Что необходимо знать, чтобы найти площадь основания?
Чему равен радиус основания?
3. Мотивация учебной деятельности.
Мы завершаем изучение цилиндра. Цилиндр – первая фигура вращения, которую мы изучили. В дальнейшем мы изучим еще две фигуры, полученные аналогичным путем.
Многие предметы в окружающем мире представляют собой цилиндр. Его изучение поможет решать практические задачи, возникающие в нашей жизни., Данная тема также включена в задания ЕГЭ.
Теоретическая разминка (фронтальный опрос)
1) Какая фигура называется цилиндром?
Цилиндр – это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.
2) Почему цилиндр называют телом вращения?
Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Высота цилиндра- это расстояние между плоскостями его оснований.
Радиус цилиндра– это радиус его основания.
Основания цилиндра– равные круги, расположенные в параллельных плоскостях.
Ось цилиндра– это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).
Образующая цилиндра- это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.
5) Что представляет собой развертка цилиндра?
Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник со сторонами H и C, где H – высота цилиндра, а C – длина окружности основания.
6) Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
О1
Осевое сечение цилиндра– сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники.
О
Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.
Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.
О2
Вопросы практической направленности
На дачном участке я хочу установить бочку для воды. Как рассчитать площадь поверхности и сколько надо металла?
S=2πr(r+h)/
На этом цилиндре любят селиться аисты.
водонапорная башня/
Математический диктант
Ответы
О1
О2
Н
О
2πr
Критерий оценки
«5»-7 правильных ответов;
«4» - 6 правильных ответов;
«3» - 4-5 правильных ответов
1.
5.Закрепление полученных знаний при решении задач
3.
2.
Sосн- ?Sбок- ?Sполн- ?
Sсеч- ? dсеч- ?
4.
Найти площадь полнойповерхности цилиндра.
ВС = 5
Решение задач
Решение задач прикладного характера.
Сколько потребуется краски, чтобы покрасить бак цилиндрической формы с диаметром основания 1,5 м и высотой 3 м, если на один квадратный метр расходуется 200 г краски?
Решение.
r= 0,75 м
Sполн. =2πr(r+h) = 2.3,14.0,75.(0,75 + 3) = 17,6625 м2,
17,6625.0,2 = 3,5325 кг.
Ответ: 3,5325 кг.
1,5 м
3 м
Решение задач исследовательского характера
Две цилиндрические детали покрывают слоем никеля одинаковой толщины. Высота первой детали в 2 раза больше высоты второй, но радиус её основания в 2 раза меньше радиуса основания второй детали. На какую из деталей расходуется больше никеля?
r1
О1
Решение.
h1= 2 h2
r2= 2 r1
Sполн 1= 2πr1(r1+ h1) = 2πr1(r1+ 2h2)
Sполн 2= 2πr2(r2+ h2) = 2 2πr1(2r1+ h2)
Значит,Sполн 1полн 2
Ответ: на вторую деталь никеля потребуется больше.
h1
r2
О
h2
6.Отработка навыков при решении задач по данной теме. Подготовка к ЕГЭ. Работа с сайтом «Решу ЕГЭ»
Выбираем « Базовый уровень»
Выбираем «Каталог заданий»
По каталогу ищем тему «Цилиндр»
Выбираем тему «Цилиндр»
Выбираем «Пройти тестирование по эти заданиям»
Учащиеся решают задачи и вбивают ответы
После выполнения задания , учащиеся кликают «сохранить»
После выполнения задания , учащиеся могут посмотреть свои результаты
После результата работы, учащиеся могут посмотреть решение
6.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Подведем итог работы на уроке.
Что мы изучали сегодня на уроке?
Значима ли для нас данная тема?
Где мы можем ее применить?
Как мы можем оценить полученные нами знания? Усвоили ли мы их?
Как вы думаете, люди каких профессий могут использовать знания, полученные при изучении цилиндра?
6. Домашняя контрольная работа по теме: «Цилиндр»
Вариант 1
Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите высоту цилиндра.
Осевое сечение цилиндра — квадрат, площадь основания цилиндра равна 16 см » . Найдите площадь поверхности цилиндра.
Развертка боковой поверхности цилиндра является квадратом, диагональ которого равна 10 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
Плоскость, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу в 120 о . Высота цилиндра равна 5 см, радиус цилиндра равен 2 см. Найдите площадь сечения.
Сечение цилиндра, параллельное его оси, отсекает от окружности основания дугу 60˚. Расстояние от секущей плоскости до оси цилиндра равно 4 см, а угол между диагональю сечения и осью цилиндра равен 45˚. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите площадь основания цилиндра. Осевое сечение цилиндра — квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
Осевое сечение цилиндра — квадрат, диагональ которого 4 см. Найдите площадь поверхности цилиндра.
Развертка боковой поверхности цилиндра является прямоугольником, диагональ которого равна 8 см, а угол между диагоналями – 30 о . Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
Сечение цилиндра плоскостью, параллельной его оси есть квадрат. Эта плоскость отсекает от окружности основания дугу в 90 о . Радиус цилиндра равен 4 см. Найдите площадь сечения.
Сечение цилиндра, параллельное его оси, отсекает от окружности основания дугу 120˚. Радиус основания цилиндра равен 8 см, а угол между диагональю сечения и осью цилиндра равен 30º. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
Список использованной литературы
1.Атанасян Л.С. Учебник для 10-11 классов.Издание:22-е изд.-М.:Просвещение,2015
2 .Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Д.Ф. Изаака( 25 марта 2009 г.)-Орск: Издательство ОГТИ, 2009.