учителя географии высшей квалификационной категории
МАОУО СОШ №13 г. Темрюка Краснодарского края,
Помазан Людмилы Петровны
по теме «Земля-часть Солнечной системы»
Базовый учебник: «География. Землеведение. 5класс», авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2013 г.
Урок Помазан Людмилы Петровны разработан на высоком теоретическом и методическом уровне. Сценарий составлен согласно конструктору урока, рекомендованному учителям школы для работы в рамках внедрения ФГОС
На уроке использовался достаточно интересный материал о всех планетах Солнечной системы, предыдущие темы подвели к понятию о Вселенной. Тема привлекает внимание данной возрастной группы и ученики самостоятельно изучали новый материал согласно заданиям –инструкциям учителя.
Игровая форма – путешествие во Вселенной заинтересовала и настроила учеников на достижение цели. Красочная презентация, интересные стихотворения, научные факты в виде журнала путешественников во Вселенной вызвали интерес учащихся, сформировали положительную мотивацию на уроке.
В течении урока происходит смена видов деятельности, все задания развивающего характера, способствующие формированию собственных представлений, знаний, умений по теме. Объем заданий приемлемый. Наглядный материал урока, презентация планет, космических тел, соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, вызывает образное мышление, абстракцию.
Тема весьма интересна, что вызывает повышенный интерес у всех учащихся, фронтальная работа позволяет привлечь к работе большинство школьников, задания простые, не требующие больших усилий, дифференциация прослеживается в парной и групповой работе. Ребята работали в паре над полученными заданиями, в целом команды зарабатывают бонусы-звёздочки.
Анализ материала по разработке урока, позволяет сделать вывод о высокой предметной грамотности учителя Помазан Людмилы Петровны.
Руководитель РМО Саркисян Л.С.
Учитель географии МБОУ СОШ №21 Любченко Т.Л.
Учитель географии МБОУ СОШ №2 Жинова Е.Е.
Учитель географии МБОУ СОШ №2 Каух Н.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Земля - планета Солнечной системы"»
Урок Земля-часть Солнечной системы
Цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли вокруг Солнца.
Задачи:
- обучающие:формировать представление о планетах Солнечной системы, работать с учебником и обобщающей таблицей; расширить знания о строении Вселенной
- развивающие: · развивать умения работать в группе;
- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся культуры общения
Планируемые результаты:
- личностные: формирование умений и навыков использования знаний о солнечной системе в повседневной жизни
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с теллурием
- предметные: формирование представлений о солнечной системе, об уникальности Земли.
Универсальные учебные действия:
- личностные: формирование умений и навыков использования географических знаний о солнечной планете в повседневной жизни.
- регулятивные: умения организовывать свою деятельность,;
- познавательные: выявлять причины и следствия явлений связанных с орбитальным движением Земли.
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: коллективная работа в парах
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Предлагает отправится в путешествие на трех космических кораблях. Капитаны команды объясняют значение названий космических кораблей «Вселенная», «Галактика», «Млечный Путь»
Приветствие учителя, выбирают командиров коробля.
5
2. Целеполагания:
Посмотрите из иллюминатора и скажите, что мы будет изучать, во время нашего урока- путешествия.
Какие задачи перед космонавтами-исследователями поставлены.
Учащиеся формируют тему уроки и задачи записывается на доске и обсуждается.
3
3. Создание проблемной ситуации
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Команды получают проекты исследования.
Работают с проектом
в парах
10
4. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Защита проектов
Физкультурная пауза
Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
Выступают у доски с защитой проекта
15
5. Рефлексия
(итог урока)
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки
Участвуют в подведении итогов урока.
5
6. Домашнее задание
Комментирует д/з : §7 Придумать вопросы для теста по теме урока, подобрать к вопросам иллюстрации
Записывают домашнее задание
3
Приложения к уроку:
Задания по актуализации опорных знаний:
Проект : «Земля-планета Солнечной системы»
Прочитайте описание всех планет Солнечной системы.
Название планеты
Расстояние до Солнца
(в млн.км)
Особенности поверхности
Диаметр в км
Вращен-ие вокруг оси ( зем-ные сутки и часы)
Вращение вокруг Солнца
(земные сутки и лет)
Температура на планете
Количество спутников
1
Меркурий
(в честь римского бога торговли)
58
твердая
4 865
58 з с.
88 з. с.
+ 430°
-
2
Венера ( в честь богини красоты)
108
твердая
12 100
243 з. с.
225 з. с..
+ 500°
-
3
Земля
150
твердая
12 700
24ч
365,4 з. с.
+ 30°
1
4
Марс (в честь римского бога войны)
228
твердая
6 800
24 ч
688 з. с.
– 23°
2
5
Юпитер (в честь главного римского бога Юпитера)
778
газообразная
142 000
10ч
12 з. л.
– 160°
63
6
Сатурн (в честь римского бога земледелия)
1 426
газообразная
120 000
10ч
29,5 з.л.
– 150°
60
7
Уран в честь грече(ского бога неба Урана)
2 869
газообразная
и ледяная
50 700
10ч
84 з.л
– 224°
27
8
Нептун (в честь римского бога морей)
4 500
газообразная
и ледяная
48 600
16ч
165 з.л
– 210°
13
Задание 1
Закончите предложение. Солнечная система – это___________________
Космические тела, входящие в состав Солнечной системы.
а) б)
в) г)
д)
Подпишите названия планет Солнечной системы.
1
2
3
4
5
6
7
8
4
2
3
7
8
6
5
1
Задание 2. Закончите заполнение таблицы.
Общие черты всех планет Солнечной системы
Черты сходства Земли с планетами земной группы
Черты отличия планет-гигантов от планет земной группы
1.Возникли
1.Находятся к Солнцу
1.Находятся от Солнца
2.Движутся вокруг Солнца по
2. .Размеры планет
2. Размеры планет
3.Вращаются вокруг
3. Вокруг своей оси вращаются
3. Вокруг своей оси вращаются
Имеют форму .4. Имеют форму
4.Поверхность
4. Поверхность
Задание 3 .Заполните таблицу.
Вопросы
ответы
1.Самая большая планета
2.Самая маленькая планета Меркурий
3. Самая холодная планета.
4. Самая горячая планета
5.Самая далекая планета.
6. У какой планеты скорость движения по орбите самая большая
7.Ближайшая к Земле планета.
8.У какой планеты самый большой радиус.
9.У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной?
10. У какой планеты скорость движения по орбите самая маленькая
11.У каких планет отсутствуют спутники
12. Ближайшая к Солнцу планета
Задание 4. Определите, какой из приведенных рисунков соответствует Северному полушарию Земли, а какой – Южному.
По рисунку 22, страница 28 определите:
а) площадь материков б) площадь океанов в) площадь Земли
Задание 5. Используя текст в учебнике на страницах 27-29, выпишите в тетрадь уникальные черты Земли как планеты.
Ответы
Задание 1
Закончите предложение.
Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.
Космические тела, входящие в состав Солнечной системы.
а) планеты б) спутники
в) астероиды, планеты-карлики г)кометы, межпланетное пространство
Подпишите названия планет Солнечной системы.
Задание 2. Закончите заполнение таблицы.
Общие черты всех планет Солнечной системы
Черты сходства Земли с планетами земной группы
Черты отличия планет-гигантов от планет земной группы
1.Возникли одновременно
1.Находятся к Солнцу ближе
1.Находятся от Солнца дальше
2.Движутся вокруг Солнца по орбите
2. .Размеры планет небольшие
2. Размеры планет большие
3.Вращаются вокруг оси
3. Вокруг своей оси вращаются
быстро
3. Вокруг своей оси вращаются
медленно
Имеют форму .4. Имеют форму шара
4.Поверхность твердая
4. Поверхность газообразная
Задание 3
Вопросы
ответы
1.Самая большая планета
Юпитер
2.Самая маленькая планета Меркурий
Меркурий
3. Самая холодная планета.
Уран
4. Самая горячая планета
Венера,
5.Самая далекая планета.
Нептун
6. У какой планеты скорость движения по орбите самая большая
Меркурий
7.Ближайшая к Земле планета.
Венера,
8.У какой планеты самый большой радиус.
Юпитер
9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца?
Меркурий
10.У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной?
Марс
11. У какой планеты скорость движения по орбите самая маленькая
Нептун
12.У каких планет отсутствуют спутники
Меркурий, Венера
13. Ближайшая к Солнцу планета
Меркурий
Задание 4
а)изображено соотношение суши и океана в северном полушарии.
б) изображено соотношение суши и океана в южном полушарии
По рисунку 22, страница 28 определите:
а) площадь материков 148 млн.км б) площадь океанов 361млн.км