Просмотр содержимого документа
«Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека »
МБОУ Сосьвинская СОШ
Открытый урок в 8 классе
ГЕОГРАФИЯ
Тема урока: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
Учитель географии:
Логинова В.В.
I квалификационная категория
Сосьва 2014 год.
Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
Урок по географии России в 8 классе.
Задачи урока: -сформировать представление о благоприятных и экстремальных условиях жизни людей;
-углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;
-развивать навыки работы с разными источниками географической информации.
- создать условия для развития речи учащихся на уроке;
-использование регионального компонента, как повышение интереса к родному краю
Оборудование : карты России, компьютер, атласы, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент:
Определение темы и постановка цели урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Его тема до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна.
Черное море, Кавказские горы, круизные лайнеры (Юг России)
II Актуализация знаний
Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.
Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Подумайте, чем это объясняется.
Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.
III Изучение нового материала.
В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.
- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление - Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды; - Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты
Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, изучающая закономерности распространения заболеваний человека.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.
Тёплое солнечное лето Холодное лето
Умеренно холодная зима Очень сырое лето
Достаточное количество осадков Суровая зима
Обилие красивых мест (водоемы) Бедные природные ресурсы
Горный воздух
Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей.
Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8...-10°С, летом +23...+25°С, скорость ветра зимой достигает 0,15 м/с, летом — 0,2—0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40—60%. Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.
Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.
Экстремальные условия (от лат. extremus — крайний, чрезвычайный, тяжелый) — это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью.
На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону.
В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет все железное.
В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50...-60°С, а летом иногда больше +30°С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95°С на юге и 105°С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45... -50°С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.
Рис. 137. Степень дискомфорта в холодный период года (по Ф. Реймерсу)
Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Посмотрев на рисунок 137, вы сможете определить, для каких территорий страны типичны те или иные постройки, виды одежды.
Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С — критическая для механизмов. Для северных районов необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов.
Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.
Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.
IV. Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей».
Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду). Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.
Нам всем очень хотелось бы узнать сначала ваше общее мнение по экологии такой большой и богатой страны как Россия, а потом каждой группе будет предоставлена возможность определить самый экологически чистый и грязный районы, а также определить причины их чистоты или наметить пути по улучшению их экологического состояния, но сначала предоставим слово нашему гостю - экологу.
А теперь каждая группа попробует составить свой рейтинг степени экологической опасности в природных районах России. Эту работу вы сможете сделать, заполнив таблицу общей экологической ситуации России, а потом мы сравним ваши данные с данными экологов и определим уровень вашей экологической компетентности относительно нашей родной страны. Данные по каждому природному району вы заполняете исходя из 10-ти балльной шкалы и определяете средний балл.
Учитель:
Вы получили свой средний балл по степени экологической комфортности территории России. Поднимите руки, у кого он составил 10 баллов; 1 балл; 5 баллов или близкий к этому показатель. Как видно из вашей активности, экологическое состоянии в России среднее.
А как оценивают его специалисты?
Можно еще много приводить примеров своей хорошей и не очень деятельности в окружающей среде, но каждый человек, который живет на Земле, должен помнить, что он – ее часть, а потому должен бережно относиться ко всему живому и неживому и не отторгать себя от природы.
Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира (в млн. кв. км)
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:
Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).
V. Закрепление материала.
«Внимание! Проблема» «Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.
Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждому из вас предлагается на отдельном листочке бумаги нарисовать в центре человечка (себя), а от него стрелочками в разные стороны (как лучики у солнышка) нарисовать то, что лично вы делаете в природе.
А теперь назовите вслух: а) то, что на ваш взгляд должны делать все, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей родины лучше; б) то, что нельзя ни в коем случае делать в окружающей среде.