Экология.
Тема: «Животный мир пустыни и степи».
Цель: дать детям представление о пустыне и степи, познакомить с животным миром; активизировать словарь детей; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию.
Оборудование: картины «Пустыня», «Степь», иллюстрации с изображениями животных, карточки зелёного и жёлтого цвета для игры.
Ход:
1. Вводная часть (орг. момент).
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (С?лемет сіз бе). Подарите нашим гостям свои улыбки. Пусть у них тоже будет хорошее настроение (Жа?сы). Гости к нам пришли для того, чтобы посмотреть, как мы занимаемся.
- Ал енді біз саба??а дайынбыз. (Вот мы и готовы к занятию).
- Проходите, пожалуйста, на свои места.
2.Основная часть.
- Саба? басталды (Занятие началось).
- Ребята, на нашей земле есть удивительные уголки природы, где растут необычные растения и живут интересные животные. А вам бы хотелось побывать в таких местах? (Да).
- Тогда, я ребята, приглашаю вас и наших гостей в путешествие. Сегодня мы побываем в пустыне и степи, и узнаем какие интересные животные там живут.
Когда вы слышите слово «пустыня», что вы себе представляете?
Ответы детей:
1. Жаркое солнце (Дурыс)
2. Почти нет дождей (Жа?сы)
3. Дует сухой ветер (Тамаша)
4. Земля покрыта песком (Жарайсы?)
5. Очень мало растений (Сен дурыс ойнамыз)
- Всё, что вы назвали подходит к описанию пустыни.( Картина «Пустыня»)
- Действительно, ребята, в пустыне дождей не бывает по нескольку месяцев, очень жарко,земля покрыта жёлто-коричневым песком, а растений совсем мало. Но несмотря на это, в пустыне живут животные.
- А вам интересно узнать, какие животные живут в пустыне? (Да)
- О каком животном я сейчас вам расскажу?
Шея длинная, горбатый,
Ноги плоские – лопатой.
По пустыне он идёт,
На себе запас несёт.
Много дней не ест, не пьёт,
А идёт и тюк несёт.
Дети: Верблюд.( Иллюстрация «Верблюд»).
В-ль: Дурыс (Верно). Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
-Верблюд – Туйе (хор. и индив. ответы)
- Верблюд – крупное сильное животное.
- Что необычного вы заметили на спине у верблюда? (Горбы)
- Для чего верблюду нужны горбы? ( В горбах у верблюда находится жир)
- А зачем ему жир? (Он служит ему едой и питьём в пути).
- Верблюд преодолевает большие расстояния. Его называют «кораблём пустыни».
- Почему верблюда называют «кораблём пустыни»? (Перевозит тяжёлые грузы).
- Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жёсткими растениями, даже если на них много колючек и шипов, но они для него кажутся вкусными.
- Верблюд – слабое животное? (Верблюд - выносливое животное).
- Вот сколько интересного мы узнали с вами о верблюде.
- А это животное никуда не торопится, у него очень прочный панцирь, чувствует себя превосходно. Вы догадались о ком идёт речь? (Черепаха). ( Иллюстрация « Черепаха»).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Черепаха – Тасба?а. (Хоровые и индивид. ответы).
- Зачем черепахе панцирь? ( Прятаться от жары и от врагов).
- Черепаха может жить не только в пустыне, но и у нас дома. Я знаю, что у некоторых ребят есть дома черепаха. Что интересного вы можете рассказать о ней?
Ответы детей:
1. Черепахи хорошо различают запахи.
2. Черепахи имеют хорошее зрение.
3. Они прекрасно слышат.
4. Они питаются растениями.
- Черепаха хорошо реагирует на интонацию голоса: если с ней ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать, а если ругать, то спрячется в панцирь.
- Ещё в пустыне живут удивительные зверьки – тушканчики (Иллюстрация «Тушканчики»).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Тушаканчик – ?осая?. (Хоровые и индивид. ответы).
- Их называют – «земляными зайцами». Почему их называют «земляными зайцами»? Что есть у тушканчика как у зайца? (Уши как у зайца).
- А это что? (Хвост). У кого такой хвост? (Хвост как у льва).
- Лапки, как у какого зверя? (Лапки как у кенгуру).
- Днём тушканчики прячутся в норах, а выходят добывать себе пищу вечером, когда стемнеет.
- Вот, ребята, некоторые представители животного мира пустыни. Чтобы нам лучше запомнить их, давайте ещё раз повторим (индивид. ответы: верблюд,черепаха, тушкачик).
- Ребята, я вижу, что вы устали и предлагаю вам отдохнуть.
-Балалар, т?рамыз,улкен шенбер курамыз.
Физминутка.
Раз, два нужно встать.
Глубоко вздохнем опять.
Три, четыре, все присядем,
Руки вверх, ладошки рядом.
Мы попрыгаем немножко,
И помашем всем ладошкой.
Улыбнуться нужно нам,
Возвращаемся к делам.
- Отырындар, балалар.
- Ребята, вам понравилось путешествие по пустыне? (ДА). Но мы с вами не успели побывать в одном интересном месте. Я предлагаю всем отправиться туда. Куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если послушаете стихотворение (Звучит музыка).
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье!
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь ветры любят песни петь,
А зовётся это степь. (Картина «Степь»)
- Степь красива особенно весной, когда много зелени и цветов.
- Ребята, в степи живёт тоже много интересных животных. Вот одно из них.(Иллюстрация «Кулан»).
- На какое животное оно похоже? (На дикую лошадь).
- Но отличается от неё более длинными ушами и коротким хвостом с кистью на конце. Это кулан.
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Кулан – ?улан – хоровые и индивид. ответы.