kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Западная Сибирь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Главная цель педагогической деятельности: научить учащихся учиться. Основой обучения служит познавательный интерес учащихся и педагогическое мастерство учителя. Добиться поставленных целей и сделать следующие выводы позволили методы и приемы обучения, использованные при изучении регионов Сибири.

При планировании уроков необходимо учитывать и применять наиболее доступные для учеников методы и формы организации обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, проблемный, репродуктивный, которые помогут при изучении регионов Сибири в школьном курсе географии, позволят выявить перспективы развития регионов, выявить их географическую специфику; показать роль природы регионов в жизни общества, проблему их комплексного взаимодействия; подведут к пониманию сложности проблем освоения территории и возможных последствий воздействия человека на природу.

Проблемный метод обучения отражает логику решения проблем, а построение разработанных причинно-следственных цепей позволяет определить последовательность протекания явлений на территориях ЗСР, ССП, СВС, ГЮС.

Очень важным моментом в формировании географического образа территории Сибири, как огромной части России, является момент сравнения с другими регионами, где можно подчеркнуть индивидуальные черты, свойственные только одному региону, отличающие их от всех остальных.

Физиологические и психологические особенности развития учеников обуславливают различную скорость восприятия информации, особенности мышления, памяти. Поэтому с точки зрения методики, особое внимание уделено дифференцированному обучению, подобран и разработан разноуровневый материал, что дает возможность учащимся перейти с одного уровня на другой, повышенной сложности, что позволяет выявить одаренных учащихся. Главное при работе с такими учащимися: развить вкус к поисково-исследовательской деятельности, склонность выполнять сложные задания, мыслить логически и творчески.

Изучение комплексных проблем рационального использования природных ресурсов и условий, охраны природы направлено на то, чтобы школьники осмыслили сущность и значение комплексного подхода, что в природе все теснейшим образом связано, поэтому нельзя изолированно рассматривать проблему увеличения добычи полезных ископаемых, используя все большее количество ресурсов.

Опыт преподавания убеждает – эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний ? характеризуются показателями интеллекта, а преобразование знаний– креативностью (общими творческими способностями). Существует прямая зависимость между этими показателями. Интеллектуальный потенциал, логическое мышление позволяют на более высоком уровне формировать творческие способности, а это в свою очередь способствует приобретению новых представлений и навыков, повышению обучаемости (Л.А.Панчешникова, 1991).

Творчество, как правило, увязывается с понятием «игровая  деятельность». Поэтому я выбрала для проведения урока деловую игру - круглый стол - при изучении темы «Западная Сибирь» в IX классе. Тема круглого стола «Урал промышленный – Урал полярный: реальность, перспективы и целесообразность.

Вместе с классом распределяются роли. Недели 2-3 отводится на поиски необходимого материала в периодической печати и научной литературе (список необходимых книг вывешивается в кабинете).

Оставшиеся 1-2 недели с каждой группой или учеником ведётся индивидуальная работа, просматривается и прослушивается материал, который они подобрали по своей теме: обсуждается, вносятся изменения, добавления. Готовятся макеты, презентации. Такой тип урока позволяет проявить себя как успевающим, так и слабым ученикам. И по ходу урока это можно проследить.

Оформление класса; парты стоят по кругу, в центре- стол , на котором фрагмент карты с объемными условными знаками (уже известных учащимся) месторождений полезных ископаемых и проектная модель железнодорожных направлений по данному проекту. На столах учащихся ноутбуки, в которых файлы  с подобранным материалом по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Западная Сибирь »

Пояснительная записка


Главная цель педагогической деятельности: научить учащихся учиться. Основой обучения служит познавательный интерес учащихся и педагогическое мастерство учителя. Добиться поставленных целей и сделать следующие выводы позволили методы и приемы обучения, использованные при изучении регионов Сибири.

При планировании уроков необходимо учитывать и применять наиболее доступные для учеников методы и формы организации обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, проблемный, репродуктивный, которые помогут при изучении регионов Сибири в школьном курсе географии, позволят выявить перспективы развития регионов, выявить их географическую специфику; показать роль природы регионов в жизни общества, проблему их комплексного взаимодействия; подведут к пониманию сложности проблем освоения территории и возможных последствий воздействия человека на природу.

Проблемный метод обучения отражает логику решения проблем, а построение разработанных причинно-следственных цепей позволяет определить последовательность протекания явлений на территориях ЗСР, ССП, СВС, ГЮС.

Очень важным моментом в формировании географического образа территории Сибири, как огромной части России, является момент сравнения с другими регионами, где можно подчеркнуть индивидуальные черты, свойственные только одному региону, отличающие их от всех остальных.

Физиологические и психологические особенности развития учеников обуславливают различную скорость восприятия информации, особенности мышления, памяти. Поэтому с точки зрения методики, особое внимание уделено дифференцированному обучению, подобран и разработан разноуровневый материал, что дает возможность учащимся перейти с одного уровня на другой, повышенной сложности, что позволяет выявить одаренных учащихся. Главное при работе с такими учащимися: развить вкус к поисково-исследовательской деятельности, склонность выполнять сложные задания, мыслить логически и творчески.

Изучение комплексных проблем рационального использования природных ресурсов и условий, охраны природы направлено на то, чтобы школьники осмыслили сущность и значение комплексного подхода, что в природе все теснейшим образом связано, поэтому нельзя изолированно рассматривать проблему увеличения добычи полезных ископаемых, используя все большее количество ресурсов.

Опыт преподавания убеждает – эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний ‑ характеризуются показателями интеллекта, а преобразование знаний– креативностью (общими творческими способностями). Существует прямая зависимость между этими показателями. Интеллектуальный потенциал, логическое мышление позволяют на более высоком уровне формировать творческие способности, а это в свою очередь способствует приобретению новых представлений и навыков, повышению обучаемости (Л.А.Панчешникова, 1991).

Творчество, как правило, увязывается с понятием «игровая деятельность». Поэтому я выбрала для проведения урока деловую игру - круглый стол - при изучении темы «Западная Сибирь» в IX классе. Тема круглого стола «Урал промышленный – Урал полярный: реальность, перспективы и целесообразность.

Вместе с классом распределяются роли. Недели 2-3 отводится на поиски необходимого материала в периодической печати и научной литературе (список необходимых книг вывешивается в кабинете).

Оставшиеся 1-2 недели с каждой группой или учеником ведётся индивидуальная работа, просматривается и прослушивается материал, который они подобрали по своей теме: обсуждается, вносятся изменения, добавления. Готовятся макеты, презентации. Такой тип урока позволяет проявить себя как успевающим, так и слабым ученикам. И по ходу урока это можно проследить.

Оформление класса; парты стоят по кругу, в центре- стол , на котором фрагмент карты с объемными условными знаками (уже известных учащимся) месторождений полезных ископаемых и проектная модель железнодорожных направлений по данному проекту. На столах учащихся ноутбуки, в которых файлы с подобранным материалом по теме.




















Западная Сибирь

Цель курса – в контексте современных тенденций развития Уральского федерального округа сформировать у обучающихся целостное представление о проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный», как новом пространственном инструменте социально-экономического развития субъектов Российской федерации, входящих в Уральский федеральный округ.

Задачи курса:

1. Дать общую экономика – географическую характеристику района.

а) Оценить природно-ресурсный потенциал территорий округа с выявлением региональных особенностей и уникальных природных объектов.

б) Определить роль проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» в социально-экономическом развитии Уральского федерального округа и Российской Федерации.

в) Показать значение проекта для комплексного развития регионов федерального округа.

г) Охарактеризовать составные части проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

д) Показать этапы реализации проекта согласно концепции стратегического развития экономики Российской Федерации.

е) Дать представление об общих и региональных перспективах развития Уральского федерального округа в ходе реализации проекта.

2. Учить устанавливать взаимосвязи, выделять главные проблемы, прогнозировать результаты.

3. Воспитывать бережное отношение к природе своего края, его природно-ресурсному потенциалу.

Оборудование:

  • Физическая карта Западной Сибири;

  • Презентации учителя и учащихся, настольная карта минеральных ресурсов России.

Работа с картой:

  • Расставить значки минералов на карту

  • Нанести маркером транспортную систему приполярного Урала

  • Распределить (при помощи фишек) месторасположение энергетических объектов энергосистемы района

Ход урока.

УЧИТЕЛЬ – Координатор круглого стола

СЛАЙД №1

Давайте посмотрим на заставку экрана и прочитаем текст к слайду. Этими словами когда-то я начинала первый урок по теме «Западная Сибирь». И мы, действительно, увидели во всей красе этот край, но только заочно совершив этот экскурс. А главное, что мы убедились в том, что это действительно очень богатый край. Как же он впишется в модернизацию экономики России?

СЛАЙД №2

Сегодня часто говорят о проектах, которые призваны не только решить определенные задачи в области инфраструктуры, но и повлиять на модернизацию экономики страны за счет объединения усилий сразу нескольких отраслей. Таким важным проектом, который решает несколько задач, является реализуемый на территории Уральского федерального округа проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», захватывающий и территорию Западносибирского экономического района.

СЛАЙД №3

Комплексный инвестиционный проект представляет собой серию взаимосвязанных мероприятий по созданию четырех основных блоков: транспортного, энергетического, минерально-сырьевого и промышленного.

СЛАЙД №4 (http://www.cupp.ru/)

Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО (Уральский Федеральный Округ) в мае 2005 года в Челябинске.( http://www.cupp.ru/)

Сегодня за столом мы сегодня собрали экспертов по главным направлениям данного проекта и журналистов.

Для того чтобы наш разговор был состоятельным нам необходимо выяснить что представляет собой данный проект, на какой территории он расположен, какой экономический эффект он несет. Давайте перенесемся в Западную Сибирь и посмотрим на имеющиеся здесь ТПК, что в них входит и где они находятся. Это прояснит нам перспективу нашего вопроса.


ИГРА (презентация выводится на экран, на смену общей презентации).

Учащиеся сами выбирают вопросы. Вопросы взяты как повторение по предыдущим темам. (использована платформа http://www.uchportal.ru/load/66-1-0-5969)


ПРИМЕРНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ОТВЕТЫ ОТ УЧАЩИХСЯ:

Отраслями специализации Западной Сибири являются – нефтяная и газовая отрасли, добыча нефти составляет примерно 70% от российской, а добыча газа-92% от добычи газа в стране. Нефть и газ поставляются по трубопроводам в европейскую часть страны.

На базе нефти и газа, а также лесной промышленности в Западной Сибири сформирован западносибирский ТПК нефтегазохимической и деревообрабатывающей промышленности. Нефтехимия представлена заводами в г. Тобольске, Тюмени, Омске, Томске.

На юге Западной Сибири создан Кузнецко-Алтайский ТПК. Специализация предприятий на угольной промышленности (Кузбас) и металлургии, как мы видим отрасли работают на собственном сырье.


УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД №5

Как мы видим на карте, переработкой газа в Сургуте, Нижневартовске и Новом Уренгое пока еще не занимаются, приведите доводы «За» и «против» строительства нефтехимических комплексов (два уч-ся по желанию ведут полемику, высказываясь по очереди).

«За»

  1. Здесь имеется сырье

  2. Возможность использования попутного газа, сейчас он сжигается в факеле.

  3. Химическая переработка газа повысит его ценность в 10-15 раз

  4. Мы сможем экспортировать не дешевую нефть (сырец), а более дорогую химическую продукцию

«Против»

  1. Создание крупных комплексов очень дорого

  2. Средства на строительства выгоднее использовать на реконструкцию существующих химических комбинатов

  3. Концентрация химических производств резко осложнит экологическую ситуацию

УЧИТЕЛЬ:

И все-таки с точки зрения экономического эффекта строить комплексы все-таки надо.

Как мы видим, территория Западносибирского ТПК занимает большую площадь, но на территории восточного склона Урала тоже имеются минеральные ресурсы, только они совсем не освоены, надо отметить есть здесь не только нефть и газ, так необходимые промышленности.

ВОПРОС: У вас у каждого есть бирки с названием одного ресурса, как вы думаете, куда мы их должны прикрепить?

Предполагаемый ОТВЕТ: на восточный склон Уральских гор и север Западной Сибири. (бирки кладут на искомые месторождения на карту в центре класс)

БИРКИ соответствуют месторождениям на карте полезных ископаемых:

На территории Югры (Ханты-Мансийский АО) добываются россыпное золото, жильный кварц, имеются значительные запасы бурого и каменного угля. В горной части округа - на Приполярном Урале обнаружены железные руды, бокситов, меди, цинка, хрома, марганца, редкоземельных металлов, бентонитов.

Но это все пока в перспективе, что мы имеем на сегодняшний день в промышленности?

ЭКСПЕРТ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(дополнительная презентация учащегося, сопровождается ниже приведенным текстом или СЛАЙДЫ №6-11 учительской презентации)

На сегодня годовая потребность промышленности Урала в железной руде составляет около 36 тысяч тонн. Вследствие отработки базовых месторождений в Свердловской и Челябинской областях потребности металлургических заводов Урала за счет местного железорудного сырья удовлетворяются лишь на 35%. Еще 35% покрываются за счет поставок горнодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии - расстояние транспортировки 2000-2200 км, Кольского полуострова - расстояние 2700-3300 км, и из Сибири (Коршуновский ГОК) - расстояние 3200 км. Около 28% импортируется с Соколовско-Сарбайского комбината (Казахстан).

Другим дефицитным сырьем является хромовая руда. Сегодня при годовом потреблении промышленными предприятиями Урала 1,4 млн. тонн хромовых руд, из них до 1 млн. т в год завозятся на ферросплавные предприятия из Казахстана (Донской ГОК, расстояние 1500 км), а также с Полярного Урала через Северо-Западный федеральный округ (расстояние 2800-2900 км). Основными потребителями являются ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Серовский завод ферросплавов» и предприятия огнеупоров ОАО «Магнезит».

В настоящее время на Урале добыча хромитов осуществляется тремя предприятиями: ОАО «Сарановская шахта рудная» (Пермская область), производство товарной руды около 110 тыс. т в год товарной руды со средним содержанием 32,3%; ЗДО «Уралхром» (Свердловская обл.) — 10 тыс. т с содержанием 35%; ОДО «Конгор-Хром» на группе месторождений Рай-Из (Полярный Урал), добыча богатых руд составила в 2005 г. 600 тыс. т с содержанием хрома 40%.

Марганцевые руды (до 1,7 млн. т в год) завозятся на металлургические и ферросплавные предприятия Урала из Украины (расстояние транспортировки 2700-3100 км) и Казахстана (расстояние транспортировки 1000-2000 км).

Основные запасы меднорудного сырья сконцентрированы на 30 мелких месторождениях. Промышленные запасы на большинстве эксплуатируемых месторождений будут отработаны в ближайшие 10-15 лет. В 1970 году 78% уральских медных руд добывалось открытым способом, в 2005 г. их доля сократилась до 30%. Значительная трудоемкость добычи медной руды привела в последние годы к нерентабельности разработки многих месторождений, поэтому часть рудников законсервировали. Обеспеченность уральской промышленности медным сырьем не превышает 20%. Поставки остального сырья ведутся из-за пределов округа, а часть медного концентрата экспортируется из Казахстана.

Нарастающий дефицит горнорудного сырья может привести к окончательной деградации уральского промышленного комплекса, что создает угрозу национальной безопасности.  Ведь на Урале производится 38,5% российской стали, 37,5% готового проката чёрных металлов и 44,3% стальных труб. На Урале расположено и большинство основных оборонных предприятий страны.

Выход – в освоении ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала, это потребует строительства новых транспортных путей и расширения энергетической базы в округе. В результате реализации проекта будет создано более 50 новых предприятий, организовано 66 тысяч дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте, 3 тысячи — в лесной отрасли, 3,5 тысячи — в нефтедобыче. Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта увеличится почти на 150 тыс. человек.

Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» усилит конкурентные преимущества промышленности страны и исключит целый ряд угроз ее национальной безопасности.

ЖУРНАЛИСТ №1

Вопрос: почему В Ханты-Мансийском автономном округе введено в разработку гигантское Приобское месторождение нефти, ведь оно было признано не рентабельным в 90-е годы?

Эксперт по промышленности

Ответ: Это были происки лоббистов, на самом деле новая переоценка ресурсов показала, что извлекаемые запасы нефти более 2,4 млрд. т..



УЧИТЕЛЬ: БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ НЕТ?

Что же это за мегопроект, так назвали его в правительстве. Видео с места «приветствие» - Интернет-ролик. (идет без звука, озвучивает ученик – эксперт в области инноваций.

озвучка - 16 мая 2005 года президентом российской федерации было принято решение о необходимости реализации принципиально новых подходов , закладывающий прочный фундамент для роста экономики уральского федерального округа да и России в целом на десятилетия вперед, так родился проект «Урал промышленный Урал полярный». Его задача комплексное развитие регионов Уральского федерального округа, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, освоение природных запасов северных территорий Урала и Западной Сибири.

Территория УРФО, где предстоит реализовать проект, занимает 17 88 900 кв.км, что составляет 11% от площади Российской Федерации и превышает вместе взятые территории Германии, Франции, Великобритании и Испании. В состав округа входят: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-мансийские и Мало-Ненецкий автономные округа. Общая численность населения более 12,5 млн. чел. Через Урал проходит стык европейского и азиатского субконтинента здесь пролегают пути торговли и грузооборота. В УРФО находятся месторождения минерального сырья, 6% запасов нефти и 20% и 26% газа сосредоточены в Ханты-мансийском и Ямало-ненецком округах. Значительные запасы железных и титано-магнетовых медных руд, Цветных благородных и редких металлов, торфа, асбеста, драгоценных и полудрагоценных камней.

речь Путина:

«Чтобы привести в действие весь богатейший потенциал Урала, добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные проекты привлекающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед. Для этого необходимо расширять горизонты возможностей и дополнительные источники роста региональной экономики.» (В.В.Путин. из выступления 16 мая 2005 года)

ЖУРНАЛИСТ №2

Вопрос: почему проект был начат в 2005, а только в 2010 году начинает работать?

ЭКСПЕРТ в области инноваций

Ответ: недостатки проекта

  1. Высокая капиталоемкость проекта – стоимость проекта превышала 197 млрд. руб.

  2. Недострой участка дороги «Надым – Пангоды-Новый Уренгой-Корочаево».

  3. Проблема строительства второго моста через р. Надым.

  4. Дефицит источников финансирования, в связи с кризисом финансирование стало невозможным.

  5. Экономический кризис отложил реализацию некоторых планов, следовательно, возник риск неподтверждения грузовой базы проекта.

ЖУРНАЛИСТ №2

Вопрос: что этот проект дает промышленному комплексу?

ЭКСПЕРТ в области иноваций:

Ответ: именно реализация этого проекта даст возможность сформировать в Арктической зоне и в районе Полярного Урала крупный промышленный комплекс, новой инновационной экономики.

УЧИТЕЛЬ:

Итак мы выяснили, что главная задача проекта это комплексное развитие региона, а именно развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, освоение природных запасов северных территорий Урала и Западной Сибири.

В первую очередь рассмотрим транспортную инфраструктуру, слово предоставляется экспертам по транспорту.

ЭКСПЕРТ по транспорту №1 (презентация учащегося или слайды№12-15 презентации учителя)

В настоящее время мегопроект включает в себя строительство объектов транспортной инфраструктуры, автомобильных, железных дорог, масштабных мостовых переходов при этом уже подтверждена рентабельность строительного комплекса, а само строительство ведется с применением самых передовых технологий. Возведение трубопроводного транспорта Пурпе – Саматлор общей протяженностью более 400 км и проект и проектным объемом более 25 000 000 тонн в год.

Напомним, что ключевым направлением реализации транспортного блока проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" является возведение железнодорожной магистрали Северный широтный ход, которая пройдет по линии Обская - Надым - Коротчаево.

Одним из объектов инфраструктуры Северного широтного хода является строительство уникального мостового перехода через р. Надым. В нем предусмотрена реконструкция устаревшего участка линии от Надыма до Нового Уренгоя, строительство ветки Салехард — станция Обская, возведение более 70 мостовых переходов и двух гигантских, двухъярусных мостов — через реки Надым и Обь.

Сроки строительства: до 01.04.2016 г.

Финансирование строительства (Слайд с финансированием)

- 2011 год - 1 502 591 196 (один миллиард пятьсот два миллиона пятьсот девяносто одна тысяча сто девяносто шесть) рублей 00 коп. в ценах 2011 года, включая налоги и обязательные платежи;

- 2012 год - 3 765 512 996 (три миллиарда семьсот шестьдесят пять миллионов пятьсот двенадцать тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей 00 коп. в ценах 2012 года, включая налоги и обязательные платежи;

- 2013 год - 3 579 252 848 (три миллиарда пятьсот семьдесят девять миллионов двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок восемь) рубля 00 коп. в ценах 2013 года, включая налоги и обязательные платежи;

- 2014 год - 3 492 725 279 (три миллиарда четыреста девяносто два миллиона семьсот двадцать пять тысяч двести семьдесят девять) рублей 00 коп. в ценах 2014 года, включая налоги и обязательные платежи;

- 2015 год  - 1 765 996 405 (один миллиард семьсот шестьдесят пять миллионов девятьсот девяносто шесть тысяч четыреста пять) рублей 00 коп. в ценах 2015 года, включая налоги и обязательные платежи;

- 2016 год    - 162 745 963 (сто шестьдесят два миллиона семьсот сорок пять тысяч девятьсот шестьдесят три) рубля  00 коп. в ценах 2016 года, включая налоги и обязательные платежи.

ЖУРНАЛИСТ «2

Вопрос: Не будут ли созданы препятствий для осуществления традиционных промыслов коренных народностей Севера (оленеводства, рыболовства, охоты, добычи морских животных и др.)?

ЭКОЛОГ №1

Ответ:

  • в процессе строительства должны быть предусмотрены мероприятия по защите пути от снежных заносов, защите оснований сооружений и основной площадки земляного полотна от пучин и морозобойного растрескивания, защите откосов и насыпей от наледей и других криогенных процессов;

  • в местах пересечения трассой дороги путей миграции оленей необходимо предусмотреть оленепроходы. Положение мест оленепроходов  и их обустройство согласовать с представителями оленеводческих хозяйств;

  • ограничить нарушения растительно-мохового покрова за пределами подошвы земляного полотна и загрязнения подземных вод и открытых водоемов;

  • по окончании производства работ произвести полную уборку территории (вывезти мусор, всю технику и оборудование, пришедшее в негодность).

ЖУРНАЛИСТ №1

Вопрос: в связи со строительством транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта возникает вопрос, почему не сдвинуть эту дорогу к востоку? Ведь мы вмешиваемся в деятельность традиционных промыслов коренных народностей Севера (оленеводства, рыболовства, охоты, добычи морских животных и др.) а восточнее территория уже освоена.

ЭКСПЕРТ по транспорту №1

Ответ: Избранный для дальнейшего проектирования Горный вариант максимально приближен к угольным месторождениям с наибольшим грузооборотом, а также учитывает расположение оленьих пастбищ, прохождение нерестовых рек и другие экологические вопросы, необходима рабочая сила, далее здесь будут построены более 50 новых предприятий, сюда будет приток около150 тыс. человек, и здесь более устойчивый грунт, при строительстве это очень важно. Восточнее грунт более заболочен и стоимость всех работ выше.

ЖУРНАЛИСТ №1

Вопрос: Расскажите подробнее о транспортном коридоре

ЭКСПЕРТ ПО ТРАНСПОРТУ №2 (презентация учащегося или слайд№14 презентации учителя)

Подробнее о транспортном коридоре.

Строительство железной дороги "Полуночное - Обская", общая протяженность которой составляет 849 км. Планируемый объем грузоперевозок составляет от 16,6 млн. тонн в 2015 году до 35,8 млн. тонн к 2030 году. Протяженность железной дороги по территории Ханты-Мансийского автономного округа - 494 км. Железнодорожная линия "Полуночное - Обская" включена в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Автомобильная дорога "Агириш - Няксимволь - Саранпауль - Обская" будет строиться одновременно с железной. Ее протяженность составляет 795 км, в том числе непосредственно по территории округа - 547 км.

Создание транспортного коридора позволит не только обеспечить доступ к богатейшим горнорудным месторождениям Приполярного Урала, но и будет способствовать экономическому росту населенных пунктов автономного округа, расположенных у восточных склонов Урала, повышению комфортности проживания населения, развитию социальной инфраструктуры.

ЖУРНАЛИСТ №2

Вопрос: Существуют ли требования по экологической безопасности к компаниям, допущенным к проекту?

ЭКОЛОГ №2

Ответ: Требования по экобезопасности для всех участников проекта - а сегодня это около 25 компаний - одинаковы. В своей деятельности они обязаны использовать инновационные технологии, чтобы минимизировать ущерб природе Ямала.

«В данном районе большое количество биологических ресурсов — рыбы, дичи. Местные жители способны жить там только за счет данных ресурсов. Почти все реки, через которые пройдет железная дорога, являются нерестовыми, в них может исчезнуть рыба. Поэтому Реализация проекта будет происходить при участия ученых. 
В местах проведения строительств, на территории будут созданы природоохранные зоны. 

Проектом предусмотрены организационно-технические мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций в период строительства и эксплуатации объектов.

УЧИТЕЛЬ:

Я думаю ответ был исчерпывающим. Следующая составляющая проекта - электроэнергетика.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Вместе с экспертом вы должны на контурную карту нанести электростанции в ваших ноутбуках.

ЭКСПЕРТ по энергетике (презентация учащихся или слайд№16-20 презентации учителя) (презентация учащегося сопровождается рассказом и выставлением фишек с названием электростанций на карту)

При реализации проекта развития территории Приполярного Урала в регионе появляются новые крупные потребители электроэнергии:

  • магистральный железнодорожный транспорт;

  • предприятия топливной промышленности, создаваемые на базе месторождений бурых углей;

  • предприятия по добыче и обогащению рудного сырья для чёрной и цветной металлургии, химии и промышленности строительных материалов;

  • объекты инфраструктуры.

Общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям оценивается величиной 67-235 МВт на 2015-2020 годы.

Проектом предусмотрено строительство новых электростанций на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов мощностью около 6000 мегаватт. Это:

1. Электростанция в п. Харп 12 МВт – уже работает;

2. ПГУ ТЭС Полярная 500МВт– газотурбинная электростанция, строительство закончено;

3. ГРЭС Северо-Сосьвинская 1200МВт – это энергокомплекс, начато строительство в2010 году. Это инновационный проект в области переработки твердого топлива;

4. ГРЭС Приполярная 1200МВт;

5. Няганьская ГРЭС 1200МВт – завершена работа по монтажу 1-го блока на 420 мвт;

6. Ноябрьская ПГЭ 1200МВТ – это парогазовая электростанция, закончено строительство 1-го блока;

7. Тэрельская ТЭС 1200МВТ;

8. ТЭС Тарко-Салинская 1200МВт;

9. ГРЭС Уренгойская 150 МВт.

ЖУРНАЛИСТ №1

Вопрос: почему в нижнем течении реки Оби не построены ГЭС?

ЭКСПЕРТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ

Ответ: строительство приведет к образованию водохранилищ, ведь Обь течет по низменности и будут затоплены лесные массивы и месторождения нефти и гага и повысится заболоченность.


Интернет – ролик без звука – озвучивает ЭКСПЕРТ по инновациям. Текст мс. ниже; ролик в приложении – последний слайд.

Для северных районов реализация проекта будет означать движение диверсификации их экономик, освоение значительной ресурсной базы. Для старопромышленных территорий реализация проекта - это повышение сырьевой обеспеченности металлургических и машиностроительных производств, создание 70 000 новых рабочих мест. объем заказов может превысить 200 миллиардов рублей, другими словами речь идет о мультипликативном эффекте для Уральского федерального округа, а также совершенствование транспортной системы России в целом.

УЧИТЕЛЬ:

Какие выводы мы с вами можем сделать подытоживая работу нашего круглого стола? (Если ребята затрудняются с устными ответами предложите им в ноутбуках текст с пропущенными ключевыми словами).


Предполагаемые выводы: (1 вариант)

  1. Освоение территории осложнено заболоченностью, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере.

  2. Западная Сибирь богата природными ресурсами особенно топливными

  3. Отраслями специализации Западной Сибири являются нефтяная, газовая, угольная, металлургическая и лесная отрасли, работающие на собственном сырье.

  4. Инновационные проекты основаны на месторождениях угольного кластера, никеля, кварца, баритов и бентонитов.

  5. Благодаря реализации национального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный мы вовлечем в промышленный оборот минеральные ресурсы, стоимость которых оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Это обеспечит дальнейшее развитие производственных сил не только Югры, но также всего Уральского региона и России в целом.


выводы: (2 вариант)

  1. Освоение территории осложнено заболоченностью, вечной мерзлотой, ___________ на севере.

  2. Западная Сибирь богата природными ресурсами особенно _________.

  3. Отраслями специализации Западной Сибири являются нефтяная, газовая, угольная, металлургическая _______, работающие на __________ сырье.

  4. Инновационные проекты основаны на месторождениях угольного кластера, _______,________ баритов и бентонитов.

  5. Благодаря реализации национального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный мы вовлечем в промышленный оборот минеральные ресурсы, стоимость которых оценивается в несколько _________________ долларов. Это обеспечит дальнейшее развитие производственных сил не только Югры, но также всего ________________________ и __________ в целом.

Нам осталось посмотреть, кто же является партнерами и инвесторами проекта (СЛАЙД №21-22)




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Западная Сибирь

Автор: Талалаева Галина Викторовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Западная Сибирь""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokanatiemuzapadnaiasibir"
    ["file_id"] => string(6) "291460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455120959"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения. "
    ["seo_title"] => string(62) "prirodnyie-riesursy-zapadnoi-sibiri-i-probliemy-ikh-osvoieniia"
    ["file_id"] => string(6) "196618"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428076954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Природные условия Западной Сибири. "
    ["seo_title"] => string(35) "prirodnyie-usloviia-zapadnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "198656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428429043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "О «белых пятнах» в истории юго-западной сибири и северного казахстана"
    ["seo_title"] => string(72) "o_belykh_piatnakh_v_istorii_iugo_zapadnoi_sibiri_i_severnogo_kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "493026"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545894904"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Методическая разработка бинарного урока по истории и географии 8 класс.Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири. "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskaia-razrabotka-binarnogho-uroka-po-istorii-i-ghieoghrafii-8-klass-vliianiie-prirodnykh-uslovii-na-byt-chielovieka-v-zapadnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "211386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431610176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства