- активизировать мыслительную и творческую деятельность;
- коррекция эмоционально-волевой сферы: способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач;
воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта природных зон, раздаточный материал для создания картины «Степь», компьютер.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята настраиваетесь на активную работу, будет очень интересно, вы узнаете много нового.
2. Постановка целей и задач урока
Начнем урок с просмотра видеофрагмента. О какой зоне мы посмотрели фильм? Почему вы решили, что это степь?
Сегодня на уроке мы продолжим изучение природной зоны, о которой вы говорили на прошлых уроках.
Тема урока: Животный мир степей.
Повторяя пройденный и изучая новый материал, мы попробуем создать полную картину одной из самых интересных и красивейших природных зон. Поэтому на уроке мы будем заниматься еще и творческой работой – создавать коллективно картину природной зоны. Надеюсь, что у нас все получится.
3. Актуализация опорных знаний
Задание: Посмотрите на доску. На картинках представлены разные природные зоны.
Определите картинку, на которой изображена степь. Выйти к доске, выбрать картинку, на которой изображена степь, а остальные убрать. (Учащийся у доски убирает картинки с изображением зон арктических пустынь, тундры, лесов, пустынь и оставляет картинку «Степь»).
Вот так выглядит степь. А как она выглядит на карте?
- Где расположена зона степей? (Эта зона расположена южнее зоны лесов)
- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым) В случае затруднения учитель обращает внимание учащихся на условные обозначения внизу карты.
А в вашем районе есть степь?
Учитель: Вы хорошо знаете, как выглядит степь, ее цветовое обозначение на карте, следовательно, мы можем начать творческую работу по созданию картины. (Таблицы).
Учитель: Каждая природная зона отличается своим растительным миром. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о растительном мире степей.
Кто сможет выйти к доске и начать творческую работу, прикрепив те растения, которые растут в степях? На каждый стол учащимся раздается конверт № 1 с комплектом картинок с изображением растений степей (ковыль, типчак, гусиный лук, ирис тюльпан), среди которых также два растения (сосна и береза), не растущие в степях.
Работа в парах.
Задание: Рассмотрите картинки и выберите те растения, которые растут в степях. Назовите их.
Проверяем, сравнивая с растениями на картине.
- Почему вы исключили сосну и березу? (Это растения лесной зоны, в степях растут травы).
4. Изучение нового материала
Учитель: Так как вы живете в степной зоне, возможно некоторые животные вам уже известны. Попробуйте их назвать.
Сейчас я подробнее расскажу вам о животном мире степей, а вы из характеристик и картинок постарайтесь определить, что это за животное, если оно вам знакомо. Будьте внимательны, потому что мы с вами должны будем распределить животных по группам и затем разместить их на нашей картине.
Рассказ учителя с использованием наглядностей. Особенно многочисленны в степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки (которых мы называем тарбаганы). Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 кг зерна, кукурузных початков, моркови и картофеля.
Грызуны являются пищей для многих хищников: волков, лисиц, барсуков, степных хорьков. Изредка в степи встречается манул. Какое домашнее животное напоминает вам манул? О нем чуть поподробнее.
Манул — животное размером с домашнюю кошку; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых ногах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые. Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком. Мех у манула пушистый и густой. За последние 10—15 лет манул в открытых степях был практически истреблён. Манул ведёт одиночный оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов. Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев, птиц. Манул занесен в Красную книгу РФ.
Птицы. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. Грызунами питаются хищные птицы: степной орел и лунь. В отдаленных районах, далеко от городов и поселков, встречается птица степей – дрофа. Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят «купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что дрофа и манул занесены в Красную книгу.Карточки со словами «манул» и «дрофа» прикрепляются на доску, учащиеся записывают слова в тетрадь.
Вопрос: Сейчас вы увидели познакомились с обитателями степей. На какие три группы можно их разделить? (грызуны, хищники, птицы) Схема на доске. Работа в парах. Задание дифференцированное.
Задание: Возьмите конверт № 2 с рисунками животных и таблицу. Распределите всех обитателей степей по группам. Учащиеся 3 уровня распределяют только птиц. Учащиеся 1, 2 уровня распределяют всех животных.
Грызуны
Хищники
Птицы
Кто заметил лишних животных? (белка, белый медведь). Почему эти животные лишние? (они живут в других природных зонах). Каких животных вы отнесли к грызунам? (суслик, хомяк, тушканчик, тарбаган, мышь). Проверьте, сверяя с доской. Разместите на доске. Один ученик идет к доске, выполняет задание. В это время учитель работает с классом. Назовите хищников (лиса, волк, степной хорек, барсук, манул), разместите их на картине, и птиц (жаворонок, перепелка, дрофа, лунь, степной орел). Какие из птиц хищные? (степной орел, лунь).
Учитель корректирует расположение рисунков (птицы вверху картины, растения и животные – в нижней ее части).
Учитель: Посмотрите, ребята, насколько богат и разнообразен животный мир степей.
Работа с учебником.
Учитель: А как же приспособились животные к жизни в степи? Об этом мы узнаем из статьи в учебнике. (с. 118, предпоследний абзац). Учащиеся читают сначала про себя, а затем один ученик вслух, и выделяют в тексте карандашом особенности приспособления животных:
- оперение птиц и мех зверей окрашен под цвет почвы и травы;
- хищные животные ведут ночной образ жизни;
- грызуны зимой впадают в спячку.
Затем общий итог, читает ученик.
Экологические проблемы степей.
Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Сегодня мы назвали двух обитателей степей – манула и дрофу, занесенных в Красную книгу. На самом деле их гораздо больше. А как вы думаете, почему они стали редко встречаться в природе? Почему они занесены в Красную книгу?
Примерные ответы учащихся. Главная причина – распашка земель. Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.
Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Учитель подводит итог: Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого надо прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники.
5. Итог урока
Учитель: Наш урок подошел к концу.
У нас получилась замечательная картина «Степь», которая останется у вас на память о нашей встрече.
Глядя на нее хочется сказать:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это степь.
Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни. 6. Домашнее задание