Тема урока: « Внутренние воды».
Цель урока:
1) Сформировать знания о гидрографии материка Евразия;
2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Европы, презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Климатообразующие факторы (географическая широта, подстилающая поверхность, рельеф, близость к океанам, циркуляция атмосферы; самый большой материк)
2. Климатические пояса (арктический, субарктический, умеренный делится на сектора – морской, умеренно континентальный, резко континентальный и муссонный; субтропический – средиземноморский, высокогорный, муссонный; тропический – муссонный и континентальный; субэкваториальный и экваториальный)
3. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека (на сельское хозяйство, строительство, оздоровительные учреждения, промышленность; стихийные бедствия)
III.Всесторонняя проверка знаний.
Игра «Знаешь ли ты карту?»
- Что севернее: Аравийское море или море Лаптевых?
- Где расположен Персидский залив на сeвере от материка или на юге?
- Где находятся Курильские острова: с запaда или с востока от Евразии?
- Европа находится на западе или востоке материка?
- Какой канал отделяет Африку от материка Евразия?
V.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
Проблемный вопрос: Какие типы питания рек вы знаете? Какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата?
V.Объяснение новой темы.
- Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь)
- Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены)
- Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы)
- Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание)
- Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание)
- Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (1620 м, - 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн)
- Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (77 кмеликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические - Байкал, на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты 1500 м)
- Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)
- Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды, радоновые, теплые источники)
VI.Закрепление новой темы.
Работа в малых группах по карточкам..
Карточка№ 1:Опишите озера Ладожское, Онежское
Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?
Карточка№2: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?
Карточка№3: Опишите озера Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность
Карточка№4: Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?
Карточка№5: Опишите озера Эльтон и Таймыр . Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность
Карточки с заданиями:
Карточка №1: Какие реки относятся к бассейну СЛ Океана, покажите, опишите реку Лену по плану.
Карточка №2: Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану
Карточка №3: Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану.
Карточка №4: Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану
Карточка №5: Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану.
Карточка №6: ( всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)
Вследствие резких климатических различий и особенностей рельефа, распределение внутренних вод Европы отличается крайней неравномерностью.
Вывод: Евразия богата внутренними водами. Это – крупные реки, большие и глубокие озера, запасы подземных вод, многочисленные болота и ледники. Их расположение и распространение непосредственно зависят от рельефа и климата.
VII.Презентация работ.(2 минуты)
VIII.Домашнее задание.§ 20
IХ. Рефлексия.
Ученики выставляют с помощью разноцветных смайликов оценку за урок.