Тема урока: « Характеристика природы Антарктиды»
Цель урока:
1. Сформировать знания о природе материка.
Результаты:
- Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соответственные возможности её решения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
- Предметные: формирование представлений о взаимосвязи природных компонентов на примете особенностей природы Антарктиды.
Этапы урока:
- Этап мотивации:
Деятельность педагога:
Слайд 1.
1). Ученикам предлагается, определить имена и фамилии путешественников, участвующих в открытии и исследовании материка Антарктиды.
Слайд 2.
2). Приводятся высказывания великих людей о мужестве и предлагается поделиться своим мнением какое из высказываний, на их взгляд, отражает мужество первооткрывателей о которых говорилось на предыдущем уроке. Ученики должны пояснить свой выбор.
Результат:
Вспоминают исследователей о которых велась речь на предыдущем уроке.
Высказывая свои мнения, приводят примеры мужества проявленного разными первооткрывателями при открытии и исследовании материка
II. Этап целеполагания:
Деятельность педагога:
- Ученикам предлагается определить, какие особенности природы требуют от человека особого мужества.
- Можем ли мы на данный момент сказать, что мы в полной мере представляем все сложности походов, созданные природой?
- Итак, тема урока?
Результат:
Подходят к мысли, что знания природы недостаточны и определяют тему: «Природа Антарктиды»
III.Ситуация планирования учебных действий:
Деятельность педагога:
Слайд 3.
- Какие элементы природы мы должны рассмотреть, чтобы картина природы материка стала полной?
Слайд 4.
Ученики получают задания по группам
Учебная деятельность учащихся:
Цель?
Определяют какие элементы природы надо изучить, чтобы сложилась полная картина природы материка: ФГП, особенности поверхности (рельеф), климат материка
Результат:
Определяют цель: изучение природыматерика:
- ФГП
- Рельеф,
- Климат
IV. Этап решения учебной задачи:
Учебная деятельность учащихся:
Работают в группах по 5 человек
Результат:
Учатся сотрудничать в группах.
V. Этап контроля и подведения итогов:
Деятельность педагога:
- В ходе урока учитель дополняет информацию, собранную учениками и приводит описание природы из научной и художественной литературы
- 1. По ледовому куполу Центральной Антарктиды идёт санно – гусеничный поезд.
Идёт при температуре 72о ниже нуля.
«В ведро с бензином можно опустить горящий факел, и тот погаснет, соляр можно резать, как мармелад, а железная труба от удара кувалдой разлетается, словно она сделана из фарфора» - вот что такое 72о ниже нуля!
Владимир Санин «Семьдесят два градуса ниже нуля».
2. побережье Тихого океана в районе станции Русская называют полюсом ветром.
В год здесь бывает 340 дней с ветрами, скорость которых 50 м/с и больше.
Зарегистрирована максимальная скорость ветра – 90 м/с.
Ветры такой силы рвут антенны, заносят снегом дома, а переносимые ими камни могут выбивать в домах стекла. Сухой снег, переносимый этими ветрами, «перепиливает» металлические тросы и до блеска отполировывает металлические конструкции.
Как образуются стоковые ветры Антарктиды?
Учебная деятельность учащихся:
Представляют результат своей деятельности.
- ФГП Слайд 5.
- Особенности поверхности (ледяной покров) и рельеф Слайд 6 – 15.
- Климат материка Слайд 16 – 20
Результат:
Проверка решения задач в группах
VI. Этап подведения итогов:
Деятельность педагога:
Слайд 20 – 21
- Ученикам предлагается высказать своё мнение: почему основное количество научных станций располагается по побережью материка?
- Преодоление каких особенностей природы, требует от человека особого мужества?
Учебная деятельность учащихся:
Объясняют этот факт особенностями природы ( более мягким климатом на побережье).
Результат:
Оценка учебной деятельности и вывод
Деятельность педагога: Слайд 25
Учебная деятельность учащихся:
Схема помогает определить символ материка и задание: составить схему как пингвины и другие обитатели континента приспособлены к выживанию в столь суровых условиях?