Просмотр содержимого документа
«" Западная Сибирь"»
Открытый урок по географии в 8 классе
Тема урока: Западная Сибирь
Цели и задачи урока:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения региона
- воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.
Задачи:
Тип урока: обучающий с использованием ИКТ.
Учебно-наглядные пособия, оборудование:
Презентация «Западная Сибирь».
Компьютер.
Экран и проектор.
Учебник «География. Природа России. 8 класс». Е.А.Жижина, Н.А.Никитина
Атлас «География России. 8 класс».
Контурные карты. 8 класс.
Карта Западной Сибири.
Ключевые термины: Место проведения урока: кабинет географии.
Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Садитесь. К уроку все готовы? Кто сегодня отсутствует? (учитель отмечает отсутствующих в классе). Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь
Проверка знаний. На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют - Сибирь. Откуда появилось такое название? Об этом мы узнаем из сообщения ( Ф.И. ученика)
Название Сибирь появилось на карте в 16 веке, происходит от слова «Сибир» (шибур)- название группы финно-угорских народов .
Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной.
Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка:
«Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингис-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.
Версии, связанные с какой-либо этнической группой (считается, что они вообще не затрагивают этимологию, но помещаются тут как вероятные версии):
По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее он стал применяться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.
По версии В. Софронова, от тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых (сыбыр), по мнению автора версии, фактически означает «местные» (ы/ир — мужчины, народ, люди; сибэ/у — россыпь, бросить на землю; досл.: «рассеянные [живущие] тут люди»).
Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. В таком значении топоним впервые упоминается у иранских авторов XIII века, обозначение «Sebur» в первый раз встречается на карте в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол и по среднему Иртышу.
Но геополитическое применение слова «Сибирь» связано обозначением всех территорий, лежащих к востоку от Волги. В послании к королеве Елизавете (1570 г.) Иван Грозный так и называл себя: «Государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, земли Черниговский, Рязанский, Полоцкий, рос… (часть слова не сохранилась) и всея Сибирские земли».
В конце 15 века русские проникли на Иртыш , а на рубеже 15-16 веков в низовье Оби. Особенно много сведений сохранились о походе в Сибирь казака Ермака Тимофиевича .Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области. М.В.Ломоносов говорил : «Российское могущество прирастать будет Сибирью.» Его гениальная прозорливость подтвердилась . Сибирь оказалась кладом богатств.
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать Западную Сибирь, а поможет нам в этом презентация «Западно - Сибирская равнина »(слайд №1).
Открываем учебник,§16-й на странице 55 и запишите сегодняшнюю дату и тему урока в тетрадь.
Девиз урока: «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И.В.Гете).
В поэме поэта Т. Твардовского « За далью – даль» говорится:
Урал! Невольною печалю
Я отдаю прощанью дань…
А за Уралом – Зауралье,
А там своя, иная даль
Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?
Учитель: Сибирь- с китайского «Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке – показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь – дремучий лес. Раньше само слово «Сибирь» холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о ссылке. Недаром говорили: «кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири.
А что для вас значит Западная Сибирь? Закончите предложение «Западная Сибирь – это….».
У большинства эти представления ассоциируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не совсем не так. Перед нами стоит задача – выявить уникальные черты природы Западной Сибири, выделяющие среди других природных районов России. Для этого нам нужно ответить на вопросы.
«Западная Сибирь, где ты находишься?»
Итак, а теперь мы познакомимся с географическим положением Западной Сибири.Запишите в тетрадь. 1. Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины 2745 тыс. кв. км (две тысячи семьсот сорок пять). На ее просторах свободно могли бы разместиться отдельные страны.
2. Определим границы Западно-Сибирской равнины. (Работа с картой)
Граница равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи:
На севере - береговая линия Карского моря;
На юге – подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира, и Кузнецкого Алатау;
На западе – восточные предгорья Урала;
На востоке – долина р. Енисей;
Западная Сибирь - это низкая, плоская сильно заболоченная равнина. Это основная нефтегазоносная база России.
. Западная Сибирь пересекается с Северным полярным кругом. 2
III. Закрепление нового материала
IV Домашнее задание :
Подготовить сообщения:
о минеральных ресурсах Западной Сибири;
о причинах заболоченности Западно-Сибирской равнины;
о влиянии заболоченности на хозяйственную деятельность человека и путях улучшения природы;
об опыте гармоничных отношений местных жителей (на примере селькупов, ханты, ненцев)
Подведение итогов урока.
Учитель: - Что вы узнали нового на уроке?
(Учащиеся высказываются.)
Учитель: Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу на смайликах, которые я вам сейчас выдам, дорисовать рот: весёлый - если вы всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения. Спасибо за урок ребята, до свиданья!