Воспитательная : Воспитать умение работать в группе. Воспитывать интерес к теме
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок практикум.
Методы: 1. Репродуктивный.
2. Частично-поисковый.
Оборудование: атлас России. 8 класс., Физическая карта России, интерактивная доска, учебник географии, контурная карта.
Структурные части урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Работа по готовой схеме «Климатообразующие факторы»
Схеме на доске.
Схема была составлена уч-ся на предыдущем уроке.
7 – 8 мин.
Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость и готовность к уроку.
1.Беседа по схеме о значении климатообразующих факторов.
1.Географическое положение.
2.Влияние постоянных
ветров.
3.Влияние морей и океанов.
4.Влияние рельефа.
5.Влияние размеров страны.
2.В каких климатических поясах расположена Россия?
3.Какие воздушные массы формируют климат субарктического пояса?
3.Почему?
Приветствуют учителя, делают последние приготовления к уроку.
Увеличение суммарной солнечной радиации с севера на юг. Смена климатических поясов и природных зон.
Северо-восточные ветры со стороны Северного Ледовитого океана. Иногда «побеждают» западные ветры и проникают на юг вглубь страны, принося с собой холодную погоду.
Западные ветры господствующие в умеренном поясе. Летом приносят осадки, прохладную погоду. Зимой потепление и осадки в виде мокрого снега.
Муссоны. Летом с Тихого океана – осадки, зимой с суши на море.
3.Усиливается благодаря постоянным ветрам. Атлантический океан сильнее всех влияет на климат России. Воздух с Атлантики делает климат западной части России мягким и влажным.
Летний муссон – сезон дождей на побережье Тихого океана. Воздушные массы- похолодание.
4.Дальневосточные хребты- препятствие на пути ветров с Тихого океана.
На наветренных склонах Уральских гор (Предуралье) осадков выпадает больше чем на подветренных ( Зауралье). Арктический воздух, не встречая преград, может проникать далеко на юг страны.
5.Возрастание континентальности с запада на восток.
Арктический, субарктический, умеренный.
Летом – ВУШ, зимой-ВАШ.
Переходный.
Вывод: Территория России расположена в трех климатических поясах. Это определяет большое разнообразие климатических условий.
3.Изучение нового материала.
30 мин.
Мы продолжаем изучение климата России.
Тема урока: Типы климатов России.
Цель: выяснить особенности климата России.
Скажите, какие показатели необходимо проанализировать для того, чтобы дать характеристику климата?
Учитель предлагает определить детям задачи урока
Учитель организует работу в группах.
1группа - арктический климат.
2группа - субарктический климат.
3 группа – умеренно-континентальный климат.
4 группа – континентальный климат.
5 группа – резко – континентальный климат.
6 группа – муссонный климат.
Учащиеся получают план изучения типов климата.
Какие территории располагаются в пределах данного типа климата.
Средние температуры января и июля. Амплитуда температур.
Типы воздушных масс. Преобладающее атмосферное давление.
Количество осадков и их режим.
Преобладающие типы погод.
Предложите перечень одежды для данного климата (на все времена года)
Средние температуры января и июля, количество осадков, режим осадков, воздушные массы, преобладающие типы погод.
Задачи:
1.выяснить климатические показатели для каждого типа климата. Сравнить их.
2.Выяснить причины разнообразия климата.
3.Выяснить причины выделения климатических областей в пределах умеренного пояса.
Каждая группа изучает определенный тип климата, отмечает основные показатели. Во второй половине урока учащиеся выступают с отчетом по своей работе. По итогам выступлений составляется опорный конспект в контурных картах, где отмечаются основные показатели каждого типа климата. Представители от каждой группы составляют опорный конспект в контурной карте на интерактивной доске.
Учащиеся отмечают границы климатических поясов и климатических областей. Составляют опорный конспект. См. приложение1.
Коррекция и закрепление знаний.
5 -6 мин.
Подведение итогов урока.
Почему в пределах умеренного климатического пояса формируются несколько типов климата.
Определить тип климата для предлагаемых территориях.
1вариант:
Карелия-
Пензенская область-
Алтай-
Север Западной Сибири
Приморье-
2вариант:
Мордовия-
Г.Тюмень-
Республика Саха Якутия-
Камчатка-
Чукотка-
Учитель обращает внимание учащихся на цель урока.
1.Цель урока выполнена?
2. В каких климатических поясах расположена Россия?
3.Каковы причины разнообразия климата?
4.Сочинить синквейн.
Учитель оценивает работу групп.
Большая протяженность России с запада на восток.
2.Взаимопроверка выполненной работы.
Ответы и критерии оценки на доске.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 -2 ошибки
«3» - 3 ошибки.
3.Причины разнообразия климата:
- географическое положение;
- большая протяженность с запада на восток. Климат большей части территории страны формируются под влиянием воздушных масс с Атлантического океана. Поэтому континентальность климата нарастает с запада на восток)
- особенности рельефа. Влияние Тихого океана на климат ограничивают береговые хребты Дальнего Востока, в результате чего оно сказывается лишь на узкой прибрежной полосе.
Учащиеся кратко записали причины разнообразия климата.
Климат России
Теплый, холодный
Катайся, плавай, отдыхай
У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.
Скоро Новый год!
Климат России
От Умеренно-континентального до Муссонного
Морозит, согревает,напоминает
Готовь сани летом, телегу зимой
Ну, очень весело.
И др.
4.Домашнее задание.
1 мин
Учитель записывает на доске.
Дети записывают в тетрадях. П.12. Продолжить работу в контурных картах по составлению опорного конспекта.
Заполнить морской тип климата ( Камчатка)
Литература.
Дронов В.П., Баринова И.И.,Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн.1: Природа,население,хозяйство.8кл.- М.: Дрофа,2004.- 272с.: ил.,карт.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География : Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: География России 8 кл. – 3-е изд. –М.: ООО « ТИД « Русское слово -РС»,2010. – 336с.: ил.
Раковская Э. М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская. – ил., карт. М.: Просвешение, 2002. -301с.: ил., карт.
Жижина Е.А. Универсальное поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М,: ВАКО, 2009. – 352с.- ( в помощь учителю).
Элькин Г.Н. География России. Природа. 8класс: Метод. Пособие. – СПб.: « Паритет», 2003. – 256 с. ( Серия поурочное планирование)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная : Воспитать умение работать в группе. Воспитывать интерес к теме
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок практикум.
Методы: 1. Репродуктивный.
2. Частично-поисковый.
Оборудование: атлас России. 8 класс., Физическая карта России, интерактивная доска, учебник географии, контурная карта.
Структурные части урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Работа по готовой схеме «Климатообразующие факторы»
Схеме на доске.
Схема была составлена уч-ся на предыдущем уроке.
7 – 8 мин.
Учитель приветствует класс, проверяет посещаемость и готовность к уроку.
1.Беседа по схеме о значении климатообразующих факторов.
1.Географическое положение.
2.Влияние постоянных
ветров.
3.Влияние морей и океанов.
4.Влияние рельефа.
5.Влияние размеров страны.
2.В каких климатических поясах расположена Россия?
3.Какие воздушные массы формируют климат субарктического пояса?
3.Почему?
Приветствуют учителя, делают последние приготовления к уроку.
Увеличение суммарной солнечной радиации с севера на юг. Смена климатических поясов и природных зон.
Северо-восточные ветры со стороны Северного Ледовитого океана. Иногда «побеждают» западные ветры и проникают на юг вглубь страны, принося с собой холодную погоду.
Западные ветры господствующие в умеренном поясе. Летом приносят осадки, прохладную погоду. Зимой потепление и осадки в виде мокрого снега.
Муссоны. Летом с Тихого океана – осадки, зимой с суши на море.
3.Усиливается благодаря постоянным ветрам. Атлантический океан сильнее всех влияет на климат России. Воздух с Атлантики делает климат западной части России мягким и влажным.
Летний муссон – сезон дождей на побережье Тихого океана. Воздушные массы- похолодание.
4.Дальневосточные хребты- препятствие на пути ветров с Тихого океана.
На наветренных склонах Уральских гор (Предуралье) осадков выпадает больше чем на подветренных ( Зауралье). Арктический воздух, не встречая преград, может проникать далеко на юг страны.
5.Возрастание континентальности с запада на восток.
Арктический, субарктический, умеренный.
Летом – ВУШ, зимой-ВАШ.
Переходный.
Вывод: Территория России расположена в трех климатических поясах. Это определяет большое разнообразие климатических условий.
3.Изучение нового материала.
30 мин.
Мы продолжаем изучение климата России.
Тема урока: Типы климатов России.
Цель: выяснить особенности климата России.
Скажите , какие показатели необходимо проанализировать для того, чтобы дать характеристику климата?
Учитель предлагает определить детям задачи урока
Учитель организует работу в группах.
1группа - арктический климат.
2группа - субарктический климат.
3 группа – умеренно-континентальный климат.
4 группа – континентальный климат.
5 группа – резко – континентальный климат.
6 группа – муссонный климат.
Учащиеся получают план изучения типов климата.
Какие территории располагаются в пределах данного типа климата.
Средние температуры января и июля. Амплитуда температур.
Типы воздушных масс. Преобладающее атмосферное давление.
Количество осадков и их режим.
Преобладающие типы погод.
Предложите перечень одежды для данного климата (на все времена года)
Средние температуры января и июля, количество осадков, режим осадков, воздушные массы, преобладающие типы погод.
Задачи:
1.выяснить климатические показатели для каждого типа климата. Сравнить их.
2.Выяснить причины разнообразия климата.
3.Выяснить причины выделения климатических областей в пределах умеренного пояса.
Каждая группа изучает определенный тип климата, отмечает основные показатели. Во второй половине урока учащиеся выступают с отчетом по своей работе. По итогам выступлений составляется опорный конспект в контурных картах, где отмечаются основные показатели каждого типа климата. Представители от каждой группы составляют опорный конспект в контурной карте на интерактивной доске.
Учащиеся отмечают границы климатических поясов и климатических областей. Составляют опорный конспект. См. приложение1.
Коррекция и закрепление знаний.
5 -6 мин.
Подведение итогов урока.
Почему в пределах умеренного климатического пояса формируются несколько типов климата.
Определить тип климата для предлагаемых территориях.
1вариант:
Карелия-
Пензенская область-
Алтай-
Север Западной Сибири
Приморье-
2вариант:
Мордовия-
Г.Тюмень-
Республика Саха Якутия-
Камчатка-
Чукотка-
Учитель обращает внимание учащихся на цель урока.
1.Цель урока выполнена?
2. В каких климатических поясах расположена Россия?
3.Каковы причины разнообразия климата?
4.Сочинить синквейн.
Учитель оценивает работу групп.
Большая протяженность России с запада на восток.
2.Взаимопроверка выполненной работы.
Ответы и критерии оценки на доске.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 -2 ошибки
«3» - 3 ошибки.
3.Причины разнообразия климата:
- географическое положение;
- большая протяженность с запада на восток . Климат большей части территории страны формируются под влиянием воздушных масс с Атлантического океана. Поэтому континентальность климата нарастает с запада на восток)
- особенности рельефа. Влияние Тихого океана на климат ограничивают береговые хребты Дальнего Востока, в результате чего оно сказывается лишь на узкой прибрежной полосе.
Учащиеся кратко записали причины разнообразия климата.
Климат России
Теплый, холодный
Катайся, плавай, отдыхай
У природы нет плохой погоды , каждая погода благодать.
Скоро Новый год!!!
Климат России
От Умеренно-континентального до Муссонного
Морозит, согревает ,напоминает
Готовь сани летом, телегу зимой
Ну, очень весело.
И др.
4.Домашнее задание.
1 мин
Учитель записывает на доске.
Дети записывают в тетрадях. П.12. Продолжить работу в контурных картах по составлению опорного конспекта.
Заполнить морской тип климата ( Камчатка)
Приложение 1.
Рельеф
Горы Равнины
Низкие средние высокие Низменности Возвышенности Плоскогорья
1000м 2000м более3000 От 0-200м 200-500м 500-1000м
Приложение 2.
Рельеф – продукт противоречия эндогенных и экзогенных сил.
- найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?
Г. Победа (хр. Черского), Ледяная ( Корякское нагорье), Тардоки- Янги (Сихоте- Алинь), Мунку-Сардык( Саяны) ,Казбек ( Кавказ), Кызыл –тайга ( Западные Саяны), Базардюзю ( Кавказ).
-Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих факторов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, курганы, барханы, морены, наледи, терриконы, озы, курчавые скалы. дамбы, карьеры, овраги.
1. Флювиальные (деятельность текучих вод):
2. Гляциальные ( ледниковые):
3. Эоловые (деятельность ветра):
4. антропогенные (деятельность человека):
Приложение 4.
Учащиеся получили определения в начале урока.
Морена- вытянутые гряды из песка и валунов. Ледниковая форма рельефа.
Бараньи лбы- скалистые выступы коренных, сглаженные и отполированные движущимся ледником.
Зандровые равнины - пологая, волнистая равнина, расположенная перед внешним краем конечных морен. Внешняя зона ледникового комплекса.
Озы- линейно – вытянутые валы высотой до нескольких десятков метров, шириной от 100- 200м, до 1-2км длиной с небольшими перерывами. Скопление галечника и песка.
Барханы- положительная форма рельефа; подвижное скопление сыпучего песка, навеянное ветром и слабо закрепленное растительностью( прочно закрепленное растительностью. Достигают до 100м в высоту.
Дюны – песчаные холмы, образующиеся как в пустынях, так и на морских побережьях, имеют форму либо длинных гребней, либо асимметричных холмов.
Террикон- искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке полезных ископаемых.
Овраг –
Балка-
Литература.
Дронов В.П., Баринова И.И.,Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн.1: Природа,население,хозяйство.8кл.- М.: Дрофа,2004.- 272с.: ил.,карт.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География : Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: География России 8 кл. – 3-е изд. –М.: ООО « ТИД « Русское слово -РС»,2010. – 336с.: ил.
Раковская Э. М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская. – ил., карт. М.: Просвешение, 2002. -301с.: ил., карт.
Жижина Е.А. Универсальное поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М,: ВАКО, 2009. – 352с.- ( в помощь учителю).
Элькин Г.Н. География России. Природа. 8класс: Метод. Пособие. – СПб.: « Паритет», 2003. – 256 с. ( Серия поурочное планирование)