kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"»

Урок по географии в 10 классе: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Учебно-воспитательные цели:

Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды.

Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.

Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

Оборудование: карта «Глобальные проблемы человечества», политическая карта мира, учебники, атласы, презентация.

Ход урока

1.Вводное слово учителя.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемое жюри и гости. Разрешите представиться, я Абакарова Людмила Н. учитель биологии и географии в Тлайлухской СОШ. И сегодня вы мои ученики.

Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошее настроение, подарите улыбки гостя. У нас прекрасное настроение и огромное желание учиться, познавать новое. Спасибо.

Актуализация знаний:

Географическая оболочка – оболочка Земли, включающая в себя верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и всю биосферу.

В пределах географической оболочки эти вышеприведенные части взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга, взаимозависимы.

Географическая среда – часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Географическая среда служит поставщиком ресурсов обществу, местом его обитания, оказывает влияние на психолого-духовные основы развития.

Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов нам известны

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы (Лесные)

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.




Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов - исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Изучение нового материала

Мы летим в космическом пространстве на космическом ко­рабле. Корабль этот мы привыкли называть — планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече­ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». Наша тема очень актуальна на сегодняшний день. Ведь вы знаете, что 2017 год объявлен годом Экологии в России.

Народная пословица гласит: «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо». Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.     

Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы и самого человека.

Скажите, что на ваш взгляд является главным источником загрязнения?

(Ответы учащихся)

Главным источником загрязнения окружающей среды явля­ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. (к концу 20 века количество отходов возросло до 100 млрд. тонн, а к началу 21 века до 300 млрд. тонн).

А как вы думаете, какие виды загрязнения существуют?

(Ответы учащихся)

Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Учитель: Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. У вас на столе лежат таблицы, которые вы будите заполнять, работая в группах. Значит, будем записывать в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

Также у каждой группы находятся сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы.

1.Загрязнение литосферы (почвенного покрова).

Вопросы: Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?

Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «мусорная цивилизация»

Вывод. Глобальные изменения в литосфере:

1)радиационные загрязнения обширных участков с трагическими последствиями;

2)эрозия почв, засоление, заболачивание или опустынивание (в результате изымается из сельскохозяйственного производства около 6 млн га земель ежегодно);

3)токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

2. Объясните термин “мусорная цивилизация”. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

2.Загрязнение гидросферы.

Вопросы:

1)С какими серьезными водноресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира?

2)Как решаются проблемы дефицита чистой пресной воды в странах мира?

3)Какие существуют проблемы загрязнение воды Мирового океана и какие последствия при этом возникают?

Вывод. Глобальные изменения в гидросфере:

1)наиболее загрязненные реки и озера мира – Рейн, Дунай, Сена, темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Ладожское озеро, Балхаш и др.

2)загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.

3. Загрязнение атмосферы.

Задания:

1)Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы.

2)Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

Вывод. Глобальные изменения в атмосфере:

1)загрязнение атмосферы углекислым газом и др., угроза парникового эффекта;

2)возникновение кислотных дождей, которые губят леса, уничтожают жизнь, отрицательно сказываются на здоровье людей.

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Ответ: К числу «грязных» производств прежде всего относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов.

К этому перечню можно добавить еще один путь – создание сети охраняемых природных территорий (ОПТ).

ОПТ – это территории, на которых обеспечивается охрана от традиционного хозяйственного использования и поддержание естественного состояния в научных, учебно-просветительских и культурно-эстетических целях.

Основные формы ОПТ: заповедники, заказники, резерваторы, национальные парки.

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

- Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

Ответ: ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), МСОП ( Международный союз охраны природы), МГС (Международный географический союз.

5.Природоохранная деятельность и экологическая политика.

Она складывается из понятий:

а) природоохранные законы;

б) долгосрочные программы улучшения окружающей среды;

в) введение систем штрафов (платит тот, кто загрязняет);

г) создание министерства и других государственных органов;

д) партии «зеленых», общественная организация «Гринпис»;

е) международные конференции (ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы»).

И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине.

3.Итоги урока. IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

VI. Рефлексия.

Вопросы:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?

  3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?

  4. Какие новые навыки приобрели?

Обсуждаются результаты работы учащихся, дается их оценка, самооценка.







I группа «Атмосфера»: Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт. Крупными и опасными являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров.

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны.      Еще большее внимание ученых привлекают последствия попадания в атмосферу соединений углерода: углекислый газ, угарный газ и метан. Среди них преобладает углекислый газ. Он не ядовит, но, накапливаясь, приводит к образованию парникового эффекта. Поступление этих соединений в атмосферу связано со сгоранием топлива и утечками метана из нефтяных и газовых скважин. Если в 1950 году в атмосферу Земли поступало 1520 млн тонн углерода, то в 2000 году – 6200 млн тонн, то есть объем поступления углерода увеличился в четыре раза. Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие страны – Кувейт, ОАЭ, Сингапур .Другая группа газов – фреоны – имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, в виде растворителей, распылителей, моющих средств. Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия (до 90-х годов США и СССР произвели более 500 ядерных взрывов, в результате чего радиоактивный фон планеты повысился на 2%. В настоящее время надземные испытания ядерного оружия запрещены. Но радиационное заражение может происходить при авариях на АЭС)




II группа «Литосфера»: Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором – Россия.Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах. Часто отходы служат вторичным сырьем, например, для производства строительных материалов.Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.

Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

III группа «Гидросфера»: Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта. Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов. Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. Наиболее загрязнен бассейн реки Волги. Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего нефтью загрязнен Атлантический океан. Движение поверхностных вод в Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Автор: Петриашвили Лариса Герасимовна

Дата: 29.01.2021

Номер свидетельства: 571803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок химии на тему " Нефть, переработка нефти, охрана окружающей среды""
    ["seo_title"] => string(79) "urok-khimii-na-tiemu-nieft-pierierabotka-niefti-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "266779"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450250249"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок по теме: «Состав мыла и его моющие действия. Понятие о СМС. Охрана окружающей среды от загрязнения ПАВ» "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-po-tiemie-sostav-myla-i-iegho-moiushchiie-dieistviia-poniatiie-o-sms-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy-ot-zaghriaznieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "170707"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423581396"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме :"Влияние окружающей среды на здоровье человека." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-obzh-v-6-klassie-po-tiemie-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241354"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды."
    ["seo_title"] => string(69) "khimiko_ekologhichieskiie_probliemy_i_okhrana_okruzhaiushchiei_sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "406194"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491232229"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Урок "Охрана окружающей среды""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_okhrana_okruzhaiushchei_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "576966"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616956138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства