kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Познание мира. "Степи. Растительный и животный мир степей".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познание мира 4 класс»

Познание мира 4 класс

Тема: Степи. Растительный и животный мир степей.

Цель: к концу урока сформировать у учащихся  представление о  степях, их особенностях; о растениях и  животных степей и их приспособлении к условиям произрастания и жизни в степи.

Задачи.

Образовательная: познакомить с природной зоной степей (географическое положение, животный и растительный  мир).

Развивающая: развивать  умение  работать с картой, дополнительной  литературой, гербарием, умение устанавливать причинно - следственные связи  между  средой  обитания  и умением  приспосабливаться в  тех  или иных условиях живых  организмов; умение  наблюдать,  рассуждать, сравнивать, обобщать,  делать  выводы.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к  природе, учить понимать природу.

Планируемые результаты.

Предметные: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, умение устанавливать причинно – следственные связи, проверять информацию, используя справочную литературу, умение объяснить и применять эти знания.

Личностные: Формировать способность слушать других, принимать мнение одноклассников, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Системно-деятельностные: Формировать умение наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать), работать с текстом, выделяя главное, преобразовывать в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: усвоение  нового материала.

Ключевые  понятия: степь – природная  зона,  растительный и животный мир степей.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельной работы.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах

Оборудование: Физическая карта Казахстана, Карта  природных зон  Казахстана, интерактивная доска, Презентация, Курмангазы Кюй, толковый словарь С. И. Ожегова, оценочные листы, раздаточный материал (таблицы, тест, гербарий, иллюстрации), учебник «Познание  мира 4 класс» автор К. Жунусова, А. Аймагамбетова, Алматы: «Атамұра», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Эмоциональный настрой

Приветствие учителя. Прием «Пожелание добра»

- Добрый день, ребята.

Подарите пожелания друг другу.

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе и свет во мне.

Мир, мир, мир везде.

Мир в тебе и мир во мне.

Добро, добро, добро везде.

Добро в тебе, добро во мне.

Хоровое проговаривание

II.Целеполагание

Слайд

Презентации

Прием «Я хочу узнать»

- Отгадайте загадку.

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

- Что бы вы хотели узнать на уроке по данной теме?

Определяется тема, цель и задачи урока.

III.Актуализация знаний

1) Беседа




2)Дифференцированное задание

Игра «Узнай меня»















Индивидуальное задание на карточке










3) Тест Слайд Презентации

4) Проверка творческого задания

6)Заполнение листа самооценки

- Знаниями о луге поделитесь, друзья.

Каждый дома потрудился не зря.

- Что такое луг?

- Почему луг называют природным сообществом?

Свой ответ подтвердите примерами.

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Он звонко поет. (Перепел.)

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

• Этот житель - санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

Приложение 1

- Среди данных растений и животных выберите растения и животные луга.

(Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, крот, земляника, суслик, люцерна, перепел, коростель.)

Какие растения и животные не назвали? Почему?

Приложение 2

- Заполните таблицу «Животный мир луга».

Насекомые

Птицы

Звери




Приложение 3


- Какие условные знаки вы придумали?

- Почему человек должен охранять луга?


Приложение 4

Ответы учащихся.





Дифференцированное задание

Фронтальная работа для первого ряда.

Ответы учащихся.













Самостоятельная индивидуальная работа для второго ряда.

Коллективная проверка.

Индивидуальная работа для третьего ряда.

Взаимопроверка.

Самопроверка по критериям оценивания.

Объяснение значения знаков.

Выводы учащихся по охране лугов.

Самооценка.

IV.Побуждение

Прием «Верю – не верю»

- Внимательно прочитайте и поставьте в гра­фу «В начале урока» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.

Приложение 5

- Кто желает обосновать свою точку зрения?


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне дуют горячие сухие ветры -суховеи.



2

Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ.



3

В степи мало насекомых.



4

Самая мелкая птица - дрофа



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы



- Хотите ли вы проверить свои знания?

Тогда за работу.

Индивидуальная работа.





Высказывания учащихся.

V. Открытие новых знаний

1) Знакомство с понятием степь

Слайд Презентации

2) Расположение зоны степей на географической карте и карте природных зон Казахстана





3)Знакомство с типами степей

Слайд Презентации


























4) Знакомство с растительным миром степей

Слайд Презентации

















5) Упражнение в классификации растений

Слайд Презентации

Физминутка

6) Знакомство животным миром степей






7) Знакомство с особенностями приспособления животных к жизни в степи







Слайд Презентации


8) Экологические проблемы

- Внимательно рассмотрите иллюстрации и послушайте музыку. Какие чувства испытываете?

- Кто может сказать, что такое степь?

Работа с учебником стр. 75

- Прочитайте, что такое степь.

Работа с толковым словарем

Работа с картой

- Как вы думаете, где на территории Казахстана расположены степи?

- Каким цветом изображены степи?

- Покажите на карте природных зон степи.

- Расскажите, где они расположены?

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими природными зонами?

- Территория Казахстана обширна. Везде ли степи одинаковые? Почему?

Интерактивная лекция

- Рассмотрите иллюстрации и назовите их отличия.(Названия на доске)

Разнотравная степь. Почва в таких степях влажная. Растения отличаются большим разнообразием: злаки, широколистные растения, которые произрастают на лугах и лесных полянах. Высота растений может достигать более 1 м.

Типичная степь. Такая степь отличается разнообразием трав, но зеленый цвет сохраняют до конца июня. Растения бывают высотой не более 0,5 м.

Сухая степь. Растения представлены злаками; преобладают растения с розеточными побегами, сильно опушенные или с восковым налетом на листьях. Высота растений 10-20см.

Пустынная степь. Растения низкорослые (5-8 см). Злаки и кустарники имеют корневую систему, уходящую на несколько метров вглубь.

- Почему степи имеют такое разнообразие?

(Зависит от климатических условий)

- Расскажите о климатических условиях по плану: свет, тепло, влага)

Работа с картой

- Расположите рисунки на территории Казахстана.

Приложение 6

- С ранней весны и до поздней осени степь претерпевает большие изменения.

- Обозначьте последовательность изменения степи в весенний, летний и осенний периоды.


Дожди вернут ненадолго цвет зелени.


Степь покрыта сочными травами и цветами.


Степь выгорает и желтеет.


Степь покрывается серебристым ковром ковыля

Работа с учебником стр. 76

- Найдите подтверждение в учебнике.

- Что нового узнали из статьи?

- Составьте описание растений по инструкционной карте. Приложение 7

Каждая группа в конвертах получает гербарий и иллюстрации (злаки, цветущие травы, многолетние растения, кустарники)

«Бабочка»

Беседа

- Что знаете о бабочке?

- Для чего бабочке нужна яркая окраска?

Работа с учебником стр. 76

- Прочитайте статью о животных, выпишите названия в таблицу. Приложение 8

- Название каких животных не внесли в таблицу? Почему?

Чтение. Приложение 9

Н. Сладков «Что важнее всего»

- О каких животных рассказал нам Н. Сладков?

- О чем спорили животные?

- Кто прав из них? Почему?

- Как автор объясняет правоту каждого животного?

- Как животные приспособились к жизни в степи?

Прием «Кластер»

Учащиеся записывают способы приспособления животных к жизни в степной зоне

- Назовите, как человек влияет на изменение жизни животных в степи?

- Какие растения и животные занесены в Красную книгу Казахстана?

- Какие заповедники существуют на территории Казахстана?

Ученики высказывают предположения.

Запись определения в тетрадь.

Толковый словарь.

Работа с физической картой Казахстана.

Ученики высказывают предположения.

Работа с картой природных зон Казахстана.

Высказывания учащихся.

























Работа в парах.


Индивидуальная работа с таблицей.














Самопроверка.

Самооценка.

Работа в группах

Правила работы в группах.

Работа по инструкционной карте. Выступление учащихся.


Проговаривание с выполнением движений.


Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

Самооценка.


Чтение произведения по ролям.

Ответы учащихся.





Работа в группах





Ответы учащихся

VI.Проверка усвоения материала урока







Включение новых знаний в систему знаний

- Выполните задания на карточках.

1. В степной зоне холодное, дождливое лето?

2. А какое лето в зоне степей?

3. Почвы в зоне степей очень плодородные?

4. Тюльпаны цветут в разгар лета?

5. Когда цветут тюльпаны в степи?

6. Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны?

7. Что вы знаете о дрофе?

8. Назовите хищников.

- Составьте цепи питания.

(Ра­стения насекомые — мелкие животные хищники.)

Самостоятельная работа.








Самооценка.

Фронтальная проверка.

VII. Итог урока

Слайд Презентации

- Что такое степь?

- Как приспособились растения к жизни в степи?

- Как приспособились к жизни в степи животные?

- Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

- Все ли высказывания подтвердились?

- Дополните таблицу новыми утверждениями.

Ответы учащихся.





Работа с таблицей.

VIII. Рефлексия

Слайд Презентации

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю, что …»

«Я могу объяснить, почему …»

«Я задумался над тем, что …»

Ответы учащихся.

Самооценка

IX. Домашнее задание

Слайд Презентации

Всему классу: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы. С. 75 – 79

По выбору: составить рассказ о растительном и животном мире степей;

найти и выучить стихотворение о степи;

составить кроссворды «Растения степей», «Животные степей»;

написать эссе «Я – Степь».

Запись в дневнике.

Приложение 1

Среди данных растений и животных выберите растения и животные луга.

Колокольчик, ель, лось, тимофеевка, окунь, клевер, белка, пчела, бурый медведь, крот, земляника, пшеница, суслик, люцерна, перепел, бобёр, коростель.


Приложение 2

Заполните таблицу «Животный мир луга».

Насекомые

Птицы

Звери




















Приложение 3

Тест

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды

б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник

б) ландыш, осока, ягель

в)черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла

б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди — мыши — совы

б) мятлик — мыши — совы

в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка


Приложение 4

Лист самооценки

Вид работы

Самооценка

1.

Тест


2.

Таблица соответствия времен года


3.

Работа в группе


4.

Животные степей


5.

Проверка знаний


6.

Самооценка



Приложение 5

Внимательно прочитайте и поставьте в гра­фу «В начале урока» букву В, если считаете, что утверждение верно, и букву Н, если считаете его неверным.


В начале урока

В конце урока

1

В степной зоне дуют горячие сухие ветры -суховеи.



2

Наибольшую трудность для жизни растений в степях представляет недостаток питательных веществ.



3

В степи мало насекомых.



4

Самая мелкая птица - степной орел



5

Самые плодородные почвы - степные черноземы



6




7





Приложение 6

Обозначьте последовательность изменения степи в весенний, летний и осенний периоды.


Дожди вернут ненадолго цвет зелени.


Степь покрыта сочными травами и цветами.


Степь выгорает и желтеет.


Степь покрывается серебристым ковром ковыля.



Приложение 7

Инструкционная карта.

  1. Рассмотри растения. Обрати внимание на листья. Опиши их.

  1. Рассмотри стебель. Что можешь сказать о нём?

  1. Рассмотри корни растений. Расскажи об их длине, количестве.

  2. Обрати внимание на цветы и, если есть, плоды. Опиши их.

  3. К какой группе относятся растения?

  4. Сделай вывод, какую общую особенность имеют степные растения, и как они приспособились к жизни в степи. Приведите примеры.


Приложение 8

Выпиши названия животных в таблицу.

Насекомые

Птицы

Грызуны

Копытные























Приложение 9

ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО

Н. Сладков


- Глаза! - свысока посмотрела Дрофа. - Важнее всего в степи глаза! Вовремя увиденный враг - уже по­ловина врага.

- Ноги! - сердито топнул Заяц-русак. - Ноги нуж­нее всего. Ноги - хе-хе! - и от половины и от целого врага унесут!

На шум из норки выглянул Суслик. Посмотрел на Дрофу, повернулся к Зайцу, сел на пяточки и ввязался в спор.

- Глаза и ноги нужны, согласен. Но полный покой только в моей норе. Полёживаю себе, не утруждая ни глаз, ни ног.

- Что за охота день-деньской под землёй ле­жать! - снова рассердился Заяц-русак. - Темно, тесно, грязно.

- Верно! - свистнул Суслик. - То есть совсем не верно! Верно, что скучновато в норе. И тесновато. И рыть её - удовольствие небольшое. Но зато какая на­дёжность! Хоть глаза просмотри - лучшего не увидишь, хоть сбейся с ног - а лучшего не найдёшь. Чуть что - чур-чура! - я дома. А вы? Глаз проморгает, ноги вовремя не унесут - пропали. Останутся от вас пух да перья, ушки да ножки.

Но Дрофа всё равно хорохорится;

- Уж я-то не прогляжу! И Заяц храбрится:

- Меня-то уж никто не догонит!

А того не знают, что зубастый Корсак - степная лисичка - за бугром притаился. К земле приник и шеп­чет себе под нос:

- Что мне ваши глаза, нора и ноги. Нос в степи главнее всего! Такой вот, как у меня. Его только по ветру держи, а он уж знает, куда ведёт. Вот на вас вы­вел - бери на выбор.

- Кинулся Корсак из-за буг­ра - и остался с носом! Дрофа взлетела, Заяц умчался, Сус­лик в нору нырнул.

Порыскал Корсак, понюхал следы, поскрёб землю лапой - да и потрусил ни с чем.

А Заяц круг отмахал и сно­ва к норе вернулся. А там уже Суслик ждёт.

Видал?! - Заяц ему кри­чит.- Ты до трёх досчитать не успел, а меня и нет! Ноги в степи самое главное!

И Дрофа вернулась:

Вот что такое глаза! Раз - два увидела! И улетела.

Суслик бока почесал, до­грыз одуванчик и говорит: Вот ты, Заяц, всё ноги свои расхваливаешь. А они ведь первые твои враги! След оставляют. Ты вот сидишь сей­час, похваляешься, а Корсак, может, по следу уже бежит, как по верёвочке. И прямо к тебе! И ты, Дрофа, на глаза не нарадуешься, а Корсак, может, снова за бугром спрятался. Принюхивается. И ждёт толь­ко, чтобы ты отвернулась. Нос его понадёжнее ваших ног и глаз. И был бы он в степи са­мым надёжным--если бы не нора! Так что копайте нору.

А Корсак и вправду уже за бугром: нос его снова сюда привёл. Лежит, вынюхива­ет - с кого начать? С Дрофы остроглазой, с быстроногого Зайца или с Суслика - землероя?

Не утерпел, взмахнул хвостом и кинулся на авось. И снова остался с носом! Но снова не унывает: нос вверх задрал и по ветру держит. Верит в свой нос.

С незапамятных времён тянется этот спор: что важ­нее в степи - нора, ноги или глаза? Каждый расхвали­вает своё и с другими не соглашается. А раз друг друга не переспорят, наверное, важно всё. Все правы, раз не могут без этого обойтись.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс

Автор: Набиулина Гульямал Ульмасбаевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_poznaniie_mira_stiepi_rastitiel_nyi_i_zhivotnyi_mir_stiepiei_4_k"
    ["file_id"] => string(6) "353536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477845555"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по познанию мира "Растения и животные степей" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-rastieniia-i-zhivotnyie-stiepiei"
    ["file_id"] => string(6) "162862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422423567"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Растения  и  животные  лесов  и  тугаев"
    ["seo_title"] => string(43) "rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiev-1"
    ["file_id"] => string(6) "275664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452608030"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по познанию мира открытый урок"
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokapopoznaniiumiraotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "284554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453995486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства