kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное пособие за курс геометрии (7класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие в виде презентации содержит все темы по геометрии 7-го класса. Удобна для использования на уроках повторении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие за курс геометрии (7класс)»

Геометрия 7 класс Геометрические фигуры Ю.М. и Е.П.Капанские

Геометрия 7 класс

Геометрические фигуры Ю.М. и Е.П.Капанские

Содержание:

Содержание:

  • Геометрические фигуры: точка, прямая , отрезок.
  • Полуплоскость, луч и угол. Аксиомы и теоремы.
  • Треугольники. Параллельные прямые.
  • Смежные и вертикальные углы.
  • Перпендикулярные прямые.
  • Биссектриса угла.
  • 1-ый и 2-ой признаки равенства треугольников .
  • Высота, медиана и биссектриса треугольника.
  • Равнобедренный треугольник .
  • 3-ий признак равенства треугольников .
  • Признаки параллельности прямых.
  • Сумма углов треугольника.
  • Внешний угол .
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников.
  • Расстояние от точки до прямой
  • Соотношения между сторонами и углами треугольника
  • Неравенство треугольника.
  • Окружность.
  • Касательная к окружности
  • Построение касательной
  • Касание окружностей (внутреннее) (внешнее)
  • Описанная окружность . Вписанная окружность
  • Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла
  • Деление отрезка пополам. Построение прямой, перпендикулярной данной
  • Построение треугольника: по двум сторонам и углу , по трём сторонам .
  • Справка
Основные свойства простейших геометрических фигур Геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок.

Основные свойства простейших геометрических фигур

Геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок.

Точка и прямая Точка А Прямая АВ Прямая а a

Точка и прямая

Точка А

Прямая АВ

Прямая а

a

Точка и прямая a Какова бы ни была прямая, существуют точки ей принадлежащие, и точки, не принадлежащие ей. a a a a Через любые две точки можно провести прямую и только одну. a a

Точка и прямая

a

Какова бы ни была прямая, существуют точки ей принадлежащие, и точки, не принадлежащие ей.

a

a

a

a

Через любые две точки можно провести прямую и только одну.

a

a

D A E C b K a Перечерти рисунок в тетрадь и ответь на вопросы: 1. Какие точки принадлежат прямой а? 2.Какие точки не принадлежат прямой b ? 3.Какие точки не принадлежат прямой а? 4.Какие точки принадлежат прямой b ? Подсказка

D

A

E

C

b

K

a

Перечерти рисунок в тетрадь и ответь на вопросы:

1. Какие точки принадлежат прямой а?

2.Какие точки не принадлежат прямой b ?

3.Какие точки не принадлежат прямой а?

4.Какие точки принадлежат прямой b ?

Подсказка

Пересечение прямых а   b = A А Прямые а и b пересекаются в точке А а b

Пересечение прямых

а b = A

А

Прямые а и b пересекаются в точке А

а

b

Из трёх точек, лежащих на одной прямой, одна и только одна лежит между двумя другими Точка В лежит между А и С Точки А и С лежат по разные стороны от В Точки В и С лежат по одну сторону от А

Из трёх точек, лежащих на одной прямой, одна и только одна лежит между двумя другими

Точка В лежит между А и С

Точки А и С лежат по разные стороны от В

Точки В и С лежат по одну сторону от А

Отрезок  Точки А и В - концы отрезка АВ. Точка С – внутренняя точка отрезка АВ АС + СВ = АВ Каждый отрезок имеет определённую длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой. Геометрические фигуры Ю.М. и Е.П.Капанские

Отрезок

Точки А и В - концы отрезка АВ.

Точка С – внутренняя точка отрезка АВ

АС + СВ = АВ

Каждый отрезок имеет определённую длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.

Геометрические фигуры Ю.М. и Е.П.Капанские

Пересечение отрезков AD  DB = D RC   DB = L AD  RC = 

Пересечение отрезков

AD  DB = D

RC  DB = L

AD  RC =

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ Точки А,В и С лежат на одной прямой. Известно, что АВ=6см, АС=9см, ВС=3 см. Какая из этих точек лежит между двумя другими? Дано: А,В,С  а. АВ=6см, АС=9см, ВС=3 см.   Решение:  АВ+АС=ВС (аксиома 3). 6+9  3  А не лежит между В и С АС+ВС=АВ (аксиома 3). 9+3  6  С не лежит между В и А АВ+ВС=АС (аксиома 3). 6+ 3 = 9  В лежит между А и С  Ответ: В лежит между А и С

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Точки А,В и С лежат на одной прямой. Известно, что АВ=6см, АС=9см, ВС=3 см. Какая из этих точек лежит между двумя другими?

Дано: А,В,С а. АВ=6см, АС=9см, ВС=3 см.

Решение:

АВ+АС=ВС (аксиома 3). 6+9 3 А не лежит между В и С

АС+ВС=АВ (аксиома 3). 9+3 6 С не лежит между В и А

АВ+ВС=АС (аксиома 3). 6+ 3 = 9 В лежит между А и С

Ответ: В лежит между А и С

Полуплоскость, луч, угол.

Полуплоскость, луч, угол.

Прямая разбивает  плоскость на две полуплоскости. а

Прямая разбивает

плоскость на две полуплоскости.

а

С А В а Точки А и В лежат в разных полуплоскостях Точки B и C лежат в одной полуплоскости

С

А

В

а

Точки А и В лежат в разных полуплоскостях

Точки B и C лежат в одной полуплоскости

С А В а Точки А и В лежат по разные стороны от прямой а.  Отрезок АВ пересекает прямую а. Точки В и С лежат по одну сторону от прямой а.  Отрезок ВС не пересекает прямую а. Пересекает ли отрезок АС прямую а. Почему? Ответ  обоснуй письменно в тетради.

С

А

В

а

Точки А и В лежат по разные стороны от прямой а.

Отрезок АВ пересекает прямую а.

Точки В и С лежат по одну сторону от прямой а.

Отрезок ВС не пересекает прямую а.

Пересекает ли отрезок АС прямую а. Почему? Ответ обоснуй письменно в тетради.

Луч А С В Луч АВ- А- начало луча Луч АС- А- начало луча Точка разбивает прямую на две части- каждая из которых называется лучом.

Луч

А

С

В

Луч АВ-

А- начало луча

Луч АС-

А- начало луча

Точка разбивает прямую на две части-

каждая из которых называется лучом.

Лучи В С А D Луч CD F Луч АВ K M Луч FN Луч KM N

Лучи

В

С

А

D

Луч CD

F

Луч АВ

K

M

Луч FN

Луч KM

N

Назови изображенные лучи О С А F D T E K Сделай в тетради такой же рисунок и запиши названия лучей в тетрадь

Назови изображенные лучи

О

С

А

F

D

T

E

K

Сделай в тетради такой же рисунок и запиши названия лучей в тетрадь

Угол Фигура, состоящая из двух лучей с общим началом, называется углом. С К А В N   ВАС М   KMN Вершина угла

Угол

Фигура, состоящая из двух лучей с общим началом, называется углом.

С

К

А

В

N

 ВАС

М

 KMN

Вершина угла

Запиши в тетрадь углы, изображенные на рисунке: К С А Е М P О R X Т Z S

Запиши в тетрадь углы, изображенные на рисунке:

К

С

А

Е

М

P

О

R

X

Т

Z

S

Виды углов Прямой угол Развёрнутый угол А   А=180 ° В   В=90 ° Острый угол Тупой угол С Е   С 90° <   Е  <18 0 °

Виды углов

Прямой угол

Развёрнутый угол

А

 А=180 °

В

 В=90 °

Острый угол

Тупой угол

С

Е

 С

90°

Сделай в тетради такой же рисунок: E К N A O М B T P S C Запиши названия углов и подпиши какого они вида. D

Сделай в тетради такой же рисунок:

E

К

N

A

O

М

B

T

P

S

C

Запиши названия углов и подпиши какого они вида.

D

Основные свойства измерения углов Каждый угол имеет определённую градусную меру, большую нуля. Развёрнутый угол равен 180 ° . Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами. а c b Луч с проходит между сторонами угла ( ab ).   (а b ) =  (ас) +  ( bc ).

Основные свойства измерения углов

Каждый угол имеет определённую градусную меру, большую нуля. Развёрнутый угол равен 180 ° .

Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.

а

c

b

Луч с проходит между сторонами угла ( ab ).

 (а b ) =  (ас) +  ( bc ).

Теоремы и аксиомы. Аксиомой называется утверждение, не требующее доказательства. Теоремой называется утверждение, которое необходимо доказывать.

Теоремы и аксиомы.

Аксиомой называется утверждение, не требующее доказательства.

Теоремой называется утверждение, которое необходимо доказывать.

 (bc) в 4 раза. c Найти:  (ac) ,  (bc) . b Решение:  (ac) +  (bc) =  (а b );  (bc)=x,  (ac)=4x; х + 4х = 80 °  5x = 80°  x = 80°:5 = 16°   bc  = 16°;  ac  = 4∙16° = 64° Ответ: 16 ° и 64 ° ." width="640"

Задача

Между сторонами угла (а b ), равного 80 ° , проходит луч с. Найти углы (ас) и ( bc ), если угол (ас) в 4 раза больше угла ( bc ).

а

Дано: (ac) (bc) в 4 раза.

c

Найти: (ac) , (bc) .

b

Решение: (ac) + (bc) = b );

(bc)=x, (ac)=4x;

х + 4х = 80 ° 5x = 80° x = 80°:5 = 16°

 bc = 16°;  ac = 4∙16° = 64°

Ответ: 16 ° и 64 ° .

Треугольники А В   АВС : Точки А, В и С – вершины, а отрезки АВ, АС и ВС – стороны треугольника. С Отметим три точки, не лежащие на одной прямой. Соединим их отрезками. Получим фигуру, которая называется треугольником.

Треугольники

А

В

 АВС :

Точки А, В и С – вершины, а отрезки АВ, АС и ВС – стороны треугольника.

С

Отметим три точки, не лежащие на одной прямой.

Соединим их отрезками.

Получим фигуру, которая называется треугольником.

Периметр треугольника А В С Сумма длин трех сторон треугольника называется его периметром. Р = АВ + АС + ВС

Периметр треугольника

А

В

С

Сумма длин трех сторон треугольника называется его периметром.

Р = АВ + АС + ВС

Равенство треугольников С Q В R Р А Треугольники называются равными, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны.  АВС =  PRQ  AB=PR, BC=RQ, AC=PQ;  A=  P,  B=  R,  C=  Q.

Равенство треугольников

С

Q

В

R

Р

А

Треугольники называются равными, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны.

 АВС =  PRQ  AB=PR, BC=RQ, AC=PQ;  A=  P,  B=  R,  C=  Q.

1.  АВС =   NMK ,  АВ=3; ВС=6; АС=8. Найдите стороны   NMK . 2.  АВС =   DFE , Найдите остальные углы. 1 NM =3; MK =6; NK =8

1.  АВС =  NMK , АВ=3; ВС=6; АС=8. Найдите стороны  NMK .

2.  АВС =  DFE ,

Найдите остальные углы.

1 NM =3; MK =6; NK =8

Параллельные прямые а b Две прямые называются параллельными , если они не пересекаются. а║ b

Параллельные прямые

а

b

Две прямые называются параллельными , если они не пересекаются.

а║ b

Аксиома параллельных прямых А Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной.

Аксиома параллельных прямых

А

Через точку, не лежащую на данной прямой,

можно провести не более одной прямой, параллельной данной.

Задача а b c d Выбери пары параллельных прямых и запиши их в тетрадь. e m

Задача

а

b

c

d

Выбери пары параллельных прямых и запиши их в тетрадь.

e

m

Проверь: правильно ли записаны пары параллельных прямых. а ║ b ; c ║ d ; e ║ m .

Проверь: правильно ли записаны пары параллельных прямых.

а ║ b ;

c ║ d ;

e ║ m .

Смежные и вертикальные углы С 2 1 2 3 1 В 4 D А Два угла называются смежными , если у них одна сторона общая, а две другие – дополнительные полупрямые. Два угла называются вертикальными , если их стороны – дополнительные полупрямые. Углы 1 и 2 – смежные. Углы 1 и 3; 2 и 4 - вертикальные АС – общая сторона, АВ и А D -дополнительные лучи. Стороны углов –дополнительные лучи

Смежные и вертикальные углы

С

2

1

2

3

1

В

4

D

А

Два угла называются смежными , если у них одна сторона общая, а две другие – дополнительные полупрямые.

Два угла называются вертикальными , если их стороны – дополнительные полупрямые.

Углы 1 и 2 – смежные.

Углы 1 и 3; 2 и 4 - вертикальные

АС – общая сторона,

АВ и А D -дополнительные лучи.

Стороны углов –дополнительные лучи

Свойство смежных углов 2 1 Сумма смежных углов равна 180 ° .   1 +  2 = 180 ° ,   1 = 180 ° -  2,   2 = 180 ° -  1.

Свойство смежных углов

2

1

Сумма смежных углов равна 180 ° .

1 + 2 = 180 ° ,

1 = 180 ° - 2,

2 = 180 ° - 1.

Свойство вертикальных углов 2 3 1 4 Вертикальные углы равны  1=  3  2=  4

Свойство вертикальных углов

2

3

1

4

Вертикальные углы равны

 1=  3

 2=  4

1 2 4 2 3 1 Сделай в тетради такой же рисунок. Сделай в тетради такой же рисунок. Запиши как называются углы 1 и 3. Запиши как называются углы 1 и 2. Запиши их свойство Запиши их свойство Подсказка

1

2

4

2

3

1

Сделай в тетради такой же рисунок.

Сделай в тетради такой же рисунок.

Запиши как называются углы 1 и 3.

Запиши как называются углы 1 и 2.

Запиши их свойство

Запиши их свойство

Подсказка

Задачи 1.Один из смежных углов равен 58 ° . Найти второй угол. 58 ° меньше 90 ° , поэтому на рисунке таким углом может быть угол 1. 2 1 Дано:  1,  2-смежные,  1=58 ° Найти:  2. Решение:   1+  2=180 ° (смеж.углы)    2 = 180 ° -  1. Значит,  2 = 180 ° - 58 ° = 122 ° . Ответ:   2 = 122 ° .

Задачи

1.Один из смежных углов равен 58 ° . Найти второй угол.

58 ° меньше 90 ° , поэтому на рисунке таким углом может быть угол 1.

2

1

Дано: 1, 2-смежные, 1=58 °

Найти: 2.

Решение:

1+ 2=180 ° (смеж.углы) 2 = 180 ° - 1.

Значит, 2 = 180 ° - 58 ° = 122 ° .

Ответ:

2 = 122 ° .

 1. Найти:  1,  2. Решение:  1+  2=180 ° (смеж.углы). Пусть  1 = х, тогда  2 = х + 20 ° . х + х + 20 ° = 180 °  2х + 20 ° = 180 °  2х = 180 ° - 20 °  2х = 160 °  х = 160 °:2 = 80 °.  1=80°,  2=80° + 2 0 °=1 0 0°. Ответ: 80 ° и 100 ° ." width="640"

Задачи

2.Один из смежных углов на 20 ° больше другого. Найти эти углы.

Дано: 1, 2-смежные.

2

1

2 на 20 ° 1.

Найти: 1, 2.

Решение:

1+ 2=180 ° (смеж.углы).

Пусть 1 = х, тогда 2 = х + 20 ° .

х + х + 20 ° = 180 ° 2х + 20 ° = 180 ° 2х = 180 ° - 20 °

2х = 160 ° х = 160 °:2 = 80 °.

1=80°, 2=80° + 2 0 °=1 0 0°.

Ответ:

80 ° и 100 ° .

Задачи 3.Найти смежные углы, если известно, что они относятся как 2 : 3. Дано:  1,  2-смежные. 2 1   1 :  2 = 2 : 3. Найти:  1,  2.   1+  2=180 ° (смеж.углы). Решение: Пусть  1 =2 х, тогда  2 =3 х . 2х +3х = 180 °   5х = 180 °   х = 180 ° : 5 = 36 °   1= 2 · 36 ° = 72 °,   2= 3 · 36 ° = 108 °. Ответ: 36 ° и 108 ° .

Задачи

3.Найти смежные углы, если известно, что они относятся как 2 : 3.

Дано: 1, 2-смежные.

2

1

1 : 2 = 2 : 3.

Найти: 1, 2.

1+ 2=180 ° (смеж.углы).

Решение:

Пусть 1 =2 х, тогда 2 =3 х .

2х +3х = 180 ° 5х = 180 ° х = 180 ° : 5 = 36 °

1= 2 · 36 ° = 72 °, 2= 3 · 36 ° = 108 °.

Ответ:

36 ° и 108 ° .

Задачи 4.Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 125 градусам. Найти остальные углы. 2 Дано:  2 = 125 ° . 3 1 4 Найти:  1,  3,  4.   1+  2=180 ° (смеж.углы). Решение:   1=180°-   2=180°-125°=55°.   3=   1,    4=   2( вертикальные )    3  =55°,    4=125°. Ответ:   1=   3=55°,    4=125°.

Задачи

4.Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 125 градусам. Найти остальные углы.

2

Дано: 2 = 125 ° .

3

1

4

Найти: 1, 3, 4.

1+ 2=180 ° (смеж.углы).

Решение:

1=180°- 2=180°-125°=55°.

3= 1, 4= 2( вертикальные )

3 =55°, 4=125°.

Ответ:

1= 3=55°, 4=125°.

Перпендикулярные прямые а b   A = 90 ° A а   b Две прямые называются перпендикулярными , если они пересекаются под прямым углом .

Перпендикулярные прямые

а

b

 A = 90 °

A

а  b

Две прямые называются перпендикулярными , если они пересекаются под прямым углом .

Перпендикуляр В а С Перпендикуляром называется отрезок прямой, перпендикулярной данной, который имеет одним из своих концов точку пересечения прямых. Отрезок ВС – перпендикуляр . Точка С – основание перпендикуляра.

Перпендикуляр

В

а

С

Перпендикуляром называется отрезок прямой, перпендикулярной данной, который имеет одним из своих концов точку пересечения прямых.

Отрезок ВС – перпендикуляр .

Точка С – основание перпендикуляра.

Найди перпендикулярные прямые и запиши их в тетрадь: c b d а m n k p

Найди перпендикулярные прямые и запиши их в тетрадь:

c

b

d

а

m

n

k

p

Биссектриса угла В А D - биссектриса  ВА D =  СА D D А  BAC=2 ·  BAD  CAD= ½  BAC С Биссектрисой угла называется луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам.

Биссектриса угла

В

А D - биссектриса

 ВА D =  СА D

D

А

 BAC=2 ·  BAD

 CAD= ½  BAC

С

Биссектрисой угла называется луч, который исходит из вершины угла, проходит между его сторонами и делит угол пополам.

1-ый и 2-ой признаки равенства треугольников Первый признак равенства треугольников (По двум сторонам и углу между ними): С 1 С = В 1 А В А 1 Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. АВ=А 1 В 1 , АС= А 1 С 1 ,  А=  А 1    АВС =  А 1 В 1 С 1

1-ый и 2-ой признаки равенства треугольников

Первый признак равенства треугольников (По двум сторонам и углу между ними):

С 1

С

=

В 1

А

В

А 1

Если две стороны и угол между ними одного треугольника

равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника,

то такие треугольники равны.

АВ=А 1 В 1 , АС= А 1 С 1 , А= А 1 АВС = А 1 В 1 С 1

1-ый и 2-ой признаки равенства треугольников Второй признак равенства треугольников (По стороне и двум прилежащим к ней углам): С 1 С = А 1 А В 1 В Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника равны соответственно  стороне  и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. АВ=А 1 В 1 ,  А=  А 1 ,   В=  В 1    АВС =  А 1 В 1 С 1

1-ый и 2-ой признаки равенства треугольников

Второй признак равенства треугольников (По стороне и двум прилежащим к ней углам):

С 1

С

=

А 1

А

В 1

В

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника

равны соответственно стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника,

то такие треугольники равны.

АВ=А 1 В 1 , А= А 1 , В= В 1 АВС = А 1 В 1 С 1

Задачи В К М А D 1 О 2 Н Р С Почему равны треугольники ОМК и ОРН? Почему равны треугольники А DB и ADC ? Какой признак равенства треугольников здесь используется? Сделай соответствующие записи в тетрадь. Подсказка

Задачи

В

К

М

А

D

1

О

2

Н

Р

С

Почему равны треугольники ОМК и ОРН?

Почему равны треугольники А DB и ADC ?

Какой признак равенства треугольников здесь используется?

Сделай соответствующие записи в тетрадь.

Подсказка

Высота, медиана и биссектриса треугольника Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведённый из данной вершины к прямой, проходящей через противоположную сторону. М С В N S А К MS – высота треугольника РМ N СК – высота треугольника АВС

Высота, медиана и биссектриса треугольника

Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведённый из данной вершины к прямой, проходящей через противоположную сторону.

М

С

В

N

S

А

К

MS – высота треугольника РМ N

СК – высота треугольника АВС

У любого треугольника – три высоты: В С 1 А 1 О А С В 1 Высоты перпендикулярны прямым, содержащим противоположные стороны. Три высоты треугольника пересекаются в одной точке – в точке О. Сделай в тетради такой же рисунок, запиши высоты треугольника АВС. Укажи прямые углы.

У любого треугольника – три высоты:

В

С 1

А 1

О

А

С

В 1

Высоты перпендикулярны прямым, содержащим противоположные стороны.

Три высоты треугольника пересекаются в одной точке – в точке О.

Сделай в тетради такой же рисунок, запиши высоты треугольника АВС. Укажи прямые углы.

Высота, медиана и биссектриса треугольника Биссектрисой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне. М С S N В P А К MS – биссектриса треугольника РМ N СК – биссектриса треугольника АВС

Высота, медиана и биссектриса треугольника

Биссектрисой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне.

М

С

S

N

В

P

А

К

MS – биссектриса треугольника РМ N

СК – биссектриса треугольника АВС

У любого треугольника – три биссектрисы: В А 1 С 1 О С А В 1 Биссектрисы делят углы треугольника пополам . Три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке – в точке О. Сделай в тетради такой же рисунок, запиши биссектрисы треугольника АВС. Укажи равные углы.

У любого треугольника – три биссектрисы:

В

А 1

С 1

О

С

А

В 1

Биссектрисы делят углы треугольника пополам .

Три биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке – в точке О.

Сделай в тетради такой же рисунок, запиши биссектрисы треугольника АВС. Укажи равные углы.

Высота, медиана и биссектриса треугольника Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны. М С S N В P К А MS – медиана треугольника РМ N СК – медиана треугольника АВС

Высота, медиана и биссектриса треугольника

Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны.

М

С

S

N

В

P

К

А

MS – медиана треугольника РМ N

СК – медиана треугольника АВС

У любого треугольника – три медианы: В С 1 А 1 О А В 1 С Медианы делят противоположные стороны треугольника пополам . Три медианы треугольника пересекаются в одной точке – в точке О. Сделай в тетради такой же рисунок, запиши медианы треугольника АВС. Укажи равные отрезки.

У любого треугольника – три медианы:

В

С 1

А 1

О

А

В 1

С

Медианы делят противоположные стороны треугольника пополам .

Три медианы треугольника пересекаются в одной точке – в точке О.

Сделай в тетради такой же рисунок, запиши медианы треугольника АВС. Укажи равные отрезки.

Равнобедренный треугольник В АВ=ВС АВ и ВС – боковые стороны. АС – основание. С А Треугольник называется равнобедренным , если у него две стороны равны. Равные стороны называются боковыми , а третья сторона – основанием .

Равнобедренный треугольник

В

АВ=ВС

АВ и ВС – боковые стороны.

АС – основание.

С

А

Треугольник называется равнобедренным , если у него две стороны равны.

Равные стороны называются боковыми , а третья сторона – основанием .

Равносторонний треугольник С АВ=ВС=АС  60 ° Треугольник АВС - равносторонний Все углы равностороннего треугольника равны 60 ° . 60 ° 60 ° В А Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним .

Равносторонний треугольник

С

АВ=ВС=АС

60 °

Треугольник АВС - равносторонний

Все углы равностороннего треугольника равны 60 ° .

60 °

60 °

В

А

Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним .

Свойство углов равнобедренного треугольника В Угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника называется углом при вершине .  В - угол при вершине. Углы А и С называются углами при основании. А С Углы при основании равнобедренного треугольника равны:  АВС - равнобедренный    А =  С. Обратно: Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник равнобедренный.  АВС - равнобедренный.  А =  С 

Свойство углов равнобедренного треугольника

В

Угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника называется углом при вершине .

В - угол при вершине.

Углы А и С называются углами при основании.

А

С

Углы при основании равнобедренного треугольника равны:

АВС - равнобедренный

А = С.

Обратно:

Если в треугольнике два угла равны,

то такой треугольник равнобедренный.

АВС - равнобедренный.

А = С

Сделай в тетради такой же рисунок и ответь письменно на вопросы: Р S К М R N Если в   KRS  S=  R , то Если в  М NP MN=NP , то что можно сказать про его стороны ? что можно сказать про углы М и Р ? Почему? Почему? Подсказка

Сделай в тетради такой же рисунок и ответь письменно на вопросы:

Р

S

К

М

R

N

Если в KRS S= R , то

Если в М NP MN=NP , то

что можно сказать про его стороны ?

что можно сказать про углы М и Р ?

Почему?

Почему?

Подсказка

Свойство медианы равнобедренного треугольника В В равнобедренном треугольнике медиана , проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой . С А D  АВС – равнобедренный(АВ=ВС), А D =  С D (В D - медиана)   АВ D =  CBD , В D   А C.

Свойство медианы равнобедренного треугольника

В

В равнобедренном треугольнике медиана , проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой .

С

А

D

АВС – равнобедренный(АВ=ВС), А D = С D D - медиана)

АВ D = CBD ,

В D А C.

Образец решения задачи   1.Периметр равнобедренного треугольника равен 26 см. Найти боковые стороны, если основание равно 6 см. С Дано:   АВС – равнобедр., АС=ВС, Р=26 см, АВ=6см. АС, ВС. Найти: Решение: Р=АВ+АС+ВС, А В АС=ВС  Р=АВ+2АС,  2АС=Р – АВ = 26 – 6 = 20,  АС = 20 : 2 = 10. Ответ: АС=ВС=10 см.

Образец решения задачи

1.Периметр равнобедренного треугольника равен 26 см. Найти боковые стороны, если основание равно 6 см.

С

Дано:

АВС – равнобедр., АС=ВС, Р=26 см, АВ=6см.

АС, ВС.

Найти:

Решение:

Р=АВ+АС+ВС,

А

В

АС=ВС

Р=АВ+2АС,

2АС=Р – АВ = 26 – 6 = 20,

АС = 20 : 2 = 10.

Ответ: АС=ВС=10 см.

АВ на 3 см. Найти: АВ, АС, ВС. А В Решение: Р=АВ+АС+ВС, Пусть АВ=х, тогда АС=ВС=х+3. Составим уравнение: х+х+3+х+3=27  3х+6=27  3х=27 – 6=21  х=21 : 3 = 7  АВ= 7 см, АС=ВС= 7+3=10 см. Ответ: АВ= 7 см, АС=ВС=10 м." width="640"

Образец решения задачи

2.В равнобедренном треугольнике боковая сторона на 3 см больше основания, а периметр равен 27 см. Найти стороны треугольника.

С

Дано:

АВС – равнобедр., АС=ВС, Р=27 см, АС АВ на 3 см.

Найти:

АВ, АС, ВС.

А

В

Решение:

Р=АВ+АС+ВС,

Пусть АВ=х,

тогда АС=ВС=х+3.

Составим уравнение:

х+х+3+х+3=27

3х+6=27 3х=27 – 6=21

х=21 : 3 = 7

АВ= 7 см, АС=ВС= 7+3=10 см.

Ответ: АВ= 7 см, АС=ВС=10 м.

3-ий признак равенства треугольников С 1 С А 1 = В В 1 А Если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны .  АВ=А 1 В 1 , ВС=В 1 С 1    АВС=  А 1 В 1 С 1 . АС=А 1 С 1 ,

3-ий признак равенства треугольников

С 1

С

А 1

=

В

В 1

А

Если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны .

АВ=А 1 В 1 ,

ВС=В 1 С 1

АВС= А 1 В 1 С 1 .

АС=А 1 С 1 ,

Признаки параллельности прямых Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.  2 и  5 – внутренние односторонние. 1 4 2 3 b 5  3  и  8 – внутренние односторонние. 6 8 7 c а

Признаки параллельности прямых

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

 2 и  5 – внутренние односторонние.

1

4

2

3

b

5

 3 и  8 – внутренние односторонние.

6

8

7

c

а

Признаки параллельности прямых Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.  2 и  8 – внутренние накрест лежащие. 1 4 2 3 b 5  3  и  5 – внутренние накрест лежащие. 6 8 7 c а

Признаки параллельности прямых

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

 2 и  8 – внутренние накрест лежащие.

1

4

2

3

b

5

 3 и  5 – внутренние накрест лежащие.

6

8

7

c

а

Признаки параллельности прямых Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.  1  и  5 – соответственные углы. 1  2  и  6 – соответственные углы. 4 2 3 b 5 8 6  4  и  8,  3  и  7 – соответственные углы. 7 c а

Признаки параллельности прямых

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

 1 и  5 – соответственные углы.

1

 2 и  6 – соответственные углы.

4

2

3

b

5

8

6

 4 и  8,  3 и  7 – соответственные углы.

7

c

а

Признаки параллельности прямых c  1 =  3  а ║ b b 1 2  2 =  4  а ║ b а 4 3 1 признак: Если при пересечении двух прямых секущей внутренние накрест лежащие углы равны, то эти прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых

c

 1 =  3  а ║ b

b

1

2

 2 =  4  а ║ b

а

4

3

1 признак: Если при пересечении двух прямых секущей внутренние накрест лежащие углы равны, то эти прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых c  1 +  4 =180 °   а ║ b b 1 2  2 +  3 =180 °   а ║ b а 4 3 2 признак: Если при пересечении двух прямых секущей сумма внутренних односторонних углов равна 180 ° , то эти прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых

c

 1 +  4 =180 °  а ║ b

b

1

2

 2 +  3 =180 °  а ║ b

а

4

3

2 признак: Если при пересечении двух прямых секущей сумма внутренних односторонних углов равна 180 ° , то эти прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых c  1 =  3  а ║ b 1 b 2  2 =  4  а ║ b а 3 4 3 признак: Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны , то эти прямые параллельны.

Признаки параллельности прямых

c

 1 =  3  а ║ b

1

b

2

 2 =  4  а ║ b

а

3

4

3 признак: Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны , то эти прямые параллельны.

Образец решения задачи    1.Один из углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равен 50 ° . Найти остальные углы . c   2 = 50 ° . Дано: а ║ b , с-секущая, b Найти:  1,  3,  4,  5,  6,  7,  8. 5 6 2 1 Решение:  4=  2(вн.накр.леж.)    4=50 ° . а 4 3  2+  3=180 °   7 8  3=180 ° -  2=180 ° - 50 ° =130 ° .   1=  3(вн.накр.леж.)    1 = 130 °  5=  3,  7=  1(соответств.углы)  5=  7=130 ° .  8=  2,  6=  4(соответств.углы)  8=  4=50 ° . Ответ:  1=  3=  5=  7=130 ° ,  4=  6=  8=50 ° .

Образец решения задачи

1.Один из углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равен 50 ° . Найти остальные углы .

c

2 = 50 ° .

Дано:

а b , с-секущая,

b

Найти:

1, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

5

6

2

1

Решение:

4= 2(вн.накр.леж.)

4=50 ° .

а

4

3

2+ 3=180 °

7

8

3=180 ° - 2=180 ° - 50 ° =130 ° .

1= 3(вн.накр.леж.) 1 = 130 °

5= 3, 7= 1(соответств.углы)  5= 7=130 ° .

8= 2, 6= 4(соответств.углы)  8= 4=50 ° .

Ответ: 1= 3= 5= 7=130 ° , 4= 6= 8=50 ° .

Образец решения задачи    2.Разность двух внутренних односторонних углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равна 40 ° . Найти эти углы . c   1 -  4= 40 ° . а ║ b , с-секущая, Дано: Найти:  1,  4. b 2 1 Решение:  1+  4=180 ° (вн.накр.леж.) а 3 4 Пусть  4=х    1 – х = 40 ° (по условию), тогда  1 = х + 40 ° , Составим уравнение: х + 40 ° + х = 180 ° , 2х + 40 ° = 180 °   2х=180 ° - 40 ° , 2х = 140 ° , х = 140 ° : 2 = 70 ° .  4 = 70 ° ,  1=70 ° +40 ° =110 ° . Ответ:  1=110 ° ,  4=70 ° .

Образец решения задачи

2.Разность двух внутренних односторонних углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равна 40 ° . Найти эти углы .

c

1 - 4= 40 ° .

а b , с-секущая,

Дано:

Найти:

1, 4.

b

2

1

Решение:

1+ 4=180 ° (вн.накр.леж.)

а

3

4

Пусть 4=х

1 – х = 40 ° (по условию), тогда 1 = х + 40 ° ,

Составим уравнение: х + 40 ° + х = 180 ° ,

2х + 40 ° = 180 ° 2х=180 ° - 40 ° , 2х = 140 ° ,

х = 140 ° : 2 = 70 ° . 4 = 70 ° , 1=70 ° +40 ° =110 ° .

Ответ: 1=110 ° , 4=70 ° .

Образец решения задачи    3.Сумма внутренних накрест лежащих углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равна 130 ° . Найти эти углы . c   2+  4 =130 ° . а ║ b , с-секущая, Дано: (  1 и  3 - тупые углы, поэтому их сумма не может равняться 130 ° ) b 2 1 а 3  2,  4. Найти: 4 Решение:   2 =  4(вн.накр.леж.)     2 +  2 =130 ° ,  2 = 130 ° : 2 = 65 ° . Ответ:  2=  4=65 ° .

Образец решения задачи

3.Сумма внутренних накрест лежащих углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей, равна 130 ° . Найти эти углы .

c

2+ 4 =130 ° .

а b , с-секущая,

Дано:

( 1 и 3 - тупые углы, поэтому их сумма не может равняться 130 ° )

b

2

1

а

3

2, 4.

Найти:

4

Решение:

2 = 4(вн.накр.леж.)

2 + 2 =130 ° ,

2 = 130 ° : 2 = 65 ° .

Ответ: 2= 4=65 ° .

Сумма углов треугольника

Сумма углов треугольника

Сумма углов треугольника   С  А+  В+  С=180 ° А В Сумма внутренних углов треугольника равна 180 ° .

Сумма углов треугольника

С

 А+  В+  С=180 °

А

В

Сумма внутренних углов треугольника равна 180 ° .

Сумма углов треугольника=180 ° . Через точку С проведем прямую а ║АВ С D К а 2 1  А=  1 (внутр.накрест леж)  В=  2 (внутр.накрест леж) В А  А+  В+  С=  1+  DCK  2+  С= =180 °( развёрнутый)

Сумма углов треугольника=180 ° .

Через точку С проведем прямую а ║АВ

С

D

К

а

2

1

 А=  1 (внутр.накрест леж)

 В=  2 (внутр.накрест леж)

В

А

 А+  В+  С=

 1+

 DCK

 2+

 С=

=180 °( развёрнутый)

У равностороннего треугольника все углы равны 60 ° .  С  АВС- равносторонний  А+  В+  С=180 ° В  А=  В=  С  А  А=  В=  С=180 ° :3=60 °

У равностороннего треугольника все углы равны 60 ° .

С

 АВС- равносторонний

 А+  В+  С=180 °

В

 А=  В=  С 

А

 А=  В=  С=180 ° :3=60 °

Задачи для устного решения: В треугольнике АВС один угол равен 50 º , второй 70 º . Найти третий угол. С А В Подсказка

Задачи для устного решения:

  • В треугольнике АВС один угол равен 50 º , второй 70 º . Найти третий угол.

С

А

В

Подсказка

Задачи для устного решения: Существует ли треугольник, у которого  углы равны 80 º , 30 º и 60 º ? Подсказка

Задачи для устного решения:

  • Существует ли треугольник, у которого углы равны 80 º , 30 º и 60 º ?

Подсказка

Задачи для устного решения: Существует ли треугольник, у которого  два угла тупые? Подсказка

Задачи для устного решения:

  • Существует ли треугольник, у которого два угла тупые?

Подсказка

Задачи для устного решения: Может ли угол при основании равнобедренного треугольника быть тупым? Подсказка

Задачи для устного решения:

  • Может ли угол при основании равнобедренного треугольника быть тупым?

Подсказка

Опорные задачи

Опорные задачи

  • Найти углы треугольника, если известно, что второй угол больше первого на 20 º , а третий угол больше первого на 40 º .
  • Найти углы при основании равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 30 º .
  • Найти угол при вершине равнобедренного треугольника, если угол при основании равен 7 0 º .
Найди неизвестные углы: ? 1) 35 º 1) 1 вариант 2 вариант 45 º 65 º 75 º ? 2) 70 º 2) ? ? 50 º ? 3) 80 º 3) 75 º ?

Найди неизвестные углы:

?

1)

35 º

1)

1 вариант

2 вариант

45 º

65 º

75 º

?

2)

70 º

2)

?

?

50 º

?

3)

80 º

3)

75 º

?

Внешний угол треугольника. Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол, смежный с его внутренним углом при этой вершине. М  D А B – внешний угол С  АСМ - внешний угол В К А  СВК – внешний угол D

Внешний угол треугольника.

Внешним углом треугольника при данной вершине называется угол, смежный с его внутренним углом при этой вершине.

М

 D А B – внешний угол

С

 АСМ - внешний угол

В

К

А

 СВК – внешний угол

D

Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов треугольника, не смежных с ним.   D А B =  В+  С   D А B +  А=180 ° (смежные углы)    D А B = 180 ° -  А С  А+  В+  С=180 °   В+  С=180 ° -   А  В А  D А B =  В+  С D

Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов треугольника, не смежных с ним.

 D А B =  В+  С

 D А B +  А=180 ° (смежные углы) 

 D А B = 180 ° -  А

С

 А+  В+  С=180 ° 

 В+  С=180 ° -  А 

В

А

 D А B =  В+  С

D

Гипотенуза катет Признаки равенства прямоугольных треугольников Определение прямоугольного треугольника А Треугольник называется прямоугольным, если один из его углов прямой.   С - прямой, ∆АВС- прямоугольный Сторона треугольника, лежащая напротив прямого угла- гипотенуза Две другие стороны - катеты С В катет

Гипотенуза

катет

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Определение прямоугольного треугольника

А

Треугольник называется прямоугольным, если один из его углов прямой.

 С - прямой, ∆АВС- прямоугольный

Сторона треугольника, лежащая напротив прямого угла- гипотенуза

Две другие стороны - катеты

С

В

катет

катет катет Признаки равенства прямоугольных треугольников Первый признак Если катеты одного треугольника соответственно равны катетам другого, то такие прямоугольные треугольники равны. АС=А 1 С 1 ,  ∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1 ВС=В 1 С 1 А 1 А С 1 В 1 С В катет катет

катет

катет

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Первый признак

Если катеты одного треугольника соответственно равны катетам другого, то такие прямоугольные треугольники равны.

АС=А 1 С 1 ,

∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1

ВС=В 1 С 1

А 1

А

С 1

В 1

С

В

катет

катет

катет катет Признаки равенства прямоугольных треугольников Второй признак Если катет и прилежащий острый угол одного треугольника соответственно равны катету и острому углу другого, то такие прямоугольные треугольники равны. АС=А 1 С 1 ,  ∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1  А=  А 1 А 1 А С 1 В 1 С В катет катет

катет

катет

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Второй признак

Если катет и прилежащий острый угол одного треугольника соответственно равны катету и острому углу другого, то такие прямоугольные треугольники равны.

АС=А 1 С 1 ,

∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1

 А=  А 1

А 1

А

С 1

В 1

С

В

катет

катет

катет катет Признаки равенства прямоугольных треугольников Третий признак Если гипотенуза и прилежащий острый угол одного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие прямоугольные треугольники равны. АВ=А 1 В 1 ,  ∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1  А=  А 1 А 1 А С 1 В 1 С В катет катет

катет

катет

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Третий признак

Если гипотенуза и прилежащий острый угол одного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие прямоугольные треугольники равны.

АВ=А 1 В 1 ,

∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1

 А=  А 1

А 1

А

С 1

В 1

С

В

катет

катет

катет катет Признаки равенства прямоугольных треугольников Четвертый признак Если катет и гипотенуза одного треугольника соответственно равны катету и гипотенузе другого, то такие прямоугольные треугольники равны. АС=А 1 С 1 ,  ∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1 АВ= А 1 В 1 А 1 А С 1 В 1 С В катет катет

катет

катет

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Четвертый признак

Если катет и гипотенуза одного треугольника соответственно равны катету и гипотенузе другого, то такие прямоугольные треугольники равны.

АС=А 1 С 1 ,

∆ АВС=∆ А 1 В 1 С 1

АВ= А 1 В 1

А 1

А

С 1

В 1

С

В

катет

катет

Расстояние от точки до прямой ВС называется перпендикуляром АВ называется наклонной B АС называется проекцией наклонной Перпендикуляр и проекция наклонной всегда меньше наклонной АС  C  A Расстоянием от точки до прямой называют длину перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую

Расстояние от точки до прямой

ВС называется перпендикуляром

АВ называется наклонной

B

АС называется проекцией наклонной

Перпендикуляр и проекция наклонной всегда меньше наклонной

АС

C

A

Расстоянием от точки до прямой называют длину перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую

АВ, то  B  C . В треугольнике против большего угла лежит большая сторона. В С Если  B  C , то АС АВ." width="640"

Соотношения между сторонами и углами треугольника

В треугольнике против большей

стороны лежит больший угол.

А

Если АС АВ, то B C .

В треугольнике против

большего угла лежит

большая сторона.

В

С

Если B C , то АС АВ.

 1=  2  AB CD=BC  AB С D А 2" width="640"

Неравенство треугольника

Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.

AB

В

∆ BCD :  1=  2

1

∆ А BD :  А BD  1=  2

AB

CD=BC

AB

С

D

А

2

Неравенство треугольника C AB  AC  BC  B A

Неравенство треугольника

C

AB

AC

BC

B

A

Задача: Существует ли треугольник с данными сторонами и почему? 8 см, 10 см, 17см 5 см, 7 см, 13см Подсказка

Задача: Существует ли треугольник с данными сторонами и почему?

8 см, 10 см, 17см

5 см, 7 см, 13см

Подсказка

Задачи для устного решения: 1.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:2:4? 2.Могут ли стороны треугольника относиться как 6:9:16? 3.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:11:6? Ответ

Задачи для устного решения:

1.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:2:4?

2.Могут ли стороны треугольника относиться как 6:9:16?

3.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:11:6?

Ответ

радиус хорда диаметр Окружность. Окружностью называется фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудалённых от данной точки D С Точка О- центр окружности N ОА- радиус окружности O С D - хорда окружности М А MN - диаметр окружности

радиус

хорда

диаметр

Окружность.

Окружностью называется фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудалённых от данной точки

D

С

Точка О- центр окружности

N

ОА- радиус окружности

O

С D - хорда окружности

М

А

MN - диаметр окружности

Касательная к окружности Прямая может не пересекать окружность а а Прямая может пересекать окружность в двух точках а O Прямая может иметь с окружностью одну общую точку Прямая а – касательная к окружности Касательная перпендикулярна радиусу

Касательная к окружности

Прямая может не пересекать окружность

а

а

Прямая может пересекать окружность в двух точках

а

O

Прямая может иметь с окружностью одну общую точку

Прямая а – касательная к окружности

Касательная перпендикулярна радиусу

Построение касательной 1.В точку касания проводим радиус а 2.Через точку касания проводим прямую перпендикулярную радиусу O

Построение касательной

1.В точку касания проводим радиус

а

2.Через точку касания проводим прямую перпендикулярную радиусу

O

Касание двух окружностей (внутреннее) Если две окружности имеют общую касательную и центры окружностей лежат по одну сторону от касательной, то касание окружностей - внутреннее O 1 O А ОО 1 =АО 1 – АО = R-r

Касание двух окружностей (внутреннее)

Если две окружности имеют общую касательную и центры окружностей лежат по одну сторону от касательной, то касание окружностей - внутреннее

O 1

O

А

ОО 1 =АО 1 – АО = R-r

Касание двух окружностей (внешнее) Если две окружности имеют общую касательную и центры окружностей лежат по разные стороны от касательной, то касание окружностей - внешнее А O O 1 ОО 1 =АО 1 + АО = R + r

Касание двух окружностей (внешнее)

Если две окружности имеют общую касательную и центры окружностей лежат по разные стороны от касательной, то касание окружностей - внешнее

А

O

O 1

ОО 1 =АО 1 + АО = R + r

Окружность, описанная около треугольника Центр окружности, описанной около треугольника лежит в точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника С 1.Через середины сторон проводим перпендикуляры 2.Точка пересечения серединных перпендикуляров (точка О)- центр окружности О А 3.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОА В

Окружность, описанная около треугольника

Центр окружности, описанной около треугольника лежит в точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника

С

1.Через середины сторон проводим перпендикуляры

2.Точка пересечения серединных перпендикуляров (точка О)- центр окружности

О

А

3.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОА

В

Окружность, вписанная в треугольник Центр окружности, вписанной в треугольник лежит в точке пересечения его биссектрис 1.Проводим биссектрисы углов С 2.Точка пересечения биссектрис (точка О)- центр окружности М О 3.Опускаем перпендикуляр ОМ на сторону треугольника А 4.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОМ В

Окружность, вписанная в треугольник

Центр окружности, вписанной в треугольник лежит в точке пересечения его биссектрис

1.Проводим биссектрисы углов

С

2.Точка пересечения биссектрис (точка О)- центр окружности

М

О

3.Опускаем перпендикуляр ОМ на сторону треугольника

А

4.Проводим окружность с центром в точке О и радиусом ОМ

В

Построение угла, равного данному С К а Р А В О 1.Проводим окружность с центром в т.О произвольным радиусом 2.Точки пересечения окружности со сторонами угла- Р , К 3.Проводим произвольный луч а с началом в точке А 4.Проводим окружность радиусом ОР и с центром в точке А, получим точку В. 4.Проводим окружность радиусом РК и с центром в точке В, получим точку С. 5.Проводим луч ОС, получим угол САВ, равный данному углу.

Построение угла, равного данному

С

К

а

Р

А

В

О

1.Проводим окружность с центром в т.О произвольным радиусом

2.Точки пересечения окружности со сторонами угла- Р , К

3.Проводим произвольный луч а с началом в точке А

4.Проводим окружность радиусом ОР и с центром в точке А, получим точку В.

4.Проводим окружность радиусом РК и с центром в точке В, получим точку С.

5.Проводим луч ОС, получим угол САВ, равный данному углу.

Построение биссектрисы угла К Е Р О 1.Проводим окружность с центром в т.О произвольным радиусом 2.Точки пересечения окружности со сторонами угла- Р , К 3.Проводим две окружности с центрами в точках Р и К одинаковым радиусом РК, получим точку Е 4.Проводим луч ОЕ- биссектрису угла

Построение биссектрисы угла

К

Е

Р

О

1.Проводим окружность с центром в т.О произвольным радиусом

2.Точки пересечения окружности со сторонами угла- Р , К

3.Проводим две окружности с центрами в точках Р и К одинаковым радиусом РК, получим точку Е

4.Проводим луч ОЕ- биссектрису угла

половины АВ 2.Проводим окружность с центром в т.В таким же радиусом 3.Получим точки С и D 4.Проводим прямую С D , п олучим точку О – середину АВ" width="640"

Деление отрезка пополам

С

О

В

А

D

1.Проводим окружность с центром в т.А и радиусом половины АВ

2.Проводим окружность с центром в т.В таким же радиусом

3.Получим точки С и D

4.Проводим прямую С D , п олучим точку О – середину АВ

Построение прямой перпендикулярной данной  (точка лежит на прямой) С ОС  а  а О В А D 1.Проводим окружность с центром в т.О, получим две точки: А и В 2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими АО 3.Получим точки С и D 4.Проводим прямую ОС.

Построение прямой перпендикулярной данной (точка лежит на прямой)

С

ОС а

а

О

В

А

D

1.Проводим окружность с центром в т.О, получим две точки: А и В

2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими АО

3.Получим точки С и D

4.Проводим прямую ОС.

Построение прямой перпендикулярной данной  (точка лежит вне прямой) О ОС  а  а А В С 1.Проводим окружность с центром в т.О, получим две точки: А и В 2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими половины АВ 3.Получим точку С 4.Проводим прямую ОС.

Построение прямой перпендикулярной данной (точка лежит вне прямой)

О

ОС а

а

А

В

С

1.Проводим окружность с центром в т.О, получим две точки: А и В

2.Проводим две окружности с центрами в точках А и В, одинаковыми радиусами большими половины АВ

3.Получим точку С

4.Проводим прямую ОС.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними N М K С P а О В А 1.Проводим прямую а 2 .На прямой а циркулем откладываем отрезок АВ=М N 3.Строим угол САВ=  О 4.На луче АС циркулем откладываем отрезок АС= РК. 5.Соединяем точки В и С.

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

N

М

K

С

P

а

О

В

А

1.Проводим прямую а

2 .На прямой а циркулем откладываем отрезок АВ=М N

3.Строим угол САВ=  О

4.На луче АС циркулем откладываем отрезок АС= РК.

5.Соединяем точки В и С.

Построение треугольника по трём сторонам М N С K P Е D а В А 1.Проводим прямую а С 1 2 .На прямой а циркулем откладываем отрезок АВ=М N 3.Строим окружность с центром в точке В и радиусом = РК 4.Строим окружность с ц. в т.А и радиусом = Е D .Получим точки С и С 1 5.Соединяем точки А и С, В и С.

Построение треугольника по трём сторонам

М

N

С

K

P

Е

D

а

В

А

1.Проводим прямую а

С 1

2 .На прямой а циркулем откладываем отрезок АВ=М N

3.Строим окружность с центром в точке В и радиусом = РК

4.Строим окружность с ц. в т.А и радиусом = Е D .Получим точки С и С 1

5.Соединяем точки А и С, В и С.

D A E C b K a 1. K  а, E   a. 2. K   b , E   b, C   b. 3. A   a , D   a, C   b. 4. A   b , D   b. Назад

D

A

E

C

b

K

a

1. K а, E a.

2. K b , E b, C b.

3. A a , D a, C b.

4. A b , D b.

Назад

Ответы: Р S К М R N Если в   KRS  S=  R , то Если в  М NP MN=NP , то  М =  Р, KS=KR , как углы при основании равнобедренного  М NP . как боковые стороны равнобедренного  М NP . Назад

Ответы:

Р

S

К

М

R

N

Если в KRS S= R , то

Если в М NP MN=NP , то

М = Р,

KS=KR ,

как углы при основании равнобедренного М NP .

как боковые стороны равнобедренного М NP .

Назад

1 2 4 2 3 1 Углы 1 и 3 называются вертикальными. Углы 1 и 2 называются смежными. Их свойство:  1=  3. Их свойство:  1+  2=180 ° . Назад

1

2

4

2

3

1

Углы 1 и 3 называются вертикальными.

Углы 1 и 2 называются смежными.

Их свойство: 1= 3.

Их свойство: 1+ 2=180 ° .

Назад

Шпаргалка для решения задач на равенство треугольников В К М А D 1 О 2 Н Р С Почему равны треугольники ОМК и ОРН? Почему равны треугольники DB А и DCA ? DB = DC (по условию), А D - общая сторона,  1=  2(по условию)  (по 1-му признаку)  DBA=  DCA .  ОМ=(по условию),  М=  Р(по условию),  1=  2(вертикальные)  (по 2-му признаку)  ОМК =  ОРН.  Назад

Шпаргалка для решения задач на равенство треугольников

В

К

М

А

D

1

О

2

Н

Р

С

Почему равны треугольники ОМК и ОРН?

Почему равны треугольники DB А и DCA ?

DB = DC (по условию), А D - общая сторона, 1= 2(по условию) (по 1-му признаку) DBA= DCA .

ОМ=(по условию), М= Р(по условию), 1= 2(вертикальные) (по 2-му признаку) ОМК = ОРН.

Назад

В треугольнике АВС один угол равен 50 º , второй 70 º . Найти третий угол.
  • В треугольнике АВС один угол равен 50 º , второй 70 º . Найти третий угол.

С

Пусть В=50 º , А=70 º , тогда

С=180 º -(50 º +70 º )=60 º

Ответ: 60 º .

А

В

Назад

Не существует! Так как величина тупого угла больше 90 º , а сумма двух таких углов будет больше 180 º . Назад

Не существует!

Так как величина тупого угла больше 90 º , а сумма двух таких углов будет больше 180 º .

Назад

Не существует!  Так как 80 º +30 º +60 º =170 º≠ 180 º Назад

Не существует!

Так как 80 º +30 º +60 º =170 º≠ 180 º

Назад

Два тупых угла в треугольнике!? Как такое может быть? Мы не можем быть тупыми одновременно! Назад

Два тупых угла в треугольнике!?

Как такое может быть?

Мы не можем быть тупыми одновременно!

Назад

5+7 Назад" width="640"

Задача: Существует ли треугольник с данными сторонами и почему?

8 см, 10 см, 17см

5 см, 7 см, 13см

Ответ: Да, существует, так как

Ответ: Нет, не существует, так как

17

13 5+7

Назад

6+9 Назад" width="640"

Задачи для устного решения:

1.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:2:4?

2.Могут ли стороны треугольника относиться как 6:9:16?

3.Могут ли стороны треугольника относиться как 5:11:6?

Ответ: 1. Да

2. Нет

3. Нет

Почему?

5

11=5+6

166+9

Назад

Справка Данная программа представляет собой пособие для учителя и предназначена для использования учителем при объяснении нового материала с использованием демонстрационного экрана или интерактивной доски. Может использоваться учащимися для самостоятельной подготовки по курсу Геометрии 7 класса на домашнем ПК. Слайд с содержанием позволяет с помощью гиперссылок перейти на слайды с соответствующей темой. Некоторые строчки содержат более одной ссылки. Назначение кнопок: - Переход на 1 слайд назад - Переход на 1 слайд вперёд - Информация на слайде закончилась Переход на слайд «Содержание» Назад Подсказка Ответ - Переход на слайд с ответом, или подсказкой, возврат в текущий слайд

Справка

Данная программа представляет собой пособие для учителя и предназначена для использования учителем при объяснении нового материала с использованием демонстрационного экрана или интерактивной доски. Может использоваться учащимися для самостоятельной подготовки по курсу Геометрии 7 класса на домашнем ПК.

Слайд с содержанием позволяет с помощью гиперссылок перейти на слайды с соответствующей темой. Некоторые строчки содержат более одной ссылки. Назначение кнопок:

- Переход на 1 слайд назад

- Переход на 1 слайд вперёд

- Информация на слайде закончилась Переход на слайд «Содержание»

Назад

Подсказка

Ответ

- Переход на слайд с ответом, или подсказкой, возврат в текущий слайд


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Учебное пособие за курс геометрии (7класс)

Автор: Пичугина Светлана Николаевна

Дата: 30.01.2022

Номер свидетельства: 599158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа факультативного курса «Геометрия вокруг нас». Внеурочная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(87) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-gieomietriia-vokrugh-nas-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "225965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439993454"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Рабочая программа учебного курса геометрии для 7 класса к УМК автора   Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (индивидуальное обучение). "
    ["seo_title"] => string(152) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-ghieomietrii-dlia-7-klassa-k-umk-avtora-l-s-atanasian-v-f-butuzov-s-b-kadomtsiev-i-dr-individual-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "174193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424098876"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "9 класс рабочая программа по геометрии "
    ["seo_title"] => string(44) "9-klass-rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "222913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436954922"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   УРОКОВ ГЕОМЕТРИИ   9 кл НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД "
    ["seo_title"] => string(93) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-gieomietrii-9-kl-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "154963"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421230783"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства