kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Слои твердой Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии по ФГОС по теме «Слои твердой Земли»

Технологическая карта урока

Предмет: география

Учитель: Власова Е.Г.

Класс: 5

Тема урока: «Слои твердой Земли»

Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Задачи:

 1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

личностные:

  • осознавать себя жителем планеты Земля;
  • уметь выбирать источники географической информации для обучения;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

метапредметные:

  • уметь организовывать свою деятельность;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

предметные:

  • знать и объяснять существенные признаки и понятия: «литосфера», «земная кора», использовать их для решения учебных задач;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Практическая работа: построение модели твердой Земли.

Виды самостоятельных и творческих заданий: создание модели Земли, схемы “Методы исследования внутреннего строения Земли.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема “Внутренне строение Земли”

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли).

Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы и виды диагностики и контроля: урок-путешествие “Путешествуя к центру Земли”.

Приемы рефлексии: закончи фразу, фотография на память.

УМК: Учебник « География. Начальный курс» 5 класс Летягин А.А. под общей редакции  В.П.Дронова. - М.: Вентана - Граф, 2015, рабочая тетрадь к учебнику, атлас с комплектом контурных карт.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационно-
мотивационный

 - Здравствуйте, ребята.

Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок начинается урок.    Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие.

Надеюсь, наша работа на уроке будет плодотворной, а вы активны.

Приветствуют учителя, проводят самоконтроль.

Приводят рабочее место в порядок.

2. Закрепление пройденного материала

  «Лотерея» - дети вытягивают вопрос и отвечают

   1. Назовите планеты земной группы…

   2. Планеты-гиганты…

   3. Между какими планетами расположена Земля…

   4. Самая большая планета Солнечной системы…

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
 

3. Этап мотивации (самоопределения) к

учебной деятельности (5 минут)

    Учитель мотивирует обучающихся к уроку: 

 - Ребята, что нас окружает?.

 Земная твердь, воздух, вода, живая природа -  образуют взаимосвязанные друг с другом оболочки  Земли - геосферы. (Слайд 1) 

 - Как вы считаете, зачем нам необходимо¾ изучать оболочки Земли? 

 - Сегодня мы начнём изучать планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. (Слайд 2) 

 - Чтобы узнать что такое литосфера и - каково её строение, нам надо выяснить внутреннее строение Земли. 

  Что же находится внутри - Нашей матушки Земли?

 - Итак, мы начинаем наше путешествие.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.

Разгадывают ребус.

4. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 (3 мин)

  Выясняет опорные знания: 

 - Как, по современным представлениям - возникла Земля? 

 - Какие планеты относят к земной группе?

 - В какой части солнечной системы они расположены?

 - Каковы форма и размеры Земли?

Учащиеся рассказывают о современных гипотезах возникновения планеты Земля, называют формы Земли.

5. Работа с текстом учебника

(5мин)

  Каково внутреннее строение Земли?

 - Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы:

 - Для выполнения задания нам поможет текст учебника на стр. 29-30

   1 группа подготовит рассказ о ядре;

   2 группа – о мантии;

   3 группа - о земной коре.

  Результаты своих открытий занесем в рабочую тетрадь

 - Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе.

 - Из каких же слоев состоит наша планета земля?

 -  Возможна ли жизнь внутри Земли?

Работают с рисунком учебника

Ответы на вопросы:

- Ядро, мантия, земная кора

Групповая работа

Отчеты групп

Ответы

6. Этап выявления места и причины затруднения

 (3 мин)

   Просмотрим видеофрагмент и совершим¾   мысленное путешествие к центру Земли.     http/www.youtube.com/watch?v=dfgvgrКТОgg

  Учитель организует беседу по первичному пониманию

  - С чем можно сравнить внутреннее строение Земли?

 - Каково внутреннее строение Земли?¾  Если сравнить нашу планету с яйцом, то¾ получим некоторое сходство. Какое?

 - Что хотят показать этим сравнением учёные?

 Итак, Земля имеет послойное строение –(Слайд 3,4)

Просмотр видеофрагмента

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.

7. Этап построения проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

 (7 мин)

  Наше путешествие продолжается.

  Найдите в учебнике определение понятия “литосфера”

 - Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой (Слайд 5)

 - Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год).

  - Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии.

  Откройте учебник на стр. 31, атлас Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем? (Слайд 6)

  Путешествие продолжается.

  Посмотрите видеофрагмент “Изучение Земли”.

1. Прочитайте текст в учебнике на с. 31-33

“Как ученые изучают внутреннее строение Земли”.

2. На какие глубины Земли может опуститься человек?

Учащиеся читают текст.

Находят в тексте понятие,  информацию.

Выполняют взаимопроверку в парах…

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся работают с рисунком в учебнике, атласом

Просмотр видеоролика

Ответы учащихся

8.Этап реализации построенного проекта. (7мин)

  Организует работу: 

 - Используя материал учебника стр. 29-33¾ заполните пропуски в таблице «Внутреннее строение Земли» (Слайд 7,8).

  Контролирует выполнение работы: 

 - Проверим?

Читают текст.

Находят в тексте понятие, информацию.

Выполняют самоконтроль.

Выполняют взаимопроверку в парах.

9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (2 мин)

 - Давайте поиграем. Игра «Эрудит»

 - Расскажите о литосфере, земной коре, мантии, ядре как можно больше.

   Начинаете  рассказ со слов: «Я знаю, что литосфера это…

Составляют устно рассказ

10. Физминутка

 (Слайд 9)

11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин)

  Учитель формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником:     Практическая работа «Строим свою¾ модель Земли» (с. 33-34)

 Контролирует выполнение работы.

Выполняют практическую работу.

12. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин)

  Прочитать стихотворение и вставить слова по смыслу.

 (Слайд 10)  

Земля – сложнейший организм,

                 Внутри отлажен механизм.

                 В центре расположено ____,

                 Из железа и ____оно.

                 Из ____слоев там состоит,

                 Но много тайн еще хранит…

                 Слой ____ – поверх ядра,

                 В нем расплавлены все ____.

                 Магма – мантии частица-

                В лаву может превратиться

                Самый верхний слой – ____,

                Очень тонкая она.

                У неё свои загадки,

                Слои она сминает в складки.

Отвечают на вопросы учителя.

 По очереди комментируют, участвуют в диалоге.

13. Домашнее задание

  Прочитать §6, стр.29 - 34, выучить основные понятия        

  Выполнить задание в р.т. №1, 3 (Слайд 11)  

Записывают д/з

Задают вопросы по выполнению д/з

14. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  Наше путешествие завершается. Мы хорошо  потрудились.

  Прием “Фотография на память”

 На шаблонах, изображающих голову человека. нарисуйте свой портрет, отражающий ваше  эмоциональное состояние на уроке.

  Выставление оценок.

Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Слои твердой Земли"»

Урок географии по ФГОС по теме «Слои твердой Земли»

Технологическая карта урока

Предмет: география

Учитель: Власова Е.Г.

Класс: 5

Тема урока: «Слои твердой Земли»

Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Задачи:

1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

личностные:

  • осознавать себя жителем планеты Земля;

  • уметь выбирать источники географической информации для обучения;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

метапредметные:

  • уметь организовывать свою деятельность;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

предметные:

  • знать и объяснять существенные признаки и понятия: «литосфера», «земная кора», использовать их для решения учебных задач;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Практическая работа: построение модели твердой Земли.

Виды самостоятельных и творческих заданий: создание модели Земли, схемы “Методы исследования внутреннего строения Земли.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема “Внутренне строение Земли”

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли).

Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы и виды диагностики и контроля: урок-путешествие “Путешествуя к центру Земли”.

Приемы рефлексии: закончи фразу, фотография на память.

УМК: Учебник « География. Начальный курс» 5 класс Летягин А.А. под общей редакции В.П.Дронова. - М.: Вентана - Граф, 2015, рабочая тетрадь к учебнику, атлас с комплектом контурных карт.













Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационно-
мотивационный

- Здравствуйте, ребята.

Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок начинается урок. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие.

Надеюсь, наша работа на уроке будет плодотворной, а вы активны.

Приветствуют учителя, проводят самоконтроль.

Приводят рабочее место в порядок.

2. Закрепление пройденного материала



«Лотерея» - дети вытягивают вопрос и отвечают

1. Назовите планеты земной группы…

2. Планеты-гиганты…

3. Между какими планетами расположена Земля…

4. Самая большая планета Солнечной системы…


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




3. Этап мотивации (самоопределения) к

учебной деятельности (5 минут)





Учитель мотивирует обучающихся к уроку:

- Ребята, что нас окружает?..

Земная твердь, воздух, вода, живая природа - образуют взаимосвязанные друг с другом оболочки Земли - геосферы. (Слайд 1)

- Как вы считаете, зачем нам необходимо изучать оболочки Земли?

- Сегодня мы начнём изучать планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. (Слайд 2)

- Чтобы узнать что такое литосфера и - каково её строение, нам надо выяснить внутреннее строение Земли.

Что же находится внутри - Нашей матушки Земли?

- Итак, мы начинаем наше путешествие.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.



Разгадывают ребус.


4. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(3 мин)


Выясняет опорные знания:

- Как, по современным представлениям - возникла Земля?

- Какие планеты относят к земной группе?

- В какой части солнечной системы они расположены?

- Каковы форма и размеры Земли?

Учащиеся рассказывают о современных гипотезах возникновения планеты Земля, называют формы Земли.

5. Работа с текстом учебника

(5мин)



Каково внутреннее строение Земли?

- Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы:

- Для выполнения задания нам поможет текст учебника на стр. 29-30

1 группа подготовит рассказ о ядре;

2 группа – о мантии;

3 группа - о земной коре.

Результаты своих открытий занесем в рабочую тетрадь

- Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе.

- Из каких же слоев состоит наша планета земля?

- Возможна ли жизнь внутри Земли?

Работают с рисунком учебника

Ответы на вопросы:

- Ядро, мантия, земная кора

Групповая работа

Отчеты групп

Ответы

6. Этап выявления места и причины затруднения

(3 мин)




Просмотрим видеофрагмент и совершим мысленное путешествие к центру Земли. http/www.youtube.com/watch?v=dfgvgrКТОgg


Учитель организует беседу по первичному пониманию:

- С чем можно сравнить внутреннее строение Земли?

- Каково внутреннее строение Земли? Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое?

- Что хотят показать этим сравнением учёные?

Итак, Земля имеет послойное строение –(Слайд 3,4)

Просмотр видеофрагмента







Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.










7. Этап построения проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

(7 мин)





Наше путешествие продолжается.

Найдите в учебнике определение понятия “литосфера”

- Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой (Слайд 5)

- Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии.

Откройте учебник на стр. 31, атлас Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем? (Слайд 6)

Путешествие продолжается.

Посмотрите видеофрагмент “Изучение Земли”.

1. Прочитайте текст в учебнике на с. 31-33

“Как ученые изучают внутреннее строение Земли”.

2. На какие глубины Земли может опуститься человек?


Учащиеся читают текст.

Находят в тексте понятие, информацию.


Выполняют взаимопроверку в парах…



Учащиеся отвечают на вопросы учителя




Учащиеся работают с рисунком в учебнике, атласом




Просмотр видеоролика

Ответы учащихся


8.Этап реализации построенного проекта. (7мин)


Организует работу:

- Используя материал учебника стр. 29-33 заполните пропуски в таблице «Внутреннее строение Земли» (Слайд 7,8) .


Контролирует выполнение работы:

- Проверим?

Читают текст.

Находят в тексте понятие, информацию.

Выполняют самоконтроль.

Выполняют взаимопроверку в парах.

9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (2 мин)


- Давайте поиграем. Игра «Эрудит»

- Расскажите о литосфере, земной коре, мантии, ядре как можно больше.

Начинаете рассказ со слов: «Я знаю, что литосфера это…

Составляют устно рассказ













10. Физминутка



(Слайд 9)








11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин)

Учитель формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником: Практическая работа «Строим свою модель Земли» (с. 33-34)

Контролирует выполнение работы.

Выполняют практическую работу.


12. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин)

Прочитать стихотворение и вставить слова по смыслу.

(Слайд 10)

Земля – сложнейший организм,

Внутри отлажен механизм.

В центре расположено ____,

Из железа и ____оно.

Из ____слоев там состоит,

Но много тайн еще хранит…

Слой ____ – поверх ядра,

В нем расплавлены все ____.

Магма – мантии частица-

В лаву может превратиться

Самый верхний слой – ____,

Очень тонкая она.

У неё свои загадки,

Слои она сминает в складки.

Отвечают на вопросы учителя.

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.







13. Домашнее задание

Прочитать §6, стр.29 - 34, выучить основные понятия

Выполнить задание в р.т. №1, 3 (Слайд 11)


Записывают д/з

Задают вопросы по выполнению д/з

14. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наше путешествие завершается. Мы хорошо потрудились.

Прием “Фотография на память”

На шаблонах, изображающих голову человека . нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.

Выставление оценок.

Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Слои твердой Земли"

Автор: Власова Елена Геннадьевна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока. Строение Земли"
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-stroieniie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "254522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447774249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Урок по географии в 6 классе  специального (коррекционного) обучения «Атмосфера: состав, строение, значение, изучение» "
    ["seo_title"] => string(131) "urok-po-ghieoghrafii-v-6-klassie-spietsial-nogho-korriektsionnogho-obuchieniia-atmosfiera-sostav-stroieniie-znachieniie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "234050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443338413"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок  "Природный комплекс, географическая оболочка – особая оболочка Земли" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-prirodnyi-komplieks-ghieoghrafichieskaia-obolochka-osobaia-obolochka-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120702"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413791431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Земля - это планета Солнечной системы. "
    ["seo_title"] => string(41) "ziemlia-eto-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "237603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444333454"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства