Тип урока: | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Дата | 23.10.2015 г. |
Авторы УМК: | В.П.Дронов, Л.Е. Савельева :География. Землеведение 5-6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. - М.: Дрофа, 2015. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева: География. Землеведение 5-6 классы. Рабочая тетрадь для уычащихся |
Цели урока: | 1) сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части; 2) продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. |
Задачи урока: | Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём. Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта. Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах. Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты. |
Универсальные учебные действия: | Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Оборудование: | компьютер, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии. |
Образовательные технологии | Проблемно-диалоговые технологии, обучение в сотрудничестве, системно-деятельностный подход , здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии |
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Актуализация знаний | Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.) |
Предоставляет материалы,позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца. Задаёт вопросы, способствующие развитию логики: - Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни? | Рассматривают рисунки.(Р) Рассуждают,вспоминают, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.) Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П) |
Демонстрирует словосочетание: «Солнечная система». Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания. Задаёт вопрос: -Как вы понимаете слово система? -Какие небесные тела вы знаете? | Анализируют,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П) Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.) |
2. | Создание проблемной ситуации | -Что для вас Вселенная? -Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему? Подводит к понятию формулировки Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П) Проявляют познавательную инициативу (П,К.) |
3 | Целеполагания | Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Организует работу с учебником на стр.25. | Работают с учебником, находят определение «Солнечной системы,читают.(П) |
4 | Изучение новой темы | Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы: -Что у меня в руках? -Что изображает модель глобуса? -Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина. Обоснуйте свой ответ. Организует работу с глобусом. Вопрос-обобщение: -Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан? Знакомит с новым понятием «Мировой океан» Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.) Высказывают свои предположения.(К,Л.) Обобщают результаты наблюдений (П) Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П) Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р) Закрепляют новое понятие вслух.(П,К) |
Даёт задание сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р) |
Организует работу в тетради и с учебником. | Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы». Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.) |
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами: -Какую форму имеют планеты? -Сравни их по размерам. -Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км) -Какая планета расположена ближе всех к Солнцу.Возможна ли жизнь на этой планете? Почему?Обоснуйте. -Дай описание поверхности планеты Венера (исп.рис.20 стр.27) -Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу? | Работают с текстом учебника,анализируют рис.19.(П) Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р) |
Создаёт проблемную ситуацию. - Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты? Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы) | Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.) |
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние,держим в руке тает-жидкое,нагреваем-испаряется) Вопрос: - Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли. | Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р) Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки:атмосферы,гидросферы, литосферы.(П,) |
| Закрепление. | Проверяет усвоение нового материала: 1.Организует работу на установку соответствия понятий. | Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию: Атмосфера-воздушная оболочка; Гидросфера-водная оболочка; Биосфера-оболочка,заселённая живыми организмами; Литосфера-твёрдая оболочка. Проводят корректировку по ситуации. |
2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме: Мировой океан-это А) массивная часть суши материков Б) гигантское созвездие Вселенной В) непрерывное водное пространство Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы: А)находятся ближе к Солнцу Б)состоят из газообразных веществ В) состоят из твёрдого вещества Г)имеют небольшие размеры Д)быстро вращаются вокруг оси. Е)находятся дальше от Солнца Ж)медленно вращаются вокруг оси. | Демонсрируют знания,пониманимание причинно-следственных связей.(П) Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л) |
| Итог урока. Рефлексия. | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке». Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания: - «И на Марсе будут яблони цвести. ? !...» | Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л) Записывают домашнее задание в дневник.(Р) Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю.(Л) |
Прощается с учащимися. | Прощаются, организуют дежурство (в классе.(К.Л.) |