Базовый учебник: География: учеб. для 5-6 класса общеобразоват. учреждений / А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.- М.: Просвещение, 2014. – 192 с.;
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Базовый учебник: География: учеб. для 5-6 класса общеобразоват. учреждений / А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.- М.: Просвещение, 2014. – 192 с.;
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-планета Солнечной системы»
№ п/п
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Актуализация знаний
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке
Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует детские рисунки, где есть изображение Солнца.
Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:
- Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни?
Рассматриваютрисунки.
Рассуждают, вспоминают, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.
Делают выводы, что Солнце - источник тепла, света.
Демонстрируетсловосочетание:
«Солнечная система».
Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.
Задаёт вопрос:
-Как вы понимаете слово система?
-Какие небесные тела вы знаете?
Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.
2.
Создание проблемной ситуации
-Что для вас Вселенная?
-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?
Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.
Проявляют познавательную инициативу
3
Целеполага-ния
Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Организует работу с учебником на стр.20.
Работают с учебником,
находят определение «Солнечной системы», читают. стр.20
4
Изучение новой темы
Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:
-Что у меня в руках?
-Что изображает модель глобуса?
-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.
Обоснуйте свой ответ.
Организует работу с глобусом.
Вопрос-обобщение:
-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?
Знакомит с новым понятием «Мировой океан»
Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.
Высказывают свои предположения.
Обобщают результаты наблюдений
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.
Вступают в диалог, систематизируют свои знания.
Закрепляют новое понятие вслух.
Даёт задание сформулировать тему урока.
Формулируют тему урока. Анализируют предстоящую работу.
Организует работу в тетради и с учебником.
Записывают тему урока: «Земля – планета Солнечной системы».
Записывают определение Солнечной системы стр.20.
Организует работу в группах по учебнику cтр. 19 «Планеты солнечной системы» и карточками с вопросами:
-Какую форму имеют планеты?
-Сравни их по размерам.
-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)
- Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете?
Почему? Обоснуйте.
-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?
Работают с текстом учебника и карточками, анализируют рис.12.
Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?
Организует работу с текстом учебника (стр.20,21)
Знакомятся с новыми понятиями, выписывают новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений и их формулировку.
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд - твёрдое состояние, держим в руке тает - жидкое, нагреваем -испаряется)
Вопрос:
- Что общего между результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.
Анализируют опыт, сопоставляют информацию, полученную из учебника. Делают выводы.
Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы.
Закрепление.
Проверяет усвоение нового материала:
1.Организует работу на установку соответствия понятий.
Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию: