МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
Тема урока: Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения.
Урок географии
8 класс
Урок составила
учитель географии
Болякова Людмила Александровна
Урок географии
Тема урока: Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения.
Цель: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
Задачи:
Обучающие: Дать представление о природных ресурсах и условиях Западной Сибири. Продолжить работу по формированию умений и навыков чтения и анализа карт.
Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формировать умение работать с литературой, картами, таблицами.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности. Воспитание чувства любви к Родины.
Слайд 1
Организационный момент
Гляжу в глаза друзей-учеников
Ищу я в них пониманья и терпенья
Сегодня совершим немало мы трудов
Для получения новых знаний и умений
Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок. Я надеюсь на доброе плодотворное сотрудничество с вами, которое обогатит нас новыми знаниями.
Слайд 2
Давайте на минутку прислушаемся к себе и оценим своё состояние в начале урока: если у вас радостное настроение, нарисуйте солнышко, если не совсем, пусть тучка набежит, а ели уж совсем никак, нарисуйте дождик. Покажите мне. Хорошо, я вижу у кого то есть тучки и даже один дождик. Я надеюсь, что к концу урока на всех рисунках засияет солнышко.
Итак, мы начинаем урок, а какой же урок без темы, давайте попробуем её угадать.
Слайд 3
Вам предлагается разгадать несколько загадок, ключевые слова-ответы, послужат в формулировке темы.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!(вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.(вода)
Позади аэродром.
Мы летим часа четыре.
Видим тундру под крылом,
А потом – леса Сибири.
Там зимой метёт пурга.
Этот хвойный лес – ... (Тайга.)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур.(Тундра)
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны.
(лес)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
(Руда)
Слайд 4
Учитель: Итак, посмотрите какие ключевые слова, получились вода, тайга, сосна, лес, руда, нефть. Как все это можно назвать, одним словом? Полезным для человека. Правильно ресурсы, природные ресурсы! Ну а какой район России мы начали изучать на прошлом занятии? Правильно Западная Сибирь. Объединяем слова и получаем тему урока:
Слайд 5 - 6
Тема: Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения.
«Всем Сибирь щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами
Приезжайте…Увидите сами!»
Казимир Лисовский.
Учитель: главная цель нашего урока это познакомится с природными ресурсами Западной Сибири, выяснить проблемы их освоения, а также создать коллаж, отражающий суть темы урока.
Первое что мы сделали, это разделились на группы, каждая группа получила своё название, в каждой группе есть эксперт, который будет не только распределять обязанности в группе, но и оценивать работу каждого члена этой группы.
Теперь вы получаете пакет заданий, над которыми вы будите работать в течении урока.
Слайд 7
Актуализация знаний
Задание первое. Применительно ли к Западной Сибири? Объяснить, почему да или нет.
Работа в группах: Геоморфологи климатологи, гидрологи, биогеографы. Анализ с выводом
Слайд 8
Изучение новой темы
Учитель: задание второе в ваших конвертах найдите материал, который относится ко второму заданию, а так же используя текст на стр 227 уч. География России автор Раковская Э.М . Разделите обязанности в группе кто за что отвечает, подготовьте ответ по плану.
Понятие о природных условиях
Понятие о природных ресурсах
Проблемы освоения характерные для вашей группы
Примерные ответы
Слайд 9 - 10
1 - биогеографы отвечают В 16 веке – ценная пушнина (песцы, белка, норка), дичь.
Слайд 11 - 13
2- климатологи отвечают В 18 веке – зерновые и кормовые ресурсы степной и лесостепной зон Барабинская низменность производилось самое дешёвое сливочное масло в России. В 20 век Тайга - ценная древесина Тундра-пастбище оленей
Слайд 14 – 15
3 - гидрологи отвечают всегда реки неизменный источник промысловых рек, и транспортная артерия
Слайд 16 - 18
4- геоморфологи отвечают В середине 20 века (50 – 60г) минеральные ресурсы.
Слайд 19
Закрепление темы
Учитель: задание третье оформить коллаж, используя второй пакет в котором подготовлены рисунки, отражающие природные ресурсы. Эксперты оцените работу членов группы
Рефлексия
Учитель: Придумайте прилагательные характеризующие Сибирь по первым буквам слова
А теперь выберите смайлики на столе и покажите их мне и своим друзьям, ну вот я вижу, мы не плохо по работали и ваше настроение стало лучше
Задание на дом
Составьте ребусы по пройденной теме, прочитать параграф 39
Литература
Баринова И. И., Ром В. Я. География России: Методическое пособие. 8—9 кл. М.: Дрофа, 1997.
Баринова И. И., Дронов В. П., Пятунин В. Б. Дидактические материалы по географии России: 8—9 кл. М.: Просвещение, 1996.
Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл. М.: Дрофа, 1999.
География. Природа России 8 кл: Поуроч. планы по уч. Раковская /Авт. - сост. Н.Н. Перепечева.- Волгоград: Учитель, 2005
География. Природа России 8 кл: Поуроч. планы по уч. Раковская /Авт. - сост. М.А. Малиновская.-Волгоград, 2004.
Дронов В. П., Ром В. Я., Баринова И. И., Понурова Г. А. Методическое пособие по географии России. 8—9 кл. М.: Просвещение, 1993.
Жижина Е.А Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: ВАКО, 2007
Раковская Э. М. и др. Природа России. учеб. для 8 кл. М.: Просвещение, 1997.
Раковская Э. М. рабочая тетрадь по географии: 8 кл.- М.: Просвещение, 2001
Раковская Э. М. Методическое пособие по курсу «География: природа России»: Кн. Для учителя .- М.: Просвещение, 2001
Школьные географические атласы. 8, 9 М: Дрофа, 1999
Интернет источники