kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока географии по теме "Природа Антарктиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Природа Антарктиды»

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: экспедиция

Цели урока.

Для учителя:

  1. познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды;
  2. объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий;
  3. познакомить со своеобразием органического мира материка;
  4. развивать картографические навыки и умения;
  5. продолжать совершенствование умения анализировать тематические карты;
  6. воспитывать интерес к изучению географии.

Для ученика:

  1. знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка;
  2. знать особенности природы Антарктиды;
  3. уметь объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий;
  4. уметь: называть и показывать на карте крупные  формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
  5. уметь выделять причинно-следственные связи;
  6. уметь работать с картами: сопоставлять, извлекать нужную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии по теме "Природа Антарктиды"»

Тема урока: « Природа Антарктиды»

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: экспедиция

Цели урока.

Для учителя:

  1. познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды;

  2. объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий;

  3. познакомить со своеобразием органического мира материка;

  4. развивать картографические навыки и умения;

  5. продолжать совершенствование умения анализировать тематические карты;

  6. воспитывать интерес к изучению географии.

Для ученика:

  1. знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка;

  2. знать особенности природы Антарктиды;

  3. уметь объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий;

  4. уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

  5. уметь выделять причинно-следственные связи;

  6. уметь работать с картами: сопоставлять, извлекать нужную информацию.

Методы, приемы, технологии: словесный метод: объяснение, беседа (на актуализацию знаний, на повторение), индивидуальный и фронтальный опрос, наглядный метод (наглядно – образный), объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, приемы работы с учебником и атласом, исследовательский метод, технология ЛОК.

Оборудование: доска, учебник, тетради, атласы, настенные карты: Физическая карта Антарктиды, климатическая карта, дополнительная литература.











Ход урока.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Результативность

1

Организационный момент


Приветствует школьников и проверяет готовность. Отмечает отсутствующих.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Культура приветствия педагога

Хорошая дисциплина

2

Домашнее задание




Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомство с новым материком – Антарктидой, который относится к группе Южных материков. На сегодняшнем уроке мы постараемся лучше узнать особенности природы этого материка

- В «путешествие» мы отправимся на 2-х парусных судах, с помощью которых был открыт материк.
- Когда это было? Кто руководил экспедицией? - Мы отправляемся к материку Антарктида. Расскажите где же расположен этот материк?



Слушают учителя



Отвечают на вопрос: В 1820 году первой русской антарктической экспедицией под командой Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева

Отвечают у доски ГП



Умение слушать учителя







Умение активизировать знания














Правильно отвечают на вопрос

3

Изучение нового материала

Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли. С учетом ледяного щита Антарктиду принято считать самым высоким материком на Земле.

Что же находится под мощным ледниковым покровом? Еще 35-40 лет назад на этот вопрос нельзя было ответить уверенно. Но современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе.

Рельеф: Около 1/3 поверхности материка лежит ниже уровня океана. Однако в Антарктиде есть и горные цепи, и горные массивы. Именно в западной части по Антарктическому полуострову протянулись горы, которые тектонически являются продолжением Анд Южной Америки. Здесь находится самый высокий горный массив Антарктиды – 5140 м. Практически через весь материк протянулись Трансантарктические горы. Также в западной части Антарктиды лежит равнина Бэрда. На востоке Антарктиды протянулись горы Вернадского, здесь же расположена равнина Шмидта.

Есть в Антарктиде и действующие вулканы. На одном из островов в этом море и находится действующий вулкан Эребус – свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

Миллионы лет назад территория современной Антарктиды входила в состав южного суперконтинента – Гондваны. И состав горных пород, слагающих рельеф Антарктиды схож с таковыми на других материках, что еще раз доказывает родство Южных материков.

Климат: Приполярное положение, огромный ледниковый покров, большая высота материка – причина сурового климата Антарктиды. Снежно-ледовая поверхность континента подобно гигантскому зеркалу отражает почти 90 % солнечных лучей. В период полярной ночи происходит сильное выхолаживание материка. Тяжёлый холодный воздух из центральных районов растекается во все стороны по склонам ледникового покрова. Образуются стоковые ветры. Их скорость порой достигает на побережье 50- 60 м/с, а иногда и 90 м/с. Такой ветер может сбить с ног пешехода. Сухой снег, несущийся с большой скоростью, «перепиливает» толстые канаты и до блеска полирует металл. Во внутренних районах материка зимние температуры опускаются до -60 – 70 С, а летом не выше – 30 С. Преобладает ясная погода, осадков мало – в виде снега – 30-50 мм в год. На станции Восток зарегистрирована температура – 89,2 С. Климат ледникового склона мало отличается от климата внутриматериковой области. Узкая прибрежная полоса с субантарктическим климатом отличается большим количеством осадков – до 700 мм в год. Зимние температуры колеблются от -8 до – 35 С. Летом поднимаются до 0 и +2 С. Именно эти факторы обуславливают суровость климата Антарктиды. Именно в Антарктиде находится так называемый полюс холода Земли – на станции «Восток» отмечена самая низкая температура на планете - -89,3 ºС.

Природные зоны: Большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория.

Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии. Особенно богаты жизнью оазисы.

Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Самый распространенный вид – небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц – чайки-поморники, альбатросы, бакланы. В океанических водах водятся тюлени, синие киты, кашалоты, касатки, морской лев, морской слон.


Мы наконец достигли материк, который будим изучать. В ходе нашей экспедиции записывайте в свои тетради основные положения нашего изучения. И определим в конце урока - Антарктида – это самый (какой)……… материк?

Наше исследование начнется с геологического строения и рельефа.

Предлагает ответить на вопросы с помощью карт и учебника:


  1. Какова средняя высота материка?

  2. Какая литосферная плита лежит в основании Антарктиды?

  3. Какая древняя платформа лежит в основе большей части материка?

  4. Какие формы рельефа приурочены к древним платформам?

  5. Какая часть материка имеет более расчлененную береговую линию?





Совершенно верно. Рассказывает о формах рельефа и предлагает их найти на карте в ходе объяснения







Найдите на карте в атласе море Росса.



Рассказывает: Как вы видите, многие формы рельефа получили свое название в честь великих ученых и исследователей Антарктиды, увековечив их имена на карте.





Следующий этап нашей работы изучение климата.



Предлагает ответить на вопрос: На формирование климата любой территории оказывают влияние так называемые климатообразующие факторы. Вспомним, какие климатообразующие факторы влияют на климат материка?

Чертит схему: климатообразующие факторы

ГП Подстилающая поверхность Возд. Массы

Откройте в атласе карту Климатические пояса мира и скажите, в каких климатических поясах лежит Антарктида?

Рассказывает о климате материка







Предлагает по карте определить температуры по сезонам года от центра материка к периферии. Количество осадков.



Подводит итог по климату



Работа по учебнику с климатограммами.

Следующий этап нашей экспедиции это Природные зоны.



Определите по карте природных зон, какая же здесь распространена зона?







Предлагает найти в тексте учебника определение антарктического оазиса





Рассказывает о животном и растительном мире Антарктиды



Итак, ребята, сегодня на уроке мы закончили путешествовать по Антарктиде и всей группы Южных материков. Сегодня мы исследовали особенности рельефа и климата Антарктиды, рассмотрели уникальный животный и растительный мир материка.

Слушают учителя







Отвечают на вопрос с помощью карт:

1. 2040 метров

2. Антарктическая литосферная плита

3. Антарктическая платформа

4.Равнины и низменности

5. Западная часть Антарктиды



Слушают учителя и работают с атласом













Работают с атласом





Слушают учителя














Отвечают на вопрос: географическое положение, подстилающая поверхность и воздушные течения



Чертят таблицу в тетради




Отвечают на вопрос: антарктический









Отвечают на вопросы, используя карту





Слушают учителя


Определяют территории по климатограммам






Отвечают на вопрос: антарктическая пустыня






Работают с учебником, читают определение оазиса




Слушают учителя

Умение слушать учителя





Умение извлекать информацию из карт и учебника













Умение работать с картой











Умение работать с картой



















Умение применять ранее полученные знания



Умение вести тетрадь



Умение пользоваться картой







Умение извлекать информацию из карт





Умение работать с климатограммами





Умение пользоваться с картами







Умение работать с учебником









Правильно отвечают на вопросы













Знают формы рельефа









Знают положение Эребуса и моря Росса

















Правильно отвечают на вопрос





Запись в тетради



Правильно определяют климатический пояс





Правильно отвечают на вопросы



Правильно определяют





Правильно определяют ПЗ





Находят определение



Внимание к изложению

4

Закрепление


Давайте подведём итог, что же вы узнали об особенностях природы Антарктиды. - Антарктида – это самый (какой)……… материк?

  • самый последний был открыт;

  • самый южный;

  • самый высокий;

  • самый холодный, самый суровый климат;

  • самая низкая температура – 89,2 С;

  • самые сильные ветры;

  • самый безлюдный;

  • самый изолированный, удалённый;

  • самый ледяной, 99% территории; мощность до 2000 м;

  • самые большие запасы пресной воды до 80%;

  • самые большие айсберги;

  • самый бедный органический мир;

  • самые многочисленные колонии пингвинов;

  • самый безмолвный, пустынный;

  • самый белый;

  • самые крупные животные планеты питаются у берегов;

  • самый загадочный, мало исследованный.



Отвечают на вопросы



Умение активизировать полученные знания на уроке



Правильно определяют какой материк

5

Домашнее задание: Параграф 49. к/к рельеф и полезные ископаемые. Повторить Южные материки. Создать презентацию - проект любого из материка "Самое интересное на материке"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока географии по теме "Природа Антарктиды"

Автор: Рулина Елена Григорьевна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Разработка урока по теме " Природа Антарктиды " "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-po-tiemie-priroda-antarktidy"
    ["file_id"] => string(6) "123484"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414507404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Открытие и исследование материков. Земли.  Технологическая карта урока. Конспект урока по географии. 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(118) "otkrytiie-i-issliedovaniie-matierikov-ziemli-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115183"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411890835"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта к уроку географии "Природа Антарктиды". 7 класс"
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-ghieoghrafii-priroda-antarktidy-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "301615"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944037"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства