Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.5-6 классы.
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики,воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:
№ п/п
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Актуализация знаний
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.)
Предоставляет материалы,позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца.
Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:
- Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни?
Рассматривают рисунки.(Р)
Рассуждают,вспоминают,
отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.)
Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П)
Демонстрирует словосочетание:
«Солнечная система».
Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.
Задаёт вопрос:
-Как вы понимаете слово система?
-Какие небесные тела вы знаете?
Анализируют,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)
Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
2.
Создание проблемной ситуации
-Что для вас Вселенная?
-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?
Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.
Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)
Проявляют познавательную инициативу (П,К.)
3
Целеполага-ния
Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Организует работу с учебником на стр.25.
Работают с учебником,
находят определение «Солнечной системы,читают.(П)
4
Изучение новой темы
Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:
-Что у меня в руках?
-Что изображает модель глобуса?
-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.
Обоснуйте свой ответ.
Организует работу с глобусом.
Вопрос-обобщение:
-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?
Знакомит с новым понятием «Мировой океан»
Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.
Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
Высказывают свои предположения.(К,Л.)
Обобщают результаты наблюдений (П)
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П)
Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р)
Закрепляют новое понятие вслух.(П,К)
Даёт задание сформулировать тему урока.
Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р)
Организует работу в тетради и с учебником.
Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы».
Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:
-Какую форму имеют планеты?
-Сравни их по размерам.
-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)
-Какая планета расположена ближе всех к Солнцу.Возможна ли жизнь на этой планете?
Почему?Обоснуйте.
-Дай описание поверхности планеты Венера (исп.рис.20 стр.27)
-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?
Работают с текстом учебника,анализируют рис.19.(П)
Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р)
Создаёт проблемную ситуацию.
- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?
Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы)
Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние,держим в руке тает-жидкое,нагреваем-испаряется)
Вопрос:
- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.
Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)
Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки:атмосферы,гидросферы, литосферы.(П,)
Закрепление.
Проверяет усвоение нового материала:
1.Организует работу на установку соответствия понятий.
Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию:
Атмосфера-воздушная оболочка;
Гидросфера-водная оболочка;
Биосфера-оболочка,заселённая живыми организмами;
Литосфера-твёрдая оболочка.
Проводят корректировку по ситуации.
2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:
Мировой океан-это
А) массивная часть суши материков
Б) гигантское созвездие Вселенной
В) непрерывное водное пространство
Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы: