Тема: Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири.
Методическая разработка бинарного урока по истории и географии 8 класс.
Авторы: Кажгина Людмила Павловна (учитель истории и обществознания), Крупенина Наталья Викторовна (учитель географии). МБОУ СОШ №10 с УИОП г. Сургута ХМАО-Югра.
Цель: Изучить влияние природных условий на хозяйственную деятельность коренных народов Севера.
Задачи:
Коммуникативные - формировать навыки работы в группах
Познавателтьные – формировать навыки работы с источниками, с географическими и историческими картами, анализировать иx, делать выводы.
Регулятивные – давать оценку работы групп.
Личностные – воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлому родного края.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения
предметными умениями.
Методы обучения: с географическими атласами, историческими источниками, беседа,
частично- поисковые.
Формы обучения групповая
Средства обучения: интерактивные материалы, атласы, карты, исторические источники,
таблицы.
Ход урока:
1 этап: Организационный: Приветствие учителя, выступления учащихся.
1 слайд Земля, моя земля!
2 мин Тебя увижу я-
И новую струну нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби
И солнца золотей,
Сверкнет далекий плес!
И лепет лебедей
И звонкий смех берез!
И этою струной
Звенит весь край родной!...
Юван Шесталов.
2 этап: Актуализация знаний УУД, постановка цели и задач урока.
Учитель: Прекрасные стихи Ювана Шесталова точно описывают природу нашего края. Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Ответы уч-ся.
2слайд Учитель: Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны изучить влияние природных
3 мин условий на жизнь и быт коренных народов севера (ханты и манси).
Учитель: Западно-Сибирская равнина- третья по величине равнина в мире. Она протянулась от сурового побережья Карского моря до подножий гор Южной Сибири и Казахстана, от Урала до Енисея. Чтобы рассмотреть физико-географические и исторические особенности Западно-Сибирской равнины, мы разделились на группы, их 5.
Задача 1группы «Климатологи»- изучить климатические особенности Западной Сибири, а так же внутренние воды этой территории.
Задача 2 группы «Зоографы»- изучить растительный и животный мир Западно-Сибирской равнины.
Задача 3 группы «Краеведы»: на основании анализа исторического источника группа должна определить основные занятия коренных народов Западной Сибири.
Задача 4 группы «Графики» работают со справочным материалом и строят график изменения численности коренных народов Севера, анализируют его.
Задача 5 группы «Картографы»- работают с картами атласа и контурными картами, рассматривают природные зоны Западно-Сибирской равнины.
3 этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения практической работы.
12 мин Учитель: Каждая группа получила задания, где указана форма отчета. В каждой микрогруппе есть спикер, который координирует и оценивает работу всех ее членов. Работа в группах длится 12 минут. По завершению работы спикер должен представить результат работы группы.
В процессе выслушивания выступлений участники других групп могут вступить в дискуссию со спикером, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Спикеры выступают в вой же последовательности, соответственно № группы.
Сегодня урок необычный, потому что присутствуют гости, им мы предлагаем аналогичные задания. Уважаемые гости, ответы оформите письменно.
Работа в группах.
1группа «Климатологи».
Состав группы
По карте атласа на стр. 14 выделить климатические пояса в Западной Сибири, средние температуры января, июля, осадки, господствующие типы воздушных масс.
Сделать вывод об особенностях климата Западной Сибири.
По карте атласа на стр. 43 назвать крупные реки региона, их значение для данной территории.
Назвать причины заболоченности Западно-Сибирской равнины.
2 группа «Зоографы»
Состав группы
По карте атласа на стр. 20-22 выделить преобладающие виды растений и животных.
Из Красной книги ХМАО выписать 4-5 примеров растений и животных.
Сделать вывод о причинах занесения этих видов в Красную книгу.
Предложить меры по сохранению исчезающих видов растений и животных в Западной Сибири.
3 группа «Краеведы»
Состав группы
Документы
Описание сибирских народов XIX в. Г. Миллер
… пятилетнему ребенку отец уже делает лук и стрелы в соответствии его ростом и силами, ставит ему цель и показывает, как нужно пускать стрелу. Для ребенка это даже не учение, а игра … Собравшись вместе, дети соревнуются в стрельбе …
… относительно обучения, которое получают дети в юности от своих родителей, то по примеру русских приучают своих детей с самого раннего детства ко всем домашним работам и охоте. Многие остяки и вогулы, занимающиеся оленеводством, учат детей стрелять искусно из лука.
… Народы севера, постоянно передвигающиеся с одного на другое место, такие как остяки и вогулы — имеют хижины, состоящие из длинных шестов, расположенных по кругу, а сверху соединяющиеся вместе. Эти шесты летом они покрывают берестой, а зимой богатые, замшевыми оленьими шкурами...
… у этих народов нет почти никакой посуды кроме той, что делаются из бересты, а также кожи и дерева. Для прочности они обтягивают их кожей, или рыбьями шкурами и умеют перевозить их на оленях. Весь запас мяса, рыбы, муки и других съестных припасах держится в этих посудах.
Вопросы к документу:
1.О каких занятиях коренного населения вы узнали из документа?
(Подтвердите словами из текста )
2.Охарактеризуйте жильё, быт остяков и вогулов.
3.Почему жизнь коренных народов менялась несравненно медленнее, чем жизнь русских?
4 группа «Графики»
Состав группы
Используя таблицу: Динамика численности коренных народов ХМАО, построить линейную диаграмму.
Динамика численности коренных народов ХМАО (тыс. чел).
Народы | 1959г. | 1970г. | 1979г. | 1989г. | 1999г. | 2009г. | 2011г. |
ханты | 11,4 | 12,2 | 11,2 | 11,9 | 12,0 | 12,4 | 12,9 |
манси | 5,6 | 6,7 | 6,2 | 6,6 | 6,6 | 7,2 | 7,5 |
Объяснить причины увеличения (снижения) численности коренных народов Севера.
Спрогнозируйте, как изменится динамика численности ханты и манси через 10 лет? Почему?
5 группа «Картографы»
Состав группы
На контурной карте нанести границы природных зон в Западной Сибири.
Обозначить легенду карты.
На интерактивной доске выделить границы природных зон.
Объяснить причины смены природных зон.
Слайды3-8 4 этап: Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
20 мин. Выступления спикеров групп.
Слайд9 5 этап: Домашнее задание.
4 мин. Спикеры вытягивают вопросы домашнего задания для своей микрогруппы.
Почему в орнаменте коренного населения преобладают красный, синий, белый цвета?
Что изображено на гербе Сургута? С чем это связано?
Почему сеть магазинов в Сургуте называется «Лабаз»?
Почему Ханты-Мансийский автономный округ называется Югра?
Какое значение для ханты и манси имеет культ медведя?
4мин. 6 этап: Рефлексия деятельности.
Подведение итогов совместной деятельности учеников, достижение поставленной цели.
1группа «Климатологи».
Состав группы
По карте атласа на стр. 14 выделить климатические пояса в Западной Сибири, средние температуры января, июля, осадки, господствующие типы воздушных масс.
Сделать вывод об особенностях климата Западной Сибири.
По карте атласа на стр. 43 назвать крупные реки региона, их значение для данной территории.
Назвать причины заболоченности Западно-Сибирской равнины.
2 группа «Зоографы»
Состав группы
По карте атласа на стр. 20-22 выделить преобладающие виды растений и животных.
Из Красной книги ХМАО выписать 4-5 примеров растений и животных.
Сделать вывод о причинах занесения этих видов в Красную книгу.
Предложить меры по сохранению исчезающих видов растений и животных в Западной Сибири.
3 группа «Краеведы»
Состав группы
Вопросы к документу:
1.О каких занятиях коренного населения вы узнали из документа?
(Подтвердите словами из текста )
2.Охарактеризуйте жильё, быт остяков и вогулов.
3.Почему жизнь коренных народов менялась несравненно медленнее, чем жизнь русских?
4 группа «Графики»
Состав группы
Используя таблицу: Динамика численности коренных народов ХМАО, построить линейную диаграмму.
Динамика численности коренных народов ХМАО (тыс. чел).
Народы | 1959г. | 1970г. | 1979г. | 1989г. | 1999г. | 2009г. | 2011г. |
ханты | 11,4 | 12,2 | 11,2 | 11,9 | 12,0 | 12,4 | 12,9 |
манси | 5,6 | 6,7 | 6,2 | 6,6 | 6,6 | 7,2 | 7,5 |
Объяснить причины увеличения (снижения) численности коренных народов Севера.
Спрогнозируйте, как изменится динамика численности ханты и манси через 10 лет? Почему?
5 группа «Картографы»
Состав группы
На контурной карте нанести границы природных зон в Западной Сибири(cтр. 43 в атласе)
Обозначить легенду карты.
На интерактивной доске выделить границы природных зон.
Объяснить причины смены природных зон.
Почему в орнаменте коренного населения преобладают красный, синий, белый цвета?
Что изображено на гербе Сургута? С чем это связано?
Почему сеть магазинов в Сургуте называется «Лабаз»?
Почему Ханты-Мансийский автономный округ называется Югра?
Какое значение для ханты и манси имеет культ медведя?
1группа «Климатологи».
Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
По карте атласа на стр. 14 выделить климатические пояса в Западной Сибири, средние температуры января, июля, осадки, господствующие типы воздушных масс.
Сделать вывод об особенностях климата Западной Сибири.
По карте атласа на стр. 43 назвать крупные реки региона, их значение для данной территории.
Назвать причины заболоченности Западно-Сибирской равнины.
группа «Зоографы»
Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
По карте атласа на стр. 20-22 выделить преобладающие виды растений и животных.
Из Красной книги ХМАО выписать 4-5 примеров растений и животных.
Сделать вывод о причинах занесения этих видов в Красную книгу.
Предложить меры по сохранению исчезающих видов растений и животных в Западной Сибири.
группа «Краеведы»
Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Вопросы к документу:
1.О каких занятиях коренного населения вы узнали из документа?
(Подтвердите словами из текста )
2.Охарактеризуйте жильё, быт остяков и вогулов.
3.Почему жизнь коренных народов менялась несравненно медленнее, чем жизнь русских?
группа «Графики»
Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Используя таблицу: Динамика численности коренных народов ХМАО, построить линейную диаграмму.
Динамика численности коренных народов ХМАО (тыс. чел).
Народы | 1959г. | 1970г. | 1979г. | 1989г. | 1999г. | 2009г. | 2011г. |
ханты | 11,4 | 12,2 | 11,2 | 11,9 | 12,0 | 12,4 | 12,9 |
манси | 5,6 | 6,7 | 6,2 | 6,6 | 6,6 | 7,2 | 7,5 |
Объяснить причины увеличения (снижения) численности коренных народов Севера.
Спрогнозируйте, как изменится динамика численности ханты и манси через 10 лет? Почему?
группа «Картографы»
Состав группы
Состав группы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
На контурной карте нанести границы природных зон в Западной Сибири (стр.43 атласа).
Обозначить легенду карты.
На интерактивной доске выделить границы природных зон.
Объяснить причины смены природных зон.
САМОАНАЛИЗ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Дата: 29.0220012
Класс, учитель: 8-В, Крупенина Н.В., Кажгина Л.П.
Количество учащихся в классе: 26 человек.
Тема урока: Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения
предметными умениями.
Цель: Изучить влияние природных условий на хозяйственную деятельность коренных народов Севера.
Задачи:
Коммуникативные - формировать навыки работы в группах
Познавателтьные – формировать навыки работы с источниками, с географическими и историческими картами, анализировать иx, делать выводы.
Регулятивные – давать оценку работы групп.
Личностные – воспитывать толерантность, уважение к историческому прошлому родного края.
Цель урока: Содержание урока соответствует поставленной цели.
Содержание урока: Выбранная тема урока соответствует тематическому планированию в 8 классе.
На момент прохождения данной темы учащиеся изучили 2 природных комплекса России: Центральную Россию и Кавказ.
Методы обучения: В ходе данного урока использовались различные методы обучения: работа в группах, с картами атласа, источниками, беседа, частично - поисковые.
По источникам знаний: словесный (рассказ учащихся), наглядный (интерактивные материалы, карты), практический, работа с источниками и картами, со статистическим материалом.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
По характеру познавательной деятельности учащихся: Частично-поисковый.
Формы обучения: На уроке использована групповая форма обучения в связи с дифференциацией материала и разным уровнем обученности учащихся 8-В класса. Учащиеся данного возраста обладают умением самоконтроля, аргументации, анализа материала, поэтому для проведения урока была выбрана групповая форма обучения.
Результативность урока: поставленная цель была достигнута путем решения задач урока.
Практическая направленность: на уроке учащиеся получили практические задания разного характера – анализ карт, исторических источников, статистического материала.
Самостоятельная работа: При решении задач урока школьники показали высокий уровень самостоятельности, это отразилось и в характере самостоятельной учебной деятельности (частично - поисковый уровень). В ходе работы групп наблюдалась взаимопомощь учащихся.
Формирование УУД: на всех этапах урока формировались УУД ( в процессе работы с историческими источниками, картами, статистическим материалом, при анализе, сравнении, умении давать оценку группы).
Формирование ИКТ-компетентности: на уроке применялись интерактивные материалы, сформированность ИКТ компетентности учащихся можно оценить «хорошо».
Структура урока: соблюдены все этапы урока, структура соответствует поставленной цели.
Педагогический стиль: на уроке были соблюдены все нормы педагогической этики.
Гигиенические требования: на уроке соблюдался температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности.
Документы
Описание сибирских народов XIX в. Г. Миллер
… пятилетнему ребенку отец уже делает лук и стрелы в соответствии его ростом и силами, ставит ему цель и показывает, как нужно пускать стрелу. Для ребенка это даже не учение, а игра … Собравшись вместе, дети соревнуются в стрельбе …
… относительно обучения, которое получают дети в юности от своих родителей, то по примеру русских приучают своих детей с самого раннего детства ко всем домашним работам
и охоте. Многие остяки и вогулы, занимающиеся оленеводством, учат детей стрелять искусно из лука.
… Народы севера, постоянно передвигающиеся с одного на другое место, такие как остяки и вогулы — имеют хижины, состоящие из длинных шестов, расположенных по кругу, а сверху соединяющиеся вместе. Эти шесты летом они покрывают берестой, а зимой богатые, замшевыми оленьими шкурами...
… у этих народов нет почти никакой посуды кроме той, что делаются из бересты, а также кожи и дерева. Для прочности они обтягивают их кожей, или рыбьями шкурами и умеют перевозить их на оленях. Весь запас мяса, рыбы, муки и других съестных припасах держится в этих посудах.