Просмотр содержимого документа
«О «белых пятнах» в истории юго-западной сибири и северного казахстана»
Тюлембаев А. К.
Преподаватель, магистр истории, Лицей при КазГАСА, г. Алматы, Республика Казахстан
О «БЕЛЫХ ПЯТНАХ» В ИСТОРИИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА
За годы независимости историография Казахстана сделала значительный шаг в изучении многих малоизвестных и ранее даже запрещенных проблем казахской истории. Изменился сам подход в рассмотрении многих ключевых вопросов этногенетических и политических процессов. Но даже сейчас можно выделить целый ряд аспектов истории Казахстана, которые не получили соответствующего освещения в казахской исторической науке. В их числе и история северного региона республики и взаимосвязи ее с историей Сибири.
Северный Казахстан, включающий территории Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областей, в исторической науке был своеобразным белым пятном. Отдаленность от основных центров средневековой культуры и научной жизни обусловили малочисленность письменных источников. В археологическом плане этот регион также слабо изучен. Казахстанские археологи предпочитают исследовать средневековые памятники Семиречья и юга Казахстана. Во многом именно из-за этого сегодня мало что известно об истории региона в Х-ХУП веках. Однако это не означает, что здесь не было истории. Напротив, средневековый Северный Казахстан имеет богатое событиями прошлое [1].
Важным аспектом является этногенетические процессы на территории изучаемого региона. И здесь необходимо отметить следующее, что этногенез казахского народа является одной из слабоизученных проблем истории Казахстана. И тем более это является актуальным при освещении этнических процессов в Северном Казахстане.
Несмотря на значительные усилия казахстанской исторической школы в последнее время, история и этнология Казахстана до сих пор находится лишь на этапе сбора и классификации фактов [2]. В особенности это касается нашего региона. Этногенетические и политические связи нашего края с сопредельными территориями фактически не рассматривались. Да и сам северный регион был мало изучен и практически не освещен в казахской исторической науке.
В данной статье предпринимается попытка рассмотреть практически ранее не исследовавшиеся этногенетические связи населения Северного Казахстана с насельниками Юго-Западной Сибири, их историческое и культурное родство. При этом мы исходили из того, что этногенетиче- ская история самого Северного Казахстана была мало изучена.
С этой точки зрения особый научный интерес представляет историко-культурное развитие Северного Казахстана, которому присущ муль- тикультурализм. В его основе трансграничное положение региона - своеобразной транзитной зоны, через которую осуществляется движение народов, культур, конфессий. Северному Казахстану, в силу трансграничного взаимодействия с Урало-Сибирским регионом, где шел процесс соприкосновения оседло-земледельческого и кочевого миров, перехода лесостепной к степной зоне, присущи определенные специфические черты культурно-исторического развития. Именно здесь складывается особое взаимодействие тюркских и финно-угорских народов Сибирского региона. И, наконец, этот регион стал тем сопредельным регионом, откуда началась колонизация казахской степи Российской империей.
Политические события ХУ1 века способствовали разделению некогда единого этнополитического региона. Ведь Северный Казахстан был составной частью огромного региона со своеобразной, самобытной культурой. С падением Сибирского ханства произошел распад связей некогда единого этнического поля. Но в каждом этносе остались такие компоненты, как материальная и духовная культура, историческая память, этническое самосознание, что в совокупности позволяет нам говорить об этническом, генетическом и культурном родстве изучаемых этносов.
И поэтому хотелось бы отметить некоторые аспекты истории Сибири и Казахстана. История Сибири писалась, прямо скажем, своеобразно. Так, начало истории Сибири ведется с тех пор, как русские о ней услышали. В 1032 году новгородцы, как записано в «Повести временных лет», впервые проникли в устье Оби, и с этих пор в русской историографии отсчитывается история Сибири. В более популярных работах и того проще - начало истории отсчитывается с похода Ермака. Скажем, если китайские историки напишут историю России, в которой она будет отсчитываться со времени первого посольства, пришедшего в Пекин в 1619 году, то в России будут громко и долго протестовать. Хотя, подход совершенно логичен. С точки зрения китайцев, история России начинается именно с этого времени, когда русские, наконец, немного поднялись из своего варварства, пришли в Срединное государство и принесли клятву верности императору. Историки длительное время старательно не замечали тесных связей Сибири со Средней Азией и Передним Востоком - одним из центров мировой цивилизации, собственной сибирской государственности, обширной и богатой событиями внутренней истории и высокой городской цивилизации. Одной из причин искажения истории Сибири стала граница. Это может показаться странным, но граница русских владений в Сибири и на Алтае внесла большой вклад в отрыв истории Сибири от истории сопредельных регионов, с которыми были давние и прочные связи, и от народов, там живших. Граница, установленная в начале XVIII века в Западной Сибири, и в 1723 году на Алтае, искусственно отделила Сибирь от Центральной Азии. Собственно, это был чисто политический раздел, который перешел в область исторических исследований. Это произошло потому, что Сибирь, попавшая под власть России, стала изучаться научными экспедициями с 20-х годов
века (довольно тщательные и подробные исследования провели Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин и другие исследователи). А вот казахская степь, Семиречье, междуречье Сырдарьи и Амударьи, а также Монголия оказались за пределами этого научного изучения вплоть до конца XIX века. В это время они воспринимались как сопредельные территории, их описанием занимались военные и дипломаты. Упор, понятно, делался на современное положение. Когда в 20-30-е годы
века началось систематическое изучение восточных письменных источников, главным образом арабских, персидских и китайских, положение изменилось с точностью до наоборот. Полем для этого научного востоковедения стала только Центральная Азия, тогда как Сибирь, несмотря на очевидную географическую связь с южными регионами и известные факты истории, из рассмотрения востоковедами исключалась. Поразительно, но факт. Казахское ханство относилось к такому востоковедению, и его история изучалась по восточным источникам, а Сибирское ханство - нет. Стоит отметить, что связь Сибирского ханства с Бухарой и родом Шейбанидов, правивших там, всегда была широко известна. Но ученые предрассудки обычно брали верх над логикой и фактами. Окончательное закрепление положения произошло чисто административным путем. При образовании Казахской ССР северные области Казахстана оказались за пределами основных территорий Сибири, оказались оторванными от общей для нас истории Сибири и истории Казахстана. Это привело к весьма интересным последствиям. Граница сместилась к северу, сократив наиболее населенную часть Сибири до узкого, в 250-300 километров, коридора. Но это только часть дела. Административно изучение истории степи, главным образом казахов, но вместе с ними и всех остальных живших здесь народов, перешло в ведение Академий наук Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. А на долю сибирских историков осталось де-факто только археология и история русского завоевания Сибири. Начиная с 50-х годов ХХ века такой подход окончательно закрепился, вся дорусская история, известная по письменным памятникам, выпала из поля зрения сибирских историков. Огузы, жившие на Южном Урале и в степях, вплоть до Иртыша, оказались «в введении» туркменских историков только потому, что они были связаны с туркменами и Сельджукским государством. Кочевые узбеки, раннее ядро государства которых находилось на территории юга Западной Сибири, оказались «в ведении» узбекских историков. Кыпчаки и казахи оказались «в ведении» казахских историков. Не повезло кимакам, территория каганата которых впоследствии оказалась разделенной между Сибирью и Казахстаном, в итоге - сибиряки копали кимакские памятники, а казахи занимались письменной историей. Была попытка в 50х годах «передать енисейских кыргызов «в ведение» киргизских историков, но скоро стало ясно, что ничего хорошего из этого не получится. Политическая граница и «территориальное» размежевание в истории привели к тому, что целостность истории региона была утрачена. Тот же Кимакский каганат оказался разорван между учеными двух административных образований. Сибирские археологи изучали археологические памятники, оставленные кимаками, но не могли заниматься историей. И наоборот, казахские историки разрабатывали историю Кимакского каганата, но не могли заниматься археологией. О связях между регионами и государствами можно вообще не говорить. В условиях «территориализации» исторической науки это была самая крамольная тема, самая политически опасная. Вплоть до конца 80-х годов ХХ века допускался только один вид изучения связей - когда и как народы «добровольно присоединились» к России.
Просто рассмотрение современной физической карты Сибири, даже без обращения к историческим справкам, показывает, что никакого географического барьера, отделяющего Сибирь от Казахстана не существует. Это - единая территория, на западе ограниченная отрогами Южного Урала, на востоке - Саяно-Алтаем, на севере упирающаяся в границу таежных и болотных земель на правом берегу Оби. Собственно Обь и является северной границей этой территории, за которой начинаются малопригодные для жизни места. Эту всхоленную степную равнину пересекают с юга на север несколько крупных рек: Тобол, Ишим, Иртыш, Обь и Енисей на самом востоке. На юге, в самых верховьях этих рек, был водораздел притоков Иртыша, Оби и Сырдарьи, ныне известный под названием Казахского мелкосопочника. С южных склонов его стекали Сарысу и Тургай, впадавшие в Сырдарью. На западе казахской степи Эмба и Урал впадают в Каспийское море. Сейчас это место - или очень сухая степь, полупустыня, или даже пустыня, а в древности, когда режим увлажнения был другой, верховья левых притоков Оби и правых притоков Сырдарьи было очень благодатным, богатым травой и водой, местом. Сейчас сухие русла показывают, насколько густая там была речная сеть. На востоке этой области среди отрогов Саяно-Алтая есть несколько крупных речных долин: Оби, Чумыша, Катуни, Томи, Кондомы, Чулыма, Енисея. Из степного левобережья Оби есть лесостепной проход через среднее течение Томи и Чулыма в замкнутую котловину Енисея. Через верховья этих рек есть сообщение с южными склонами Саяно-Алтая. Эта территория и есть сибирский Туран, заселенный и освоенный тюрками в период с начала нашей эры до VTTT-ТХ веков. Это регион, отметим, включающий и обширные территории Северного Казахстана и Юго-Западной Сибири. Это места расселения тоболо- иртышской группы сибирских татар, проживавшей в центральной части бывшего Сибирского ханства в бассейне рек Иртыша и Тобола, а также кочевья степных и лесостепных казахских родов: кыпчак, найман, уак, аргын, конрат».
Говоря о сибирских татарах, не следует забывать и то, что русские в этот период все тюркоязычные народы, в том числе и казахов, называли татарами. Иртыш, Есиль и Тобол хорошо знали на Руси, в Казахском ханстве, Ногайской Орде и Средней Азии задолго до русского завоевания Сибири. Исследователь жизни Кучума, правителя Сибирского ханства, Абдиров М. считает, что основу его ханства составляли земли казахских племен: аргын, жалаир, карлык, канлы, керей, кыпчак, найман, табын и других, он отмечает, что в царство Кучума входила и северная часть современной Акмолинской области, Ишимо-Иртышские степи [3]. Также, например, вспомним то, что Н. М. Карамзин в своем труде называет Кучума «сыном Киргизского хана Муртазы», хотя не приводит при этом каких-либо ссылок на документы, подтверждающие такое происхождение Кучума. П. И. Небольсин также называет Кучума «степным киргизом», по- видимому, по той причине, что он пришел в Сибирь со своими отрядами с юга, из казахской степи [4]. Любопытно, что и Ч. Ч. Валиханов тоже считал хана Кучума казахом. В письме к профессору И. Н. Березину он пишет, что «Кучум был султан киргизский», хотя «во всех преданиях киргизских Кучум есть хан башкирский, а не султан киргизский» [5]. Исследователь Казахстана А. И. Левшин также упоминал о казахском происхождении Кучума. В своем известном труде он утверждал, что «Кучум, последний хан Сибирский, был сам Киргиз-Казак. Завладев Искером силой оружия, он необходимо должен был иметь около себя и войско, составленное из прежних соотечественников своих. Следовательно, Ермак и сподвижники его без всякого сомнения сражались с Казаками, или нынешними Киргиз-Казаками» [6].
Некоторые русские источники (например, Есиповская летопись) утверждали, что Кучум пришел в Сибирь из казахской степи, - подтверждение в пользу того, что Кучум был родом все-таки казах, управлявший казахскими племенами, жившими в степной зоне юга Сибири. Есиповская летопись (1636 г.) по этому поводу сообщает: «Прийде же степью ис Казачьи орды Кучум, Муртазаев сын, со многими воински людми к граду Сибири (Кашлыку) и овладев им, предал смерти Ядгара и Бекбулата и стал ханом над всеми землями Сибири. Он подчинил себе очень много народа и со всех собирал ясак». Кучум принадлежал к династии чингизидов, потомков Шейбани, и как представитель этой степной аристократии мог занять ханский трон где угодно: в Астрахани или Казани, Бухаре или Хиве, в Сибири или в Крыму - везде, где сохранились осколки Золотой Орды. Заметим, что в летописях и документах, как отмечал Н. М. Карамзин, правителей Сибирского ханства называют не иначе, как ногайскими или киргизскими (казахскими).
Интересно, что в 1721 г. Д. Г. Мессершмидту рассказывали: «...большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана и что они в древности были одинаковымс казахской ордой народом...». Н. А. Аристов также подтверждает, что: «...сибирские же татары, главным образом потомки прибывших в XV и XVI веках на Тобол и Иртыш с ногайскими и киргиз-казачьими князья желавшими властвовать над местными остяками вогулами...». Интересное свидетельство, фиксирующее связи казахов с сибирскими татарами, отмечено в 1597 г., когда из Москвы хану Кучуму была отправлена грамота, где говорилось: «...которые ногайские улусы, Тайбугин юрт, которые кочевали с тобою, от тебя отстали, на которых людей была тебе большая надежда ..., а иные пошли в Бухары и в Ногаи и в Казацкую Орду...». В заключение приведем мнение татарского историка Файзрахманова Г. Л., который в своем исследовании «История сибирских татар» (с древнейших времен до начала XX века) отмечает, что в ретроспективе сибирские татары складывались из коренного тюрко-язычного населения Сибири, казанских татар, мишарей, прибывших в разное время по разным причинам в Сибирь, сартов и бухарцев - среднеазиатских переселенцев и казахов, которые издревле чересполосно проживали в Сибири, башкир - ближайших соседей сибирских татар, телеутов - народов Саяно-Алтая и многих других. Таким образом, можно сделать вывод, что все указанные народы, в том числе и казахи, принимали участие в формировании сибирских татар и их языка. В конце хотелось бы заметить, что данная тематика требует дальнейшего рассмотрения и пристального изучения.
Список использованной литературы:
Кузембайулы А., Абиль Е. А. Казахская Сибирь. - Костанай, 1997, С. 36.
Абиль Е. Этногенез казахов. Опыт системного подхода. - Кустанай, 1997. С. 3.
Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. - Алматы, 1996. С. 74.
Копылов Д. И. Ермак. - Свердловск, 1974. С. 104.
Небольсин П. И. Покорение Сибири. Историческое исследование. - Спб., 1849. С. 39.
Левшин А. И. Описание киргиз-кайсацких или киргиз-казачьих орд и степей. - СПб., 1832. С. 49.
Файзрахманов Г. Л. История сибирских татар. - Казань, 2002. - 40 с.