Тема: Б. В. Заходер "География всмятку"
Цель: 1. Воспитывать через восприятие художественного произведения любознательность, учить воспринимать и понимать юмор;
2. Совершенствовать навык сознательного выразительного чтения;
3. развивать речь, расширять активный словарный запас, внимание, мышление;
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:
Вчера мы открыли "Поэтическую страничку". Стихи каких авторов прочитали? Что объединяет эти стихотворения? Что такое "Юмор"?
Юмор - 1) Беззлобно - насмешливое отношение к чему - нибудь;2) в искусстве: изображение чего - нибудь в смешном, комическом виде ("Словарь русского языка" Ожегова)
К какому из прочитанных стихотворений подходит пословица: "Все, что ни делается, - все - к лучшему"? Почему? (чтение стих. Э.Мошковской уч-ся)
Героя какого стих-я можно дразнить так:
"Съел корову и быка,
Семьсот поросят,
Бочку борщу
И кричит: "Я есть хочу!"
Что высмеивает В.Берестов? Чтение стих-я уч-ся.
Героя какого стихотворения вы бы никогда не пригласили к себе в гости? Почему? Как его можно назвать? (чтение стих.уч-ся)
Можно ли сказать, что авторы прочитанных стих-ий рассказали нам с юмором о серьезных вещах?
3. Целеполагание:
Сегодня мы продолжим разговор о серьезном с юмором. И поможет нам в этом замечательный детский поэт Борис Заходер и его стих-ие "География всмятку".
4. Вступительная беседа:
-Что такое "география"?
Справка: С греческого "гео" - земля, "графос" - пишу
5. Чтение стихотворения учителем.
-Почему же география стала "всмятку"?
6.Актуализация знаний.
Блиц - опрос по географии:
" Что такое "глобус"? Зачем он нужен?
" Назовите все океаны
" Назвать самый большой океан
" Назвать все материки
" Назвать самый большой материк
" На каком материке находится Казахстан?
" Что такое "параллели" и "меридианы"?
" Что такое "экватор"?
" А "Южный тропик" и "Северный тропик"?
" Как называются нижняя и верхняя точки воображаемой оси земного шара?
7. "Жужжащее" чтение учащимися стихотворения. Найти непонятные слова (словарная работа)
8. Объяснение непонятных слов самими учащимися или с помощью учителя.
9. Валеологический компонент. Релаксация. Упражнения для мышц глаз.
10. Чтение стихотворения "цепочкой".
11.Беседа по прочитанному:
- В чем юмор в данном произведении?
- Как бы вы определили жанр этого стих-ия? Что это: потешка, небылица - перевертыш? Почему?
12. Подготовка к выразительному чтению:
- Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения? (прием - "живая картинка")
В каких по интонации предложениях эти чувства переданы? Попробовать прочитать, передавая эти чувства.
- Какой отрывок нужно прочитать строго?
13.Дом.задание: Стр. 182 - 183, выразительно читать.
14. Итог урока:
Вот закончен разговор о серьезном. О чем серьезном мы говорили?
15. Рефлексия:
- Захотелось ли вам больше узнать о географии?
-Презентация выставки книг по занимательной географии.
16. Оценка деятельности учащихся.