-
«Природа России»
Цели:
- образовательные – обобщить знание основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»,
- развивающие – развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, активизировать познавательную деятельность школьников,
- воспитательные – воспитывать чувство ответственности за команду, культуру межличностного общения.
Правила игры:
· По очереди команды выбирают тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Время обсуждения 30 секунд.
· За правильный ответ команда получает баллы, соответствующие стоимости вопроса.
· При неправильном ответе ведущий зачитывает ответы других команд, которые они в процессе обсуждения записывают на лист. За правильный ответ они получают баллы, равные половине стоимости вопроса.
· Количество открытых вопросов должно быть кратно количеству команд.
· Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Задания игры.
СТИХИЯ
10 – предсказание стихийных явлений (прогноз),
20 – огромные потоки воды, хлынувшие на берег и наносящие огромный ущерб хозяйству и иногда влекущие за собой человеческие жертвы (наводнение),
30 – неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения правильного хода природных явлений (стихийные природные явления),
40 – катастрофические природные явления и процессы, а также их последствия, которые могут вызвать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб (стихийные бедствия),
50 – вид стихийных бедствий, вызванных деятельностью человека (техногенные).
ОХРАНА ПРИРОДЫ
10 – охраняемая зона, в которой под охраной находятся некоторые части природного комплекса (заказник),
20 – эндемик НП «Угра» (русская выхухоль),
30 – назови не менее двух наиболее экологически опасных отраслей (энергетика, добыча угля, производство искусственных материалов, ВПК),
40 – … - это целенаправленная деятельность, обеспечивающая возрастающие потребности общества путем всемерной интенсификации использования природных ресурсов, сохранение природных богатств в интересах будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрану и восстановление эстетических свойств природных комплексов (рациональное природопользование),
50 – дополни недостающую составляющую часть рационального природопользования: изучение, охрана, освоение и … (преобразование).
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
10 – природная зона, которая располагается между арктическими пустынями и лесной зоной (тундра),
20 – основная закономерность изменения природных условий в горах (высотная поясность),
30 – это самая большая по площади природная зона России, для которой характерны тёплое лето и холодная зима (особенно суровая в Сибири), подзолистые и дерново-подзолистые почвы на западе (лесная зона-тайга),
40 – он доказал, что зональность является всеобщим законом природы (Василий Васильевич Докучаев),
50 – основная закономерность пространственного изменения географической оболочки (природная зональность).
ПТК РОССИИ
10 – наивысшая точка Кавказа (Эльбрус, 5642 м),
20 – по особенностям рельефа он разделяется на Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный (Урал),
30 – климат, характерный для Дальнего Востока (муссонный),
40 – этот ПТК занимает обширную равнинную поверхность, характеризуется континентальным климатом, заболоченностью, его недра таят в себе колоссальные запасы нефти и газа (Западно-Сибирская равнина),
50 – живородящая рыба, эндемик Байкала (голомянка).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
10 – количество часовых поясов в России (11, с 26.10.2014 г.),
20 – назвать не менее трёх фамилий русских географов-путешественников (Поярков, Хабаров, Дежнёв, Никитин, Атласов, Москвитин, Попов, Беринг, Лаптевы, Прончищевы, Челюскин, Крашенинников, Чичагов, Гумбольдт, Невельской, Пржевальский, Докучаев, Обручев, Черский),
30 – с каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
40 – родина певца Игоря Николаева (Сахалин),
50 – самое распространённое дерево России (лиственница).