4 | Освоение нового материала | Учебная задача: Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой – сначала мачта, а потом корпус? Эвристическая беседа. Работа с рисунком Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют? Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Назовите их. В чем их отличие? Ни в одну из этих групп не входит Плутон - самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Плутон мало изучен, открыт был только в 1930 г. Это единственная планета, которую не посетили земные космические аппараты. Рис.4 стр.8 Какая самая большая планета Солнечной системы? Назовите общее количество планет. Назовите самую близкую к Солнцу планету. Какая планета имеет кольца? Назовите соседей Земли. Какая планета занимает третью орбиту? Что является центром Солнечной системы? У Земли есть естественный спутник, что это? Прочитайте пункт 3 (стр. 10 учебника) ответить на вопросы: а) на каком расстоянии находится Луна от Земли; б) Чем Луна отличается от Земли Виды движения земли, определения причинно-следственных связей. Составление схемы. Рассказ учителя. Движется ли Земля? Какие виды движений вы знаете? Астрономы установили, что Земля одновременно участвует в нескольких видах движения. Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли - это эллипс. Одновременно с движением вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси (против часовой стрелки). Земная ось - это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли. Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах. По поверхности Земли проходит экватор - воображаемая линия, равноудаленная от географических полюсов. Экватор делит Землю на Северное к Южное полушария. Работа с теллурием. Определение следствий движения Земли | Земля имеет форму шара Солнечную систему Планеты земной группы намного меньше по размерам и самые близкие к Солнцу. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.) Планеты-гиганты (они состоят из газов, в первую очередь из водорода, не имеют твердых поверхностей, удалены от Солнца). Перечислите их. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.) Юпитер 9 Меркурий Сатурн Венера, Марс. Земля Солнце Луна Виды движения земли Вокруг оси Вокруг солнца | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, монологическая речь. Личностные: умение оценивать с позиций общечеловеческих норм героические поступки людей. Регулятивные: способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, сверять свои действия с целью, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля. Познавательные: умение делать обобщение, делать выводы, анализировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), поиск информации, работа с текстом. |
5 | Физкультминутка. | Игра «День-ночь». («Ночь». Вы отдыхаете, расслабляетесь, засыпаете. Если я назову термин касающийся времени, вы откроете глаза, если другой – расслабляетесь – закрываете глаза Орбита, Уран, Млечный путь, линия перемены дат, галактика, поясное время, земная ось, всемирное время, вращение, сутки. | | |
8 | Рефлексия | - Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и хорошо усвоили тему. Продолжите фразу на листочке: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким/длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен /бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 Комментирует и выставляет оценки за урок. | Ответы учащихся. | Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом |