kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по географии "Земля - часть солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по географии "Земля - часть солнечной системы"»

Урок: «Земля – часть Солнечной системы»

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Тип урока:

 Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Дата

23.10.2015 г.

Авторы УМК:

  1. В.П.Дронов, Л.Е. Савельева :География. Землеведение 5-6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. - М.: Дрофа, 2015.

  2. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева: География. Землеведение 5-6 классы. Рабочая тетрадь для уычащихся

Цели урока:

1) сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части;

2) продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.

Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.

Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Универсальные учебные действия:


Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование:

компьютер, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.

Образовательные технологии

Проблемно-диалоговые технологии, обучение в сотрудничестве, системно-деятельностный подход , здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии













Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

№ п/п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.)

Предоставляет материалы,позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца.

Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:

- Почему дети любят рисовать Солнце?
Какова его роль в жизни?


Рассматривают рисунки.(Р)



Рассуждают,вспоминают,

отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.)

Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П)

Демонстрирует словосочетание:

«Солнечная система».

Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.

Задаёт вопрос:

-Как вы понимаете слово система?

-Какие небесные тела вы знаете?




Анализируют,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)



Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

2.

Создание проблемной ситуации

-Что для вас Вселенная?

-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?

Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)

Проявляют познавательную инициативу (П,К.)

3

Целеполагания

Создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Организует работу с учебником на стр.25.

Работают с учебником,

находят определение «Солнечной системы,читают.(П)

4

Изучение новой темы

Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:

-Что у меня в руках?

-Что изображает модель глобуса?

-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.

Обоснуйте свой ответ.

Организует работу с глобусом.

Вопрос-обобщение:

-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?

Знакомит с новым понятием «Мировой океан»

Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

Высказывают свои предположения.(К,Л.)


Обобщают результаты наблюдений (П)



Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П)


Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р)


Закрепляют новое понятие вслух.(П,К)

Даёт задание сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р)

Организует работу в тетради и с учебником.

Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы».

Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)

Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:

-Какую форму имеют планеты?

-Сравни их по размерам.

-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)

-Какая планета расположена ближе всех к Солнцу.Возможна ли жизнь на этой планете?

Почему?Обоснуйте.

-Дай описание поверхности планеты Венера (исп.рис.20 стр.27)

-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?


Работают с текстом учебника,анализируют рис.19.(П)

Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р)

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?

Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы)




Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)

Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние,держим в руке тает-жидкое,нагреваем-испаряется)

Вопрос:

- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.

Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)



Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки:атмосферы,гидросферы, литосферы.(П,)


Закрепление.

Проверяет усвоение нового материала:

1.Организует работу на установку соответствия понятий.

Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию:

Атмосфера-воздушная оболочка;

Гидросфера-водная оболочка;

Биосфера-оболочка,заселённая живыми организмами;

Литосфера-твёрдая оболочка.

Проводят корректировку по ситуации.

2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:

Мировой океан-это

А) массивная часть суши материков

Б) гигантское созвездие Вселенной

В) непрерывное водное пространство

Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы:

А)находятся ближе к Солнцу

Б)состоят из газообразных веществ

В) состоят из твёрдого вещества

Г)имеют небольшие размеры

Д)быстро вращаются вокруг оси.

Е)находятся дальше от Солнца

Ж)медленно вращаются вокруг оси.

Демонсрируют знания,пониманимание причинно-следственных связей.(П)

Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л)


Итог урока.

Рефлексия.

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке».

Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания:

- «И на Марсе будут яблони цвести. ? !...»

Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л)

Записывают домашнее задание в дневник.(Р)

Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю.(Л)

Прощается с учащимися.

Прощаются, организуют дежурство (в классе.(К.Л.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка по географии "Земля - часть солнечной системы"

Автор: Лысенко Лариса Викторовна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Проект урока "Земля - планета Солнечной системы""
    ["seo_title"] => string(46) "proiekturokaziemliaplanietasolniechnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "278403"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453072984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка по географии "Земля - часть солнечной системы"Литосфера и рельеф Земли""
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia_razrabotka_po_ghieoghrafii_ziemlia_chast_solniechnoi_sistiemy_litosfiera_i_riel_ief_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "345715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474790292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, географии и математике. Сценарий мероприятия: “Знатоки наук»"
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaiarazrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiapobiologhiighieoghrafiiimatiematikiestsienariimieropriiatiiaznatokinauk"
    ["file_id"] => string(6) "260125"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448898104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства