kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Животный мир степей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Животный мир степей»»

Тема: «Животный мир степей» 7класс.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это степь.


Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь.

Задачи:

образовательные:

- сформировать у учащихся представление о животном мире степей;

- актуализировать имеющиеся знания по данной теме;

коррекционно-развивающие:

- коррекция памяти: совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях;

- коррекция мышления:

- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, рассуждать, делать выводы;

- активизировать мыслительную и творческую деятельность;

- коррекция эмоционально-волевой сферы: способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач;

воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах,

- воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование: карта природных зон, раздаточный материал для создания картины «Степь», компьютер.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята настраиваетесь на активную работу, будет очень интересно, вы узнаете много нового.

2. Постановка целей и задач урока

Начнем урок с просмотра видеофрагмента. О какой зоне мы посмотрели фильм? Почему вы решили, что это степь?

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природной зоны, о которой вы говорили на прошлых уроках.

Тема урока: Животный мир степей.

Повторяя пройденный и изучая новый материал, мы попробуем создать полную картину одной из самых интересных и красивейших природных зон. Поэтому на уроке мы будем заниматься еще и творческой работой – создавать коллективно картину природной зоны. Надеюсь, что у нас все получится.


3. Актуализация опорных знаний

Задание: Посмотрите на доску. На картинках представлены разные природные зоны.

Определите картинку, на которой изображена степь. Выйти к доске, выбрать картинку, на которой изображена степь, а остальные убрать. (Учащийся у доски убирает картинки с изображением зон арктических пустынь, тундры, лесов, пустынь и оставляет картинку «Степь»).

Вот так выглядит степь. А как она выглядит на карте?

Работа с картой.

Учитель: Откройте карту «Природные зоны» (форзац учебника). Рассмотрите внимательно, найдите природную зону – степь.

- Где расположена зона степей? (Эта зона расположена южнее зоны лесов)

- Каким цветом она показана на карте? (жёлтым) В случае затруднения учитель обращает внимание учащихся на условные обозначения внизу карты.

А в вашем районе есть степь?

Учитель: Вы хорошо знаете, как выглядит степь, ее цветовое обозначение на карте, следовательно, мы можем начать творческую работу по созданию картины. (Таблицы).

Учитель: Каждая природная зона отличается своим растительным миром. Сейчас давайте вспомним, что мы знаем о растительном мире степей.

Кто сможет выйти к доске и начать творческую работу, прикрепив те растения, которые растут в степях? На каждый стол учащимся раздается конверт № 1 с комплектом картинок с изображением растений степей (ковыль, типчак, гусиный лук, ирис тюльпан), среди которых также два растения (сосна и береза), не растущие в степях.

Работа в парах.

Задание: Рассмотрите картинки и выберите те растения, которые растут в степях. Назовите их.

Проверяем, сравнивая с растениями на картине.

- Почему вы исключили сосну и березу? (Это растения лесной зоны, в степях растут травы).


4. Изучение нового материала

Учитель: Так как вы живете в степной зоне, возможно некоторые животные вам уже известны. Попробуйте их назвать.

Сейчас я подробнее расскажу вам о животном мире степей, а вы из характеристик и картинок постарайтесь определить, что это за животное, если оно вам знакомо. Будьте внимательны, потому что мы с вами должны будем распределить животных по группам и затем разместить их на нашей картине.

Рассказ учителя с использованием наглядностей. Особенно многочисленны в степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки (которых мы называем тарбаганы). Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 кг зерна, кукурузных початков, моркови и картофеля.

Грызуны являются пищей для многих хищников: волков, лисиц, барсуков, степных хорьков. Изредка в степи встречается манул. Какое домашнее животное напоминает вам манул? О нем чуть поподробнее.

Манул — животное размером с домашнюю кошку; весит он 2—5 кг. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых ногах и очень густой шерстью. Глаза жёлтые. Хвост длинный и толстый, с закруглённым кончиком.
Мех у манула пушистый и густой. За последние 10—15 лет манул в открытых степях был практически истреблён. Манул ведёт одиночный оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Сам по себе манул — самый медлительный и неповоротливый из диких котов.
Кормится манул почти исключительно пищухами и мышевидными грызунами, изредка ловит сусликов, зайцев, птиц. Манул занесен в
Красную книгу РФ.

Птицы. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. Грызунами питаются хищные птицы: степной орел и лунь. В отдаленных районах, далеко от городов и поселков, встречается птица степей – дрофа. Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят «купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что дрофа и манул занесены в Красную книгу. Карточки со словами «манул» и «дрофа» прикрепляются на доску, учащиеся записывают слова в тетрадь.

Вопрос: Сейчас вы увидели познакомились с обитателями степей. На какие три группы можно их разделить? (грызуны, хищники, птицы) Схема на доске. Работа в парах. Задание дифференцированное.

Задание: Возьмите конверт № 2 с рисунками животных и таблицу. Распределите всех обитателей степей по группам. Учащиеся 3 уровня распределяют только птиц. Учащиеся 1, 2 уровня распределяют всех животных.


Грызуны

Хищники

Птицы






Кто заметил лишних животных? (белка, белый медведь). Почему эти животные лишние? (они живут в других природных зонах). Каких животных вы отнесли к грызунам? (суслик, хомяк, тушканчик, тарбаган, мышь). Проверьте, сверяя с доской. Разместите на доске. Один ученик идет к доске, выполняет задание. В это время учитель работает с классом. Назовите хищников (лиса, волк, степной хорек, барсук, манул), разместите их на картине, и птиц (жаворонок, перепелка, дрофа, лунь, степной орел). Какие из птиц хищные? (степной орел, лунь).

Учитель корректирует расположение рисунков (птицы вверху картины, растения и животные – в нижней ее части).

Учитель: Посмотрите, ребята, насколько богат и разнообразен животный мир степей.

Работа с учебником.

Учитель: А как же приспособились животные к жизни в степи? Об этом мы узнаем из статьи в учебнике. (с. 118, предпоследний абзац). Учащиеся читают сначала про себя, а затем один ученик вслух, и выделяют в тексте карандашом особенности приспособления животных:

- оперение птиц и мех зверей окрашен под цвет почвы и травы;

- хищные животные ведут ночной образ жизни;

- грызуны зимой впадают в спячку.

Затем общий итог, читает ученик.


Экологические проблемы степей.

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Сегодня мы назвали двух обитателей степей – манула и дрофу, занесенных в Красную книгу. На самом деле их гораздо больше. А как вы думаете, почему они стали редко встречаться в природе? Почему они занесены в Красную книгу?

Примерные ответы учащихся. Главная причина – распашка земель. Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.

Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.

Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Учитель подводит итог: Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого надо прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники.

5. Итог урока

Учитель: Наш урок подошел к концу.

У нас получилась замечательная картина «Степь», которая останется у вас на память о нашей встрече.

Глядя на нее хочется сказать:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь - полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это степь.

Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни. 6. Домашнее задание

Учебник: стр. 118-119.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Животный мир степей»

Автор: Вера Фёдоровна Егина

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_poznaniie_mira_stiepi_rastitiel_nyi_i_zhivotnyi_mir_stiepiei_4_k"
    ["file_id"] => string(6) "353536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477845555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_poznaniie_mira_stiepi_rastitiel_nyi_i_zhivotnyi_mir_stiepiei_4_1"
    ["file_id"] => string(6) "353537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477845577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экология на тему "Животный мир степи и пустыни""
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhiia-na-tiemu-zhivotnyi-mir-stiepi-i-pustyni"
    ["file_id"] => string(6) "296577"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456048849"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока по познанию мира "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Умножение и  деление на двузначное число. Животные степей Казахстана."
    ["seo_title"] => string(80) "umnozhieniie-i-dielieniie-na-dvuznachnoie-chislo-zhivotnyie-stiepiei-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "273762"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452267008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства