kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

 

Цель урока: познакомить с различными типами движениями земной коры, выяснить причины их возникновения  и  влияния на формирование рельефа; продолжить знакомство  с землетрясениями  и вулканизмом.

Задачи:   Образовательные:

  •  способствовать формированию у учащихся представления о различных движениях земной коры и их влиянии на формирование рельефа, продолжить знакомство с грозными природными явлениями – землетрясением и вулканизмом, выявить причины их возникновения и последствия их деятельности, познакомить с основными областями распространения вулканов; познакомить с правилами безопасного поведения при землетрясениях и извержении вулканов; в сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, эпицентр.

Развивающие:

  •  применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников; продолжить развивать навыки учащихся в работе с атласами и географическими картами; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства; воспитывать положительное отношении  к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Оборудование:

·        мультимедийный проектор, компьютер, интернет – ресурсы, учебник (География.Землеведение.6 класс;В.П. Дронов, Л.Е. Савельева ) , тетради,   контурные карты, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры..              

 Основные понятия и термины:

Сброс, горст, грабен, СОХР, островные дуги, глубоководные желоба; землетрясения, очаг, эпицентр, шкала Рихтера; конус вулкана, кратер вулкана, жерло вулкана, лава, вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы, действующие вулканы,  очаг вулкана,  вулкан.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы изучили тему «Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – твердые оболочки Земли».

Опрос домашнего задания.

  1. Что называют горными породами?

Ученик: Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

  1. Что называют минералами?

Ученик: Минералы – это природные вещества с разным составом,  свойствами и внешними признаками.

  1. Что такое магма?

Ученик: Магма – это расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами.

  1. На какие три группы делят все горные породы по происхождению?

Ученик: Горные породы по происхождению делят на магматические, осадочные и метаморфические.

  1. Как образуются магматические горные породы?

Ученик: Магма поднимается в вышележащие слои, остывает на глубине. Так образуются глубинные горные породы (гранит). Если магма вышла на земную поверхность и застыла, то образуются излившиеся горные породы (базальт).

  1. Как различаются осадочные горные породы по происхождению?

Ученик: Осадочные горные породы по происхождению разделяют на обломочные и глинистые, химические и органические.

  1. Как образуются обломочные и глинистые горные породы?

Ученик: Обломочные и глинистые горные породы образуются в результате разрушения и выветривания горных пород. Их подразделяют по размерам: глыбы и валуны; гравий, галька, щебень; песок.

  1. Как образуются осадочные горные породы химического происхождения?

Ученик: Осадочные горные породы химического происхождения образуются при выпадении частиц из водных растворов: соли, гипс.

  1. Как образуются осадочные горные породы органического происхождения?

Ученик: Осадочные горные породы органического происхождения образуются из останков живых организмов: из растений – торф, каменный уголь; из животных – нефть, газ; из раковин и панцирей морских животных – известняк, мел.

  1.  Расскажите об образовании метаморфических горных пород.

Ученик: Метаморфические горные породы образуются в глубинах земной коры под действием высоких температур и высокого давления одни превращаются в другие: гранит в гнейс, известняк в мрамор.

  1.  Какие типы земной коры вам известны?

Ученик: Земная кора подразделяется на два типа: континентальная и океаническая.

  1.  Дайте определение литосферы.

Ученик: литосфера – это твердая оболочка Земли, которая состоит из земной коры и части верхней мантии. Литосфера разделена на семь крупных литосферных плит.

Молодцы, ребята. Действительно, литосфера не монолитна, она разделена на семь крупных и множество малых плит.

III. Новый материал.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (видеофрагмент из мультфильма «Ледниковый период 4» продолжительностью 45 сек.).

Как по-вашему, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Предположения учеников.

Тема нашего урока (пишу на доске тему урока) «Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм». Наша цель (записана на доске) познакомится с различными движениями земной коры, выяснить их влияние на формирование рельефа; продолжить знакомство с грозными природными явлениями – землетрясением и вулканизмом; ознакомится с правилами безопасного поведении при землетрясении и извержении вулкана. Открыли тетради, записали число и тему урока. Откройте учебники на стр. 51.

         Рассказ учителя. Людям кажется, что поверхность земли неподвижна. На самом деле земная поверхность постоянно то поднимается, то опускается, смещается влево-вправо, вперед-назад. Движения земной коры бывают медленные и быстрые.

Медленные движения земной коры могут быть горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные движения – это движения параллельные земной поверхности, например движения литосферных плит. Их скорость мала – несколько сантиметров в год (см. рис. 47). Когда-то на нашей планете был один материк Пангея, со временем он раскололся на два материка: Лавразию, которая ушла на север, и Гондвану, которая оказалась южнее. Затем эти материки также продолжали делиться, в результате чего сформировался современный облик нашей планеты. Эти движения земной коры формируют рельеф земной поверхности. При взаимодействии двух континентальных плит на суше образуются горы (см. рис.48а). При взаимодействии континентальной и океанической литосферных плит образуются островные дуги и глубоководные желоба (Марианские острова и Марианский желоб). В районах раздвижения литосферных плит в океанах будут формироваться срединно-океанические хребты (СОХР) (см.рис.48б).

Вертикальные движения – это движения перпендикулярные земной поверхности. На равнинах их скорость 1 мм в год. В результате этих движений происходит медленное прогибание и поднятие земной поверхности (см.рис.49). В горах скорость вертикальных движение 2-3 см в год. По разломам и трещинам отдельные блоки земной коры сбрасываются, они называются сбросы и являются ступенчатыми формами рельефа (см.рис.51). Другие блоки земной коры, ограниченные разломами, поднимаются вверх (уступы). Они образуют горные хребты с плоскими вершинами, их называют горсты. Третьи блоки опускаются вниз, их называют грабены. Впадины и грабены часто служат котловинами озер  (например, Байкал).

         Итог: Медленные движения земной коры:

- горизонтальные: горы, СОХР, островные дуги, глубоководные желоба;

- вертикальные: горсты, грабены, уступы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         Движения земной коры могут быть и быстрыми. Пласты горных пород резко смещаются относительно друг друга, вызывают сильные землетрясения и извержения вулканов. О землетрясениях вам расскажет ученик 1 (имя ученика, подготовившего презентацию «Землетрясения»).

         Землетрясения – это очень грозные природные явления с огромной разрушительной силой. Многие кинорежиссеры используют тему землетрясений в своих фильмах. Это очень впечатляет зрителей. Посмотрите один из таких эпизодов (видеофрагмент из художественного фильма «2012» продолжительностью 1 мин 51 сек.).

Ребята, а как по-вашему, можно сохранить свою жизнь при землетрясениях? Да, можно.  С правилами безопасного поведения при землетрясениях вас познакомит ученик 2 (имя ученика, подготовившего презентацию «Правила безопасного поведения при землетрясениях»). Чтобы вы лучше запомнили эти правила, мы с ребятами ученик 3 (имена учеников) сделали памятки. Каждый из вас ее сейчас получит.

Кроме землетрясений, грозными природными явлениями, связанными с быстрыми движениями земной коры, являются извержения вулканов. С вулканами вас познакомит ученик 4 (имя ученика, подготовившего презентацию « Вулканы»).

А сейчас посмотрите еще один фрагмент из художественного фильма об извержении вулкана. (видеофрагмент из художественного фильма «2012» продолжительностью  52 сек.).

Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами смоделировать извержение вулкана. Ваши одноклассницы (ученицы 5, 6)  изготовили макет вулкана. Мы сейчас попробуем сделать извержение.

Проводим опыт (с предварительно проведенной техникой безопасности) .

В колбу, находящуюся внутри пластилинового «вулкана» насыпается пищевая сода и пищевой краситель (красного цвета), добавляется уксус. Компоненты вступают в реакцию, из «вулкана » вытекает красная пена- «магма».

Молодцы, спасибо!

Итоги : Быстрые движения земной коры:

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Измеряются по 12 бальной шкале. Они происходят в Тихоокеанском и Средиземноморско- Азиатском поясах. Для изучения используют  прибор- сейсмограф.

ВУЛКАНИЗМ- связан с выходом магмы на поверхность суши. Строение вулкана:  вулканический очаг, жерло, кратер, вулканическая бомба. Вулканы действующие, потухшие, спящие. Районы извержения совпадают с районами землетрясений. Гейзеры- источники, периодически выбрасывающие фонтаны  горячей воды и пара на земную поверхность.

А сейчас вернемся к целям нашего урока. Как вы считаете, мы их достигли?

Объявляю оценки за урок :  ученики 1-6 получили -5.

Устные ответы :  1 ученик -3; 7 учеников- 4; 2 ученика -5.

  Запишите домашнее задание: с. 51-62 чит, нанесите на контурную карту вулканы, встречающиеся в тексте учебника, повторите памятку «Правила безопасного поведения при землетрясениях».

Просмотр содержимого документа
«Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм. »

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

Предметы естественного цикла(география)

Сахипова Елена Алексеевна

Учитель географии

МБОУ «Гимназия № 1 »

Цель урока: познакомить с различными типами движениями земной коры, выяснить причины их возникновения и влияния на формирование рельефа; продолжить знакомство с землетрясениями и вулканизмом.

Задачи: Образовательные:

  • способствовать формированию у учащихся представления о различных движениях земной коры и их влиянии на формирование рельефа, продолжить знакомство с грозными природными явлениями – землетрясением и вулканизмом, выявить причины их возникновения и последствия их деятельности, познакомить с основными областями распространения вулканов; познакомить с правилами безопасного поведения при землетрясениях и извержении вулканов; в сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, эпицентр.

Развивающие:

  • применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников; продолжить развивать навыки учащихся в работе с атласами и географическими картами; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства; воспитывать положительное отношении к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, интернет – ресурсы, учебник (География.Землеведение.6 класс;В.П. Дронов, Л.Е. Савельева ) , тетради, контурные карты, атлас, физическая карта мира, карта строения земной коры..

Основные понятия и термины:

Сброс, горст, грабен, СОХР, островные дуги, глубоководные желоба; землетрясения, очаг, эпицентр, шкала Рихтера; конус вулкана, кратер вулкана, жерло вулкана, лава, вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы, действующие вулканы, очаг вулкана, вулкан.



Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы изучили тему «Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – твердые оболочки Земли».

Опрос домашнего задания.

  1. Что называют горными породами?

Ученик: Горные породы - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

  1. Что называют минералами?

Ученик: Минералы – это природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

  1. Что такое магма?

Ученик: Магма – это расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами.

  1. На какие три группы делят все горные породы по происхождению?

Ученик: Горные породы по происхождению делят на магматические, осадочные и метаморфические.

  1. Как образуются магматические горные породы?

Ученик: Магма поднимается в вышележащие слои, остывает на глубине. Так образуются глубинные горные породы (гранит). Если магма вышла на земную поверхность и застыла, то образуются излившиеся горные породы (базальт).

  1. Как различаются осадочные горные породы по происхождению?

Ученик: Осадочные горные породы по происхождению разделяют на обломочные и глинистые, химические и органические.

  1. Как образуются обломочные и глинистые горные породы?

Ученик: Обломочные и глинистые горные породы образуются в результате разрушения и выветривания горных пород. Их подразделяют по размерам: глыбы и валуны; гравий, галька, щебень; песок.

  1. Как образуются осадочные горные породы химического происхождения?

Ученик: Осадочные горные породы химического происхождения образуются при выпадении частиц из водных растворов: соли, гипс.

  1. Как образуются осадочные горные породы органического происхождения?

Ученик: Осадочные горные породы органического происхождения образуются из останков живых организмов: из растений – торф, каменный уголь; из животных – нефть, газ; из раковин и панцирей морских животных – известняк, мел.

  1. Расскажите об образовании метаморфических горных пород.

Ученик: Метаморфические горные породы образуются в глубинах земной коры под действием высоких температур и высокого давления одни превращаются в другие: гранит в гнейс, известняк в мрамор.

  1. Какие типы земной коры вам известны?

Ученик: Земная кора подразделяется на два типа: континентальная и океаническая.

  1. Дайте определение литосферы.

Ученик: литосфера – это твердая оболочка Земли, которая состоит из земной коры и части верхней мантии. Литосфера разделена на семь крупных литосферных плит.

Молодцы, ребята. Действительно, литосфера не монолитна, она разделена на семь крупных и множество малых плит.

III. Новый материал.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (видеофрагмент из мультфильма «Ледниковый период 4» продолжительностью 45 сек.).

Как по-вашему, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Предположения учеников.

Тема нашего урока (пишу на доске тему урока) «Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм». Наша цель (записана на доске) познакомится с различными движениями земной коры, выяснить их влияние на формирование рельефа; продолжить знакомство с грозными природными явлениями – землетрясением и вулканизмом; ознакомится с правилами безопасного поведении при землетрясении и извержении вулкана. Открыли тетради, записали число и тему урока. Откройте учебники на стр. 51.

Рассказ учителя. Людям кажется, что поверхность земли неподвижна. На самом деле земная поверхность постоянно то поднимается, то опускается, смещается влево-вправо, вперед-назад. Движения земной коры бывают медленные и быстрые.

Медленные движения земной коры могут быть горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные движения – это движения параллельные земной поверхности, например движения литосферных плит. Их скорость мала – несколько сантиметров в год (см. рис. 47). Когда-то на нашей планете был один материк Пангея, со временем он раскололся на два материка: Лавразию, которая ушла на север, и Гондвану, которая оказалась южнее. Затем эти материки также продолжали делиться, в результате чего сформировался современный облик нашей планеты. Эти движения земной коры формируют рельеф земной поверхности. При взаимодействии двух континентальных плит на суше образуются горы (см. рис.48а). При взаимодействии континентальной и океанической литосферных плит образуются островные дуги и глубоководные желоба (Марианские острова и Марианский желоб). В районах раздвижения литосферных плит в океанах будут формироваться срединно-океанические хребты (СОХР) (см.рис.48б).

Вертикальные движения – это движения перпендикулярные земной поверхности. На равнинах их скорость 1 мм в год. В результате этих движений происходит медленное прогибание и поднятие земной поверхности (см.рис.49). В горах скорость вертикальных движение 2-3 см в год. По разломам и трещинам отдельные блоки земной коры сбрасываются, они называются сбросы и являются ступенчатыми формами рельефа (см.рис.51). Другие блоки земной коры, ограниченные разломами, поднимаются вверх (уступы). Они образуют горные хребты с плоскими вершинами, их называют горсты. Третьи блоки опускаются вниз, их называют грабены. Впадины и грабены часто служат котловинами озер (например, Байкал).

Итог: Медленные движения земной коры:

- горизонтальные: горы, СОХР, островные дуги, глубоководные желоба;

- вертикальные: горсты, грабены, уступы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Движения земной коры могут быть и быстрыми. Пласты горных пород резко смещаются относительно друг друга, вызывают сильные землетрясения и извержения вулканов. О землетрясениях вам расскажет ученик 1 (имя ученика, подготовившего презентацию «Землетрясения»).

Землетрясения – это очень грозные природные явления с огромной разрушительной силой. Многие кинорежиссеры используют тему землетрясений в своих фильмах. Это очень впечатляет зрителей. Посмотрите один из таких эпизодов (видеофрагмент из художественного фильма «2012» продолжительностью 1 мин 51 сек.).

Ребята, а как по-вашему, можно сохранить свою жизнь при землетрясениях? Да, можно. С правилами безопасного поведения при землетрясениях вас познакомит ученик 2 (имя ученика, подготовившего презентацию «Правила безопасного поведения при землетрясениях»). Чтобы вы лучше запомнили эти правила, мы с ребятами ученик 3 (имена учеников) сделали памятки. Каждый из вас ее сейчас получит.

Кроме землетрясений, грозными природными явлениями, связанными с быстрыми движениями земной коры, являются извержения вулканов. С вулканами вас познакомит ученик 4 (имя ученика, подготовившего презентацию « Вулканы»).

А сейчас посмотрите еще один фрагмент из художественного фильма об извержении вулкана. (видеофрагмент из художественного фильма «2012» продолжительностью 52 сек.).

Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами смоделировать извержение вулкана. Ваши одноклассницы (ученицы 5, 6) изготовили макет вулкана. Мы сейчас попробуем сделать извержение.

Проводим опыт (с предварительно проведенной техникой безопасности) .

В колбу, находящуюся внутри пластилинового «вулкана» насыпается пищевая сода и пищевой краситель (красного цвета), добавляется уксус. Компоненты вступают в реакцию, из «вулкана » вытекает красная пена- «магма».

Молодцы, спасибо!

Итоги : Быстрые движения земной коры:

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Измеряются по 12 бальной шкале. Они происходят в Тихоокеанском и Средиземноморско- Азиатском поясах. Для изучения используют прибор- сейсмограф.

ВУЛКАНИЗМ- связан с выходом магмы на поверхность суши. Строение вулкана: вулканический очаг, жерло, кратер, вулканическая бомба. Вулканы действующие, потухшие, спящие. Районы извержения совпадают с районами землетрясений. Гейзеры- источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.

А сейчас вернемся к целям нашего урока. Как вы считаете, мы их достигли?

Объявляю оценки за урок : ученики 1-6 получили -5.

Устные ответы : 1 ученик -3; 7 учеников- 4; 2 ученика -5.

Запишите домашнее задание: с. 51-62 чит, нанесите на контурную карту вулканы, встречающиеся в тексте учебника, повторите памятку «Правила безопасного поведения при землетрясениях».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

Автор: Сахипова Елена Алексеевна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Приложение к уроку географии на тему "Путевой журнал "Движения земной коры"""
    ["seo_title"] => string(75) "prilozhieniiekurokughieoghrafiinatiemuputievoizhurnaldvizhieniiaziemnoikory"
    ["file_id"] => string(6) "337631"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468765266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок для 6 классов - "Вулканы, горячие источники, гейзеры""
    ["seo_title"] => string(54) "urokdlia6klassovvulkanyghoriachiieistochnikighieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "304037"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457633863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "Вулканизм. "
    ["seo_title"] => string(9) "vulkanizm"
    ["file_id"] => string(6) "169465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423411613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства