Урок географии "Жизнь в океане"
Тип урока: урок комбинированный
Форма урока: групповая
Цели урока:
-сформировать представление о разнообразии органического мира океана\
- научиться характеризовать и структурировать живые организмы в Мировом океане, особенностях их распространения.
Учебные материалы урока: (учебник 7 класса «География материков и океанов», физическая карта мира)
Ресурсное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, ознакомительный фильм канала ВВС «Жизнь в океане»
Эпиграф к уроку:
Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком - то там меридиане
От полюса до полюса вода.
П.Богданов
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Добрый день уважаемые гости нашего урока! Здравствуйте ребята! Садитесь! Я очень рада вас приветствовать на нашем уроке.
(Просмотр видеоролика)
Скажите пожалуйста мы с вами просмотрели фильм канала ВВС, как вы думаете какое название он может иметь? (жизнь в океане). Очень хорошо, а какие живые организмы этого фильма вам знакомы?(слайд1-2)
Мировой океан - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, повторим материал предыдущего урока…
2. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с поверхностными течениями в океане,частями мирового океана. Дома вы нанесли их на контурные карты и сейчас мы ещё раз назовем и покажем некоторые из них.
Фронтальный опрос(слайд4)
- Что такое течение? (поступательные движения водных масс в горизонтальном направлении )
- Какие виды течений вы знаете? ( ветровые и стоковые)
- Как вы обозначили течения на контурных картах?
Работа с картой.(слайд 5-6 )
Показать на карте: Гольфстрим, Куросио, течение Западных ветров, Пассатные течения, Муссонное, Калифорнийское, Канарское,Бенгальское.
- Какое направление имеют теплые течения? ( от экватора)
- Холодные течения? ( к экватору)
3. Изучение нового материала
Тема нашего урока как вы уже определили «Жизнь в океане»-откройте тетради запишите 27 октября тему сегодняшнего урока.(слайд 7)
Вспомните фрагмент фильма, что вы можете сказать о среде обитания этих организмов? На какие слои вы бы разделили всей обитателей океана и как бы назвали эти слои?
Древний таинственный Океан! В нем все не так, как на суше. Дарами моря человек привык пользоваться еще на заре своей жизни. Правда, в те далекие первобытные времена он брал из моря лишь то, что мог найти у самого берега: ракушки, крабов, рыбу.(слайд 8)Наблюдая с берега, нельзя было узнать о сложной жизни в море.
Богат и разнообразен органический мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. (записи в тетрадях) (слайд 9)
«Что вы можете сказать об условиях жизни в океане? Одинаковы они? Как они различаются? На каких широтах и на какой глубине жизни больше и разнообразней? Условия жизни изменяются от полюсов к экватору, от поверхностных вод к глубинным, поэтому и жизнь также изменяется с условиями.
Именно океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около 4\5 всех живых существ планеты. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающая. Она существует даже на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м.
Разнообразие жизни в нем необычайно велико.
- В Мировом океане обитает огромное количество живых организмов - от одноклеточных микроскопических растений и животных до морских гигантов.
Все морские организмы по образу жизни делятся на три группы: нектон, планктон, бентос.
ПЛАНКТОН
НЕКТОН
БЕНТОС
МОРСКИЕ ОРГАНИЗМЫ
работа в группах-составить кластер по каждой группе и презентировать свою тему)12 минут
· нектон - активно плавающие животные;
· планктон - пассивно плавающие;
· бентос - организмы, живущие на дне.
Группы работают используя учебник стр 44-47 параграф 10,дополнительный материал и рисунки.(10-15 минут)
Выступления учащихся.
Они рассказывают о представителях морских организмов разных групп.
( рисунки лежат на столе и каждая группа выбирает именно тех морских животных которые относятся к данной теме).
Биологическое богатство океана
- Океан издавна является кормильцем человека. В нем ведется промысел млекопитающих (тюленей, моржей), лов рыбы, беспозвоночных животных, собирают водоросли.
Задание…. По рисунку 32 определите районы Мирового океана,богатыерыбой,объясните причину.
Задание для каждой группы индивидуально….(карточки выдает учитель)
Тест (индив.учащимся)
4. Рефлексия
Ответить на стикерах
1. Какие понятия мы сегодня разобрали ?
2. Напишите прилагательные относящиеся к этому уроку
3. Какими действиями мы занимались на уроке
4. На какие действия вас побудила вас тема нашего урока?
Итог урока- Мировой океан обладает большими, но все же ограниченными биологическими богатствами, и перед человечеством стоит важная задача их разумного использования и охраны.
Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. А теперь, чтобы закрепить полученные сегодня знания, выполним следующее задание.(тест)
5. Домашнее задание параграф 10 стр 44-47составить кроссворд «Обитатели океана»
А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.
Показ отрывка видеофильма(подводный мир)