Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к предмету;
Формировать культуру общения, коммуникативные качества;
Формировать бережное отношение к природе;
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами.
- предметные: анализировать и объяснять сущность географических процессов.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение слушать, общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 28
Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2014г.
Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», рабочая тетрадь, учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.
Методы обучения: Проблемный, частично поисковый.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: Биология, экология.
Ход урока:
Актуализация знаний:
В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?
С чем это связано?(работа с атласами) (юг страны(курортные зоны)). (Слайд 1)
Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.
Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России, Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока). (Слайд 2)
Какие районы нашей страны отличаются наименьшей плотностью населения? (работа с атласами)
Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:
Какие факторы влияют на характер размещения населения? (Природные условия, ресурсы:
- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты
- Красота окружающих пейзажей и т.д.) (Слайд 3)
Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.
Природные ресурсы- компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. (Слайд 4)
Связь между природными условиями и характером размещения населения очевидна.
Существует специальная отрасль географии – медицинская география
Сформулируйте тему урока, задачи, которые нам предстоит решить. (Слайд 5,6)
- Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».
Открытие нового знания:
Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте:
(Благоприятные - оказывают положительное воздействие на организм человека.
Неблагоприятные- оказывают отрицательное воздействие на организм человека).
Посмотрите на карту – стр.259 учебника и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где- с неблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами?
(Слайд №7) - Карта подробная
На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.
-Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Ведь часто экстремальные условия опасны для жизни и здоровья?(там находятся богатые природные ресурсы).
- А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался в изменившимся условиям?( Адапта́ция— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В среднем 6 месяцев) (Слайд 8)
Жители пустыни и тундры живут в юртах и чумах, их жилища имеют каркас, на который накидывается и укрепляется покрытие - в пустыне войлок, на севере – шкуры. Почему их жилища имеют такой вид? (Жители пустыни и тундры - кочевники. Поскольку растительный покров тундры очень медленно восстанавливается, а растительность пустыни разреженная и пастбища должны занимать огромные площади, поэтому жилище должно легко разбираться и собираться. Шкуры на севере наиболее оптимальны при использовании в сооружении чума, т. к. они защищают от сильных холодных ветров. Войлок же хорошо защищает от жары, т. к. в нем много воздуха, а воздух плохой проводник тепла). Это пример приспособленности (небиологическая адаптация(социальная)). (Слайд 9)
Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).
- Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).
- Приведите примеры? (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)
В каких районах России и почему они происходят?
Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.262-263)
Учебные действия по реализации плана:
А теперь выполним практическую работу: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.264.
Территория
Где распо-
ложена
Климатические условия
+ и -
Как осваивается
t лета,зимы
Осадки
Ветер
С комфортными условиями
С дискомфортными условиями
Выражение решения применение нового знания:
(Вывод:на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.). (Слайд 10)
Стадия осмысления:
Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 11) А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и ты в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).
Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 12)
Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №13)