
Правила обращения со штангенциркулем
Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом.
Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.
Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин. Руки также должны быть чистыми и сухими.
Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность.
Не допускайте перекоса губок штангенциркуля. Фиксируйте их положение зажимным винтом.
При чтении показаний на измерительных шкалах держите штангенциркуль прямо перед глазами.
5.Практическая часть.
Практическая работа
Измерение размеров деталей штангенциркулем
Выполните в рабочей тетради эскиз ступенчатого валика, изображенного на рис. 4.
Измерьте каждый размер три раза и запишите результаты в таблицу:
Номер замера
D
d
h
Н
Hi
н2
Найдите среднее арифметическое трех замеров.
Рис. 4. Эскиз ступенчатого валика к заданию 1—3
Проставьте найденные размеры на эскизе.
Закрепление нового материала.
Из каких основных частей состоит штангенциркуль?
Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?
Какие измерения можно выполнять с помощью штангенциркуля?
Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?
Перечислите правила обращения со штангенциркулем.
Как по штангенциркулю производят отсчет целых и десятых долей миллиметра?
Какая особенность нониуса позволяет проводить измерения с точностью до 0,1 мм?
Заключительная часть.
Проверка заполнения таблицы. Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
6 в класс
Предмет: Технология
Данные об учителе: Садыков Нургалей Галинурович
Конспект урока на тему: Резьба по дереву.
Отделка изделий резьбой по дереву.
Цель: ознакомить учащихся с основными видами резьбы по дереву, развивать умения при работе с режущим инструментом, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование и материалы: деревянные заготовки, разметочный инструмент, различные стамески и резаки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.
2.Изложение программного материала.
С некоторыми способами отделки изделий из древесины (зачистка поверхности, покрытие красителями, выжигание по дереву) вы уже знакомы.
Изделия из древесины можно украсить резьбой. Известно много различных видов резьбы по дереву. Наиболее простой из них — геометрическая резьба.Ее рисунок составляют элементы: треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы (рис. 1). Такая резьба наиболее часто применяется для украшения бытовых предметов.
Резьбой отделывают поверхности изделий, изготовленных из древесины любых пород. Предпочтительнее использовать мягкие лиственные породы: липу, ольху, осину, тополь. Заготовки из них слабо подвержены короблению и растрескиванию. Они должны быть хорошо высушены, не иметь пороков — сучков, гнили.
Резьбу по дереву выполняют специальным инструментом — резаком. Лезвие его имеет скос, поэтому его называют еще косяком. Лезвие косяка затачивают с двух сторон (рис. 2).
Перед выполнением резьбы на поверхность детали наносят твердым карандашом границы орнамента. После этого внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы.
Изучение приемов геометрической резьбы целесообразно начинать с выполнения прямых двугранных выемок. .Из них можно образовать простой орнамент — сетку. На изделии намечают три линии — среднюю и крайние (на каждой выемке) (рис. 3а). Держа косяк вертикально, ставят его носок в начало средней линии (рис. 3,6). Нажимают несильно, чтобы носок инструмента
Рис. 1. Элементы геометрической резьбы.
Рис. 2. Косяк.
а б в
Рис. 3. Выполнение прямых двугранных выемок.
врезался в древесину не глубже чем на 2... 3 мм, и ровно ведут косяк на себя.
Примерно за 1 см до конца линии начинают постепенно наклонять косяк от себя, продолжая движение (чтобы прорезать конец линии). Для прорезания наклонных сторон выемки инструмент ставят под углом 30...40° влево или вправо (рис. 3,в). Концы выемок обрабатывают носком резака.
Выполнение трехгранных выемок (треугольников)
Рис4, Выполнение треугольных выемок.
с углублением в центре начинают с того, что носком косяка в центре треугольника накалывают углубление на 2...3 мм (рис. 4,а). Затем в каждом треугольнике делают три надреза от центра к вершинам треугольника (рис. 4,6). После этого подрезают грань, расположенную вдоль или поперек волокон, а затем — остальные. При точной подрезке от изделия отделяется маленькая трехгранная пирамидка (рис. 4,в). Если необходимо получить более объемные, глубокие выемки, то материал срезают за 2—3 приема. Таким же образом выполняют все элементы геометрической резьбы.
3.Техника безопасности.
Правила безопасности при работе с резцом.
Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
Не применять больших усилий при резании стамеской.
4.При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
Каждому инструменту отводить свое место.
Рис. 5. Стамески для резьбы по древесине: а — плоская прямая; б, в, г — желобчатые: б — средняя, в — крутая, г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — церазик; з — плоская косая (косячок)
4.Практическая часть.
Практическая работа
Художественная резьба по дереву
Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной, прорезной.
Нанесите рисунок на изделие.
Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.
5.Закрепление нового материала.
С какими видами резьбы вы ознакомились?
Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?
Как и чем размечают заготовки для резьбы?
В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?
6.Заключительная часть.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест и помещения мастерских.