ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. СТРОЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ, ЕЕ СВОЙСТВА
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. СТРОЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ, ЕЕ СВОЙСТВА
Изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера. Научить характеризовать земные оболочки, способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли. Развивать умение выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь. Воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. СТРОЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ, ЕЕ СВОЙСТВА»
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТ. № 108
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
«ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. СТРОЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ,
ЕЕ СВОЙСТВА»
Подготовила
учитель географии
высшей квалификационной
категории
Демидова Наталья Евгеньевна
Донецк-2015
Урок №24
Дата проведения: 30.11.2015г.
Тема: Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера. Научить характеризовать земные оболочки, способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли. Развивать умение выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь. Воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Методы: беседа, работа с текстом учебника и схемами.
Здравствуйте! Присаживайтесь. Предлагаю начать сегодняшний урок с одной очень важной вещи. Она ничего не стоит, но много дает. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдашь! Это УЛЫБКА. Поделитесь улыбкой друг с другом, улыбнитесь миру, и он улыбнется Вам!
С хорошим настроением приглашаю Вас к уроку.
Прежде чем изучать новый материал давайте вспомним ранее изученный.
II. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос учащихся.
Какие вы знаете предположения древних о происхождении Земли?
Ребята, что вы уже знаете о том, как можно отобразить поверхность Земли, что нам для этого нужно? (масштаб, план местности, географические карты и т.д.)
Что можно изобразить на картах или глобусах? (внешнее строение Земли)
Ребята, а вам интересно, что находится внутри Земли?
III. Мотивация учебной деятельности.
Раз – кружочек, Два – кружочек, Три – кружочек, Снова круг... Сколько разных оболочек! Не Земля, а просто лук! Земля устроена хитро Сложней любой игрушки: Внутри находится ЯДРО, Но не ядро от пушки! Потом, представьте, МАНТИЯ Лежит внутри Земли. Но не такая мантия, Что носят короли! Потом – ЛИТОСФЕРА (Земная кора). Выбрались мы на поверхность, Ура! А посреди этой ЛИТО - ГИДРОСФЕРА разлита. ГИДРО не ГИДРА. Еще иногда Люди ее называют – ВОДА! Ну, а за этою сферой Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ. (Это и воздух, и облака...) А что там за ней? – Неизвестно пока! (А. Усачёв)
Задание "Шифровка".
Расшифруйте тему урока
С О Р Л А И Ф Т Е
Ответ:ЛИТОСФЕРА
У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.
-Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Согласны?
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван – царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван Закиров сын в путь – дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства – государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись - «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.
(ответы детей)
По ходу беседы составляется на доске схема «Оболочки Земли».
Изучение нового материала.
Тема: Внутреннее строение Земли.
План
Внутреннее строение земли.
Строение ядра.
Строение мантии.
Земная кора и ее строение. Метод бурения.
Рельеф.
(Продолжение сказки).
- А теперь, давайте вновь вернемся в сказку.
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »
«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить, куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.
Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».
« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».
«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.
«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»
«Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.
«Загадывай, - сказал Иван – царевич, - попробую отгадать!».
Учитель открывает конверт:
- Каково внутренне строение Земли?
Учитель: Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.
Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро.
В виде схемы это можно изобразить так:
Внутренне строение Земли = ядро + мантия + земная кора.
(Учитель изображает схему записи на доске, а уч-ся в тетрадях)
Рефлексия «Яркая абстракция»
Следующий вопрос задала царевна (вскрытие конверта):
-Что представляет собой ядро?
Учитель:Ответ на этот вопрос мы сможем найти в учебнике на с. 68.
(чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением)
Учитель дополняет ответы ребят:
Ядро делится на два слоя: внутренне ядро - твердое, внешнее - жидкое. Состоит из железа и никеля.
Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.
Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.
А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С°.
Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.
Учитель:Попробуйте изобразить схему строение ядра самостоятельно в тетради.
(Один из учеников составляет схему на доске.)
Ядро Земли = внутренне + внешнее
твердое жидкое
Состав ядра = железо + никель
Учитель читает из конверта следующий вопрос:
-Какими свойствами обладает вещество мантии?
Учитель:Найдите в тексте учебника место, где описывается состав мантии с.68.
(Чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением).
-Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?
-На какие слои делится мантия, в каком состоянии они находятся?
-Какой температуры достигает вещество мантии?
Дополнение учителя:
Мантия в переводе с лат. языка означает «покрывало». Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии из – за большого давления находится в твердом состоянии, хотя температура мантии равна 2000 С°. Средний слой мантии немного размягчен, а внутренний и наружный слои находятся в твердом состоянии.
Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению вещества.
На глубине от 400 км под материками и 10 - 150 км под океанами, т. е в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.
Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.
Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.
Физкультминутка «Хорошее настроение»
Учитель читает следующий вопрос из конверта:
Что такое земная кора?
Дополнение учителя:
Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.
Учитель.Ребята, а что такое литосфера.
Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.
Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.
Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную (материковую)
Земная кора
океаническая материковая
5-10км 30-80 км
Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).
Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое – какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.
С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 м наблюдается закономерность: на каждые 100м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.
Учитель: А теперь вернемся снова ксказке. «Молодец, Иван – царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
Зарядка для глаз «Осень».
VI. Закрепление знаний.
Учитель:работа в рабочих тетрадях.
(учитель определяет время для выполнения заданий с последующей проверкой).
Заполните таблицу с помощью учебника с. 68.
Земная кора
Мантия
Ядро
Размеры
5 – 75 км
2900 км
3500 км
Составные части
материковая
океаническая
верхняя мантия
нижняя мантия
внешнее ядро
внутреннее ядро
Состояние
твердая
особое (вязкое)
внешнее – жидкое
внутреннее – твердое
Температура
небольшая, с глубиной повышается на 3 на каждые 100 м
высокая –
2000 С
очень высокая –
2000 – 5000 С
Способы изучения
наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин
средняя мощность 35 – 40 км, а в области гор достигает 70 – 75 км.
осадочный
гранитный
базальтовый
«Строение Земли»
1.Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из:
.Ядра и мантии
Мантии и земной коры
Ядра, мантии и земной коры
Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
Одного слоя
Двух слоев
Трех слоев
2.Подберите пару.
Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера в) Литосфера
б) Гидросфера г) Биосфера
VII. Домашнее задание: 1. читать с. 68-70 учебника. 2. Выполнить рисунок в тетради на с.68 «Внутреннее строение Земли». 3.
Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.
VIII. Итог урока.
Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.
Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.
Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.
Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).
Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.
Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…
Оценить работу учеников во время урока.
В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.
Похвалы. Скажи друг другу доброе слово. Положительная оценка класса с аплодисментами себе за хорошую работу на уроке.