Лапина Тамара Сергеевна,
Учитель географии,
Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Аксарка,
ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка
E-meil: ltser@mail.ru
Конспект урока по географии 5 класс по теме:
«Жизнь в морях и океанах»
Цели урока:
Образовательные:
● развивать знания обучающихся об условиях жизни в океане с глубиной;
Развивающиеся:
● формировать исследовательский подход при изучении темы;
● продолжить развитие умения выделять главное при работе с моделью, презентацией;
● развивать умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи;
● совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
● стимулировать любознательность.
Воспитательные:
● воспитывать бережное и экономное отношение к биоресурсам, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного, развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении исследования.
Тип урока: урок изучение нового материала
Оборудование: учебные столы поставлены в виде трех кораблей, презентация. У каждого ученика: дневник исследователя, модель - самодельное устройство «батискафа», схема глубинных зон, тест. В группе: определитель морских обитателей, план работы, карточки – выводы. Конверты с фигурками для проведения рефлексии.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, заполнять дневник на основе исследовательской работы,
информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию,
коммуникативная компетенция: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании самодельного устройства «Глубины океана»,
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении практической работы.
Формы организации работы детей: групповая работа (просмотр презентации, практическая работа). Индивидуальная работа (выполнение теста, заполнение дневников). Проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой обучающихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Компьютерная презентация к уроку позволяет обучающимся:
Получить знания об условиях жизни в океане с глубиной.
Получить знания о новых понятиях: планктон, нектон, бентос.
Получить представление о живых представителях океана.
Провести рефлексию своих знаний.
Межпредметная связь: биология, география, экология, литература, русский язык, физика.
Ход урока
Класс рассажен по учебным столам, поставленных в виде кораблей, в три группы. На столах у каждого обучающегося план работы (приложение 1), карточки с выводами (Приложение 2). Дневник исследователя. (Приложение 3). Тест (Приложение 4). Конверт с фигурками для рефлексии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем работу школы-географа-исследователя. Давайте вспомним известный нам материал о биосфере (понятие). Какую тему мы изучили на прошлых уроках? (Жизнь в тропических, умеренных, полярных поясах.)
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать нашу планету Земля и оболочку «Биосфера». Ребята! Включается презентация. Перед вами фото (Слайд 1,2,3) Где есть ещё жизнь, кроме верхней части литосферы и нижнего слоя атмосферы? (обучающиеся называют). Как называется тема нашего урока? Сформулируйте тему урока(называется тема урока) А как, по-вашему, какие цели нужно поставить, чтобы усвоить материал?
Слайд 4. Тема урока.
Слайд 5,6. Цели, задачи урока
Учитель: Ребята на прошлых уроках вы были метеорологами, мореходами, гидрологами, палеонтологами, биологами, а сегодня мы будем исследователями мировых глубин. Мы совершим виртуальное путешествие на исследовательских кораблях в Атлантический океан. Прошу занять места на кораблях (ребята надевают бескозырки, садятся). Слайд 7.
Руководитель группы (учитель): Уважаемые исследователи! У нас есть время познакомиться с теоретическим материалом, по которому мы будем работать, выполняя исследовательскую работу. Сейчас вы познакомитесь ещё и с новыми понятиями. (Рассказ учителя о группах органического мира океанов и морей, знакомство с новыми понятиями.) Слайд 8-20.
Руководитель группы (учитель): Пришло время выполнить исследовательскую работу, спустившись на дно Атлантического океана в «Батискафах» Слайд 21. Перед вами стоят следующие задачи: Слайд 22 (учитель ставит проблему перед обучающимися)
Для этого познакомьтесь с планом работы, найдите все документы, необходимые для выполнения работы. Слайд 23, 24. Что не понятно?
Руководитель группы (учитель): Мы продолжаем свое путешествие. Слайд 25,26. Займите места в «Батискафе». Приготовьтесь к погружению (ребята снимают бескозырки). Мы погружаемся и приступаем к работе. Успехов, вам! (Обучающиеся выполняют работу, записывают результаты, делают выводы.)
Руководитель группы (учитель): Поднимаемся. Прошу занять места на кораблях. (ребята надевают бескозырки ).
Руководитель группы (учитель): У нас есть время подвести итог.
Слайд 29-31. Вывод.
Учитель: Вот и закончилось виртуальное путешествие на исследовательских кораблях. А сейчас мы проверим свои знания, выполнив тест. Слайд № 32,33.
Итог урок.
Слайд 34. Домашнее задание.
Слайд 35. Рефлексия.
Слайд 36. Спасибо за урок. Урок окончен.
За урок все обучающиеся получают оценку (за практическую работу), за тест. В журнал выставляется средняя оценка.