- Показ фрагмента №1 – сообщение о землетрясении в Индонезии - Как вы думаете, какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, (на слайде №2 - фото землетрясения) Назовите тему урока. Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу: Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока. (Приём Знаю – Хочу знать - Узнал) | 1.Просматривают фрагмент 2..Просматривают фото землетрясений (слайд №2) 3. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд 3) Тема урока: «Землетрясения» 4. В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме). 5. Обсуждают полученные результаты. 6. Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением. | осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения - представлять информацию в виде таблицы актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры. | Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения - представлять информацию в виде таблицы Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; |
Осмысление | 1 этап. Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде: - 1 группа – Что такое землетрясение? - 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76) - 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76) - 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения? 5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76) - 6 группа - Как оценивают силу землетрясения? (рис. 77) (Приём мозаика) 2 этап Предлагает посмотреть видеоролик о примерах землетрясений (фрагмент №2) и записать их в тетрадь. 3 этап Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 ) (Приём прогнозирования) 4 этап Предлагает провести филологическое расследование, касающееся слова «ЦУНАМИ» Фрагмент 3 «Образование волн цунами» 5 этап Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении и угрозе цунами с помощью предложенного на слайде рисунка. | От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. На слайдах появляются ответы: - 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. - 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. - 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. - 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. - 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. - 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов. Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений. Обсуждают полученные результаты коллективно. На слайдах появляются ответы: - трещины, провалы, уступы; - цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; - пожары; - гибель людей На основе фрагмента каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами. На слайде появляется общий прогноз: Землетрясения и цунами следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). После прочтения текста заполняют таблицу. Обсуждают результаты работы. На слайде: сейсмограф и сейсмолог. Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради. Правила появляются на слайде: Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд. Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами. Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа! Не пользуйтесь лифтом! Не зажигайте свечи, спички, зажигалки. | - осознавать свои интересы, цели; - осознавать свои эмоции: - осознавать новые социальные роли и правила. | - знать понятия по теме; - знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения; - получить представление о профессии сейсмолога; - знать правила безопасного поведения при землетрясении. | Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. Познавательные УУД: - находить достоверную информацию - владеть смысловым чтением; - соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; - анализировать и обобщать; - делать выводы; - представлять информацию в виде текста, таблицы. Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать партнёра; - различать в речи другого доказательства, факты; - организовывать и согласовывать работу в паре, группе; - уметь правильно выражать свои мысли в речи; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Рефлексия | Организует рефлексию. Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал». Предлагает обменяться новой информацией. Предлагает подвести итог урока – составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения» На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): - Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока? - Что на уроке показалось вам интересным? - Что вызвало затруднения? Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал». Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения». На слайде синквейн: Землетрясение Грозное, разрушительное Сотрясает, пугает, сокрушает Непредсказуемо возникает. Катастрофа! Учащиеся отвечают на вопросы. Домашнее задание: - параграф.25, раб.тет.с.60-61. -творческое задание: - Подготовьте письмо жителям Японии, с целью развития чувства сопереживания, поддержки в трудную минуту. | - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | углубить знания о движениях земной коры;; - объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог» - сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений - описывать последствия землетрясений разной силы. | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. - |