Место работы: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»
Базовый учебник: Кошевой В.А. География («Мир Земли»). Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина.- М.: Баласс, 2011.- 192 с., ил. (образовательная система «Школа 2100»). Всего 34 часа, в неделю 1 час. Рабочая программа составлена на основе примерной и соответствует требованиям ФГОС ООО.
Данная методразработка апробирована в 5 классе. Состав класса разнообразный: есть учащиеся с сильной подготовкой, есть с более слабой. Это первый урок в году, поэтому призван, прежде всего, выявить исходный уровень знаний учащихся для изучения географии. Предмет география также нов для учеников, но у них имеется запас знаний из курса «Окружающий мир», а также жизненный опыт, который так необходим при изучении географии.
На уроке используются методы эвристической беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом, рисунками. Учащиеся на уроке учатся, ставить цель своей деятельности, планировать способы ее достижения, анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Создание проблемной ситуации 5-7 минут | «Считается, что на карте мира уже нет «белых» пятен – неизвестных морей и земель. Согласны ли вы с этим утверждением? Какой вопрос у вас возникает?» Учитель наводящими вопросами подводит учеников к проблеме: не получается ответить? В чем затруднение? Каких знаний не хватает? Следовательно, как мы сформулируем тему нашего урока? | Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы. С помощью учителя делают вывод, что «белых пятен» на карте не осталось, тогда зачем же нужна наука география? Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию? | Овладение навыками применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях | | Развитие познавательного интереса. Развитие УУД: осмысливание, анализ, обобщение, выдвижение гипотез. |
2.Выдвижение версий решения проблемы 2-3 минуты | Учитель спрашивает: Подумайте, что необходимо сделать на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос? | Выдвигают версии, излагают свое мнение. (Нужно узнать, что такое география, что она изучает, какова ее история, кто считается географами, какими проблемами занимается наука и т.д.) | Смыслообразование. | | Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование УУД: выдвижение версий, изложение своего мнения. |
3.Актуализация знаний 5-7 минут | Учитель спрашивает: что мы уже знаем по данной проблеме? (вопросы для актуализации знаний на с. 8 учебника), демонстрирует учебные картины или слайды с изображением путешественников и географов, корректирует и направляет ответы учеников. | Создают устный текст самостоятельно или с помощью учителя, используя имеющиеся знания, слайды, а также оформление кабинета (портреты географов). Отвечают на вопросы: Что в переводе на русский язык означает слово «География»? Когда возникла эта наука? Каких великих географов вы знаете? При ответах пользуются настенной картой полушарий, показывая открытые путешественниками земли, т.е. пользуются различными источниками информации, представляют информацию наглядно. | Личностное самоопределение. | Формирование первичных представлений о географической науке | Развитие познавательных интересов. Формирование УУД: создание устного текста, использование знаковой системы (карты), умение использовать различные источники географической информации, умение представлять информацию. |
4.Составление плана решения проблемы 2-3 минуты | Учитель спрашивает: что нам надо узнать, чтобы решить поставленную проблему? Какова будет последовательность наших действий на уроке? | Планируют свою деятельность, устанавливают причинно-следственные связи на простом уровне, излагают свое мнение, создают несложный письменный текст (план работы), выбирают возможные источники информации. План работы на уроке (примерный): Кто такие географы. Структура науки, источники географической информации. Значение науки географии. | Смыслообразование. | | Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Формирование УУД: планирование своей деятельности, установление причинно-следственных связей на простом уровне, изложение своего мнения, создание несложного письменного текста, планирование своей работы. |
5.Поиск решения проблемы – открытие нового знания 15-20 минут | Учитель спрашивает: говоря о географии, чаще всего, вспоминают путешественников, открывавших новые земли. Но всех ли путешественников можно назвать географами? | Работают по плану, сверяясь с целью. Выдвигают версии, работают с текстом учебника (с. 8-9, «Кто они – географы?»), анализируют, обобщают, формулируют первый вывод урока: географы – это те, кто изучает Землю для получения новых географических знаний о ней (записывают вывод в тетрадь) | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Нравственно-этическое оценивание вклада географов в развитие знаний о Земле | Формирование представлений о роли географии в развитии знаний о Земле. | Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. Формирование УУД: работа по плану согласно цели, выдвижение версий, анализ, обобщение, формулирование выводов. |
| Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что включает понятие «географические знания», отправляя их к актуализированному понятию «география». Какие знания о Земле дает география (о природе, о занятиях населения и т.д.)? В каком виде чаще всего доходят до нас географические знания? ( в виде карты). А еще как? Если ученики затрудняются, учитель отсылает их к схеме на с.9 учебника и просит ее прокомментировать. | Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации (Типичные ответы детей: география изучает моря, реки, страны, материки, природные явления, космическое пространство, занятия населения и т.д. Учитель дополняет и направляет ответы.). Формулируют второй вывод урока: география – комплексная наука, включающая в себя физическую, социальную и экономическую географию и картографию (записывают в тетрадь или рисуют схему). | | | Умение добывать информацию, классифицировать ее. |
| Учитель предлагает подумать над вопросом: каково значение географии в жизни человеческого общества? Делит класс на группы по интересам: физикогеографы, экономгеографы, картографы. Каждая группа получает задание: с помощью различных источников информации выяснить, роль каждой ветви науки в жизни общества. После групповой работы учитель организует отчет групп, помогает сформулировать общий вывод и предлагает привести примеры современных географических открытий: чем сейчас занимаются географы? | Находят в учебнике (с.8-10, вопрос «Ветви географии») и атласе достоверную информацию, вычитывают фактуальную информацию, представляют информацию в виде текста, выдвигают версии, излагают свое мнение в группе, совместно обсуждают версии, учатся понимать позицию другого, корректировать свое мнение, учатся использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, организовывать работу в группе. Осваивают новые социальные роли – географов. Группа физикогеографов добывает информацию: физическая география изучает природу нашей планеты. Природные явления и т.д.). Группа экономгеографов добывает информацию: география изучает различные государства, жизнь населения в этих государствах, отношения людей с природой. Группа картографов работают с атласом и добывают информацию: в картах можно узнать о том, где какие природные объекты расположены, где какие государства расположены, какие течения есть в океане и т.д. В конце работы ученики обмениваются результатами исследований групп и делают третий вывод урока: география изучает разнообразие и неповторимость природы земного шара, ее влияния на занятия и быт населения, учит нас пользоваться картами и другими моделями. Географические знания, накопленные предыдущими поколениями помогают сейчас осваивать природные богатства рациональным способом для все увеличивающегося населения природы. | | | Умение работать в группе, вычитывать необходимую информацию, представлять информацию в виде текста, умение понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. |
6.Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 5-10 минут | Учитель спрашивает: так как же мы теперь ответим на вопрос: зачем нам нужно изучать географию? | Делают выводы в соответствии с целью. Например, географию нам нужно изучать, для решения современных проблем людей6 перенаселение, нехватка ресурсов, экологические проблемы и т.д. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать и природе различных стран, о том, как природу лучше использовать. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Овладение знанием о роли географической науки. | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью. |
| Учитель предлагает оценить свою работу по поиску решения проблемы ( используя алгоритм самооценивания) | Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои поступки. | Нравственно-этическое оценивание своей деятельности | | УУД: формирование умения оценивать собственные действия. |
| Учитель предлагает географический диктант на знание новых понятий. Организует самопроверку (диктует ответы). Затем предлагает ученикам подумать над вопросами 4,5,6 (по выбору) рубрики «Применяем новые знания», предварительно познакомив с правилами решения творческих задач (с.6 учебника) | Ученики письменно в тетрадях отвечают на вопросы диктанта, т.е. обобщают изученное. Далее выполняют творческие задания учебника, которые учат работать с информацией и познавать мир. При этом осознают целостность мира. Учатся осмысливать информацию, объяснять, выделять главное, формулировать свои выводы. | | Осознание целостности мира. | УУД: обобщение, работа с информацией, умение применять знания в новой учебной ситуации, формирование умения осмысливать и объяснять, формулировать выводы. |
| Учитель предлагает оценить свои ответы, учитель консультирует, выставляет оценки (за степень участия в решении проблем, а не за правильные ответы) | Учатся аргументировано оценивать себя. | Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование. | | УУД: умение оформить свои мысли в устной речи, при необходимости отстаивать свое мнение. |
7.Итог урока 2-3 минуты | Учитель предлагает сравнить свои выводы, записанные в тетради, с авторскими выводами учебника (с.11). | Сравнивают и делают выводы. Оценивают свою работу с позиций полученных на уроке новых знаний. | Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование. | Познание научной картины мира. | УУД: умение слушать других, при необходимости менять свою точку зрения, умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
8.Домашнее задание 2-3 минуты | Учитель предлагает домашнее задание в зависимости от ситуации: если ребенок самостоятельно пришел к выводам урока, то ему предлагается выполнить творческое задание из рубрики «Применяем новые знания» (из тех, которые не выполнили на уроке). Если ребенок испытывал трудности на уроке, ему предлагается прочесть текст учебника и ответить на репродуктивные вопросы рубрики. | Оценивают себя, выбирают задание. | | | УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него. |
1 шаг. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
Географический диктант на проверку усвоения новых понятий урока.