kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: • Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся об озоновых дырах, кислотных дождях, парниковом эффекте; • Развивающие: продолжить формирование познавательного интереса к предмету и ценностного отношения к живому миру, развитие умений систематизировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи; • Воспитательные: формировать экологическую культуру личности и экологическую ответственность на основе ноосферногомышления. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентации, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица «Список химических загрязнителей». «Если вы не думаете о будующем, у вас его и не будет». Джон Голсу Ход урока I. Организационный момент II. Повторение изученного материала. Подготовка к восприятию новой информации. Учитель.Ребята мы свами завершаем изучать курс химии 11 класса. Тема сегодняшнего урока основывается как на знаниях химии, а также экологии и биологии. Экологическое воспитание сводится к тому, чтобы каждый человек захотел сделать свой дом, улицу, город чистым, ухоженным, экологически безопасным. Но сегодняшняя обстановка, к сожалению, совсем иная… Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены. Антропогенная нагрузка на неё велика, и это приводит к возникновению экологических проблем. (Учащиеся просматривают презентацию, обсуждают с учителем план урока.) III.Изучение нового материала Учитель. Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду огромное количество вредных веществ, которые нарушают биогенную миграцию веществ и приводят ко многим биосферным проблемам, одной из которых является разрушение озонового слоя. В ходе изучения нового материала учащие заполняют таблицу «Глобальные проблемыатмосферы». Экологическая проблема Причины Химизм Последствия Сообщение учащегося. Проблема разрушения озонового экрана и образование озоновых дыр. Атмосфера имеет исключительное значение для живых организмов Земли, являясь средой обитания большинства из них. При этом для живых организмов имеет значение постоянный состав воздуха, сформировавшийся в ходе геобиоэволюции Земли. Другая важная функция атмосферы, и особенно входящего в её состав озонового слоя, - защита живых организмов от вредного воздействия солнечной и космической радиации. Именно после формирования озонового слоя в атмосфере жизнь на Земле вышла на сушу. Озоновый слой–это озон, содержащийся в стратосфере в слабой концентрации. Содержание озона уменьшается в озоновом слое под действием антропогенных загрязнителей атмосферы. Чтоб защитить себя, необходимо решить проблему сохранения и защиты озонового слоя. Снижение концентрации стратосферного озона очень опасно, но именно этот процесс сейчас происходит при активном содействии человека, что приводит к образованию «озоновых дыр». Впервые «озоновая дара» была обнаружена в 1985г. над Антарктидой. Под «дырой» следует понимать то, что в данной области совсем нет озона. Его слой истончается, и защитный эффект поглощения фотонов УФ-области спектра ослабевает. В середине 1970-х годов американские химики М. Молина и Ш. Роуленд установили, что исчезновение озона происходит в результате химических реакций, инициируемых хлорфторуглеродами. В повседневной жизни известны под названием фреоны и представляют собой синтетические химические вещества, производство которых началось еще в 1930-е годы и которые широко применяются в качестве охлаждающих сред, пропеллентов в аэрозолях и т. д Главными веществами, приводящими к разрушению молекул озона, являются простые вещества(водород, атомы кислорода, хлора, брома), неорганические (хлороводород, моноксиды азота) и органические соединения(метан, фторхлор- и фторбромфреоны, которые выделяют атомы хлора и брома) Разрушение озонового слоя приводит к негативным последствиям: усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные. Таким образом, для спасения «озонового щита» человечеству необходимо срочно решить следующие проблемы: ограничение использования хлорфторуглеродов и поиск экологически безопасных из заменителей. Учитель химии объясняет химизм образования и разрушения озона. Сообщения учащегося:«Кислотные дожди, последствия их влияния на биосферу» Серьезной проблемой 21века являются кислотные дожди. Основная угроза окружающей среде- интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается негативным для природы. Выбросы промышленных предприятий приводят к образованию кислотных осадков. Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии, потом они появились на северо-востоке США. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире. Вместе с оксидами серы и азота углекислый газ вносит свой вклад в образование кислотных дождей. Кислотные дожди- это результат выбросов оксидов азота и серы предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургической и химической промышленности, транспортом. Последствия влияния кислотных дождей плачевны: во многих водоемах исчезает рыба, почва становиться неплодородной, что наносит огромный ущерб сельскому хозяйству. Чтоб уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, необходимо меньше сжигать органического топлива и перейти на использование бестопливных источников энергии. Учитель химии объясняет химизм образование кислотных дождей. Сообщения учащегося: «Отрицательные последствия парникового эффекта для биосферы» Под влиянием жизнедеятельности организмов в биосфере постоянно происходит круговорот воды, кислорода, углерода, азота и других веществ. Если вмешательство человека в экосистемы незначительно, то в биосфере сохраняется равновесие. Однако усиливающееся влияние человека на природу(вырубка лесов, которые выделяют кислород и испаряют много воды, сжигание больших количеств содержащего углерод топливо с выделением диоксида углерода, уменьшение испарения с поверхности океана из-за загрязнения нефтью) нарушает круговороты веществ и приводит к ухудшению состояния биосферы. Опасная перспектива изменения биосферы- потепление климата под влиянием парникового эффекта. Что такое парниковый эффект? Это предполагаемое потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере «парниковых газов», пропускающих кратковременные солнечные лучи и препятствующие теплообмену и длинноволновому излучению с поверхности Земли. Диоксид углерода, а также метан, оксиды азота, некоторые другие газы и пыль в атмосфере по своему действию на тепловой режим планеты подобны полиэтиленовый пленке над парником. Пленочное покрытие пропускает к Земле прямые лучи Солнца, но задерживает тепло, отраженное ее поверхностью. Поэтому влияние изменений в атмосфере на климат называют парниковым эффектом. Газы, которые вызывают парниковый эффект, называются парниковыми. К ним относятся углекислый газ, метан, водяные пары, фреон и другие. Парниковыми газы • Водяной пар- основной естественный парниковый газ, ответственный более чем за 60% парникового газа. • Углекислый газ, источниками которого в атмосфере Земли являются вулканические выбросы, жизнедеятельность организмов, деятельность человека. • Метан, основными антропогенными источниками которого являются пищеварительная ферментация у скота, рисоводство, горение биомассы. • Озон. • Оксид углерода. • Фреоны. В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает, и парниковый эффект усиливается. Это можно увидеть на съемках космоса. Если процесс парникового эффекта не будет приостановлен, может начаться таяние льдов Арктики и Антарктики, горных ледников. Уровень Мирового океана может подняться на несколько метров. Будут затоплены многие низменности прибрежных районов, а в странах, удаленных от океанов, участятся засухи. Это снизит урожайность сельскохозяйственных культур, особенно в степных районах, уменьшит производство пищи и приведет к голоду и нарушению экосистемы в целом. Учитель химии:Антропогенная нагрузка на окружающую среду продолжает возрастать. По мнению ученых, это связано прежде всего с ростом населения и городов. Города называют «паразитами» биосферы. Именно они выбрасывают в атмосферу большую часть загрязняющих веществ, которые по-разному влияют на живые организмы. Все химические загрязнители подразделяются на четыре класса опасности. Классы опасности веществ 1.Чрезвычайно опасные 2.Высокоопасные 3. Умеренно-опасные 4.Малоопасные В нашей республике имеются предприятия, которые загрязняют окружающую среду газообразными веществами. Назовите их. Раз мы говорим о загрязнении атмосферы, то посмотрим, какие вещества эти предприятия выбрасывают в атмосферу, определим их класс опасности и влияние на организм человека. На столах лежит таблица: «Список химических загрязнителей воздуха и их влияние на здоровье человека». Поработаем с ней. Многие предприятия выбрасывают такие вещества, как фенол,фенолформальдегид,метилмеркаптан.(Учащиеся определяют класс опасности и влияние на организм по списку). Но технологии этих предприятий предполагают только ПДК выбросов загрязнителей атмосферы. За этим следят специальные службы, которые контролируют концентрации выбросов загрязнителей в окружающую среду. IV.Закрепление изученного материала. Вопросы-загадки. 1. Откровенной с вами буду: Нефтяные пятна всюду, Пестицидные поля. Стонет бедная Земля. Злободневной стали темой Биосферные проблемы. Что готовит новый век? Кто виноват? (Человек) 2.Отражает сотни лет От земли ультрафиолет. Всем живым в защиту дан… Что? (Озоновый экран) 3.Разрушает он озон. Все зовут его… (Фреон) 4.Без зонта не выходи- Льют кислотные дожди. В чем причина? Знает кто-то? Это… (Окислы азота) 5.Этот газ, скажу вам точно, Производят днем и ночью. Говорят, он, без сомненья Вызывает потепление. Он не октан. А газ зовут… (Метан) Выполнение тестовых заданий. V.Подведение итогов урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды.»

Урок на тему: «Химия и проблемы окружающей среды».11класс

Цели:

  • Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся об озоновых дырах, кислотных дождях, парниковом эффекте;

  • Развивающие: продолжить формирование познавательного интереса к предмету и ценностного отношения к живому миру, развитие умений систематизировать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • Воспитательные: формировать экологическую культуру личности и экологическую ответственность на основе ноосферногомышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентации, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица «Список химических загрязнителей».

«Если вы не думаете о будующем,

у вас его и не будет».

Джон Голсу











Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала.

Подготовка к восприятию новой информации.

Учитель.Ребята мы свами завершаем изучать курс химии 11 класса. Тема сегодняшнего урока основывается как на знаниях химии, а также экологии и биологии.

Экологическое воспитание сводится к тому, чтобы каждый человек захотел сделать свой дом, улицу, город чистым, ухоженным, экологически безопасным.

Но сегодняшняя обстановка, к сожалению, совсем иная…

Общество, пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены. Антропогенная нагрузка на неё велика, и это приводит к возникновению экологических проблем. (Учащиеся просматривают презентацию, обсуждают с учителем план урока.)

III.Изучение нового материала

Учитель. Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду огромное количество вредных веществ, которые нарушают биогенную миграцию веществ и приводят ко многим биосферным проблемам, одной из которых является разрушение озонового слоя.

В ходе изучения нового материала учащие заполняют таблицу «Глобальные проблемыатмосферы».

Экологическая проблема

Причины

Химизм

Последствия













Сообщение учащегося.

Проблема разрушения озонового экрана и образование озоновых дыр.

Атмосфера имеет исключительное значение для живых организмов Земли, являясь средой обитания большинства из них. При этом для живых организмов имеет значение постоянный состав воздуха, сформировавшийся в ходе геобиоэволюции Земли.

Другая важная функция атмосферы, и особенно входящего в её состав озонового слоя, - защита живых организмов от вредного воздействия солнечной и космической радиации. Именно после формирования озонового слоя в атмосфере жизнь на Земле вышла на сушу.

Озоновый слой–это озон, содержащийся в стратосфере в слабой концентрации. Содержание озона уменьшается в озоновом слое под действием антропогенных загрязнителей атмосферы.

Чтоб защитить себя, необходимо решить проблему сохранения и защиты озонового слоя.

Снижение концентрации стратосферного озона очень опасно, но именно этот процесс сейчас происходит при активном содействии человека, что приводит к образованию «озоновых дыр».

Впервые «озоновая дара» была обнаружена в 1985г. над Антарктидой. Под «дырой» следует понимать то, что в данной области совсем нет озона. Его слой истончается, и защитный эффект поглощения фотонов УФ-области спектра ослабевает.

В середине 1970-х годов американские химики М. Молина и Ш. Роуленд установили, что исчезновение озона происходит в результате химических реакций, инициируемых хлорфторуглеродами. В повседневной жизни известны под названием фреоны и представляют собой синтетические химические вещества, производство которых началось еще в 1930-е годы и которые широко применяются в качестве охлаждающих сред, пропеллентов в аэрозолях и т. д

Главными веществами, приводящими к разрушению молекул озона, являются простые вещества(водород, атомы кислорода, хлора, брома), неорганические (хлороводород, моноксиды азота) и органические соединения(метан, фторхлор- и фторбромфреоны, которые выделяют атомы хлора и брома)

Разрушение озонового слоя приводит к негативным последствиям: усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.

Таким образом, для спасения «озонового щита» человечеству необходимо срочно решить следующие проблемы: ограничение использования хлорфторуглеродов и поиск экологически безопасных из заменителей.

Учитель химии объясняет химизм образования и разрушения озона.



Сообщения учащегося:«Кислотные дожди, последствия их влияния на биосферу»

Серьезной проблемой 21века являются кислотные дожди.

Основная угроза окружающей среде- интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается негативным для природы. Выбросы промышленных предприятий приводят к образованию кислотных осадков.

Впервые кислотные дожди были отмечены в Скандинавии, потом они появились на северо-востоке США. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире.
Вместе с оксидами серы и азота углекислый газ вносит свой вклад в образование кислотных дождей.

Кислотные дожди- это результат выбросов оксидов азота и серы предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургической и химической промышленности, транспортом.
Последствия влияния кислотных дождей плачевны: во многих водоемах исчезает рыба, почва становиться неплодородной, что наносит огромный ущерб сельскому хозяйству.
Чтоб уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, необходимо меньше сжигать органического топлива и перейти на использование бестопливных источников энергии.



Учитель химии объясняет химизм образование кислотных дождей.

Сообщения учащегося: «Отрицательные последствия парникового эффекта для биосферы»

Под влиянием жизнедеятельности организмов в биосфере постоянно происходит круговорот воды, кислорода, углерода, азота и других веществ.
Если вмешательство человека в экосистемы незначительно, то в биосфере сохраняется равновесие. Однако усиливающееся влияние человека на природу(вырубка лесов, которые выделяют кислород и испаряют много воды, сжигание больших количеств содержащего углерод топливо с выделением диоксида углерода, уменьшение испарения с поверхности океана из-за загрязнения нефтью) нарушает круговороты веществ и приводит к ухудшению состояния биосферы. Опасная перспектива изменения биосферы- потепление климата под влиянием парникового эффекта.
Что такое парниковый эффект? Это предполагаемое потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере «парниковых газов», пропускающих кратковременные солнечные лучи и препятствующие теплообмену и длинноволновому излучению с поверхности Земли.

Диоксид углерода, а также метан, оксиды азота, некоторые другие газы и пыль в атмосфере по своему действию на тепловой режим планеты подобны полиэтиленовый пленке над парником. Пленочное покрытие пропускает к Земле прямые лучи Солнца, но задерживает тепло, отраженное ее поверхностью. Поэтому влияние изменений в атмосфере на климат называют парниковым эффектом.

Газы, которые вызывают парниковый эффект, называются парниковыми. К ним относятся углекислый газ, метан, водяные пары, фреон и другие.

Парниковыми газы

  • Водяной пар- основной естественный парниковый газ, ответственный более чем за 60% парникового газа.

  • Углекислый газ, источниками которого в атмосфере Земли являются вулканические выбросы, жизнедеятельность организмов, деятельность человека.

  • Метан, основными антропогенными источниками которого являются пищеварительная ферментация у скота, рисоводство, горение биомассы.

  • Озон.

  • Оксид углерода.

  • Фреоны.



В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает, и парниковый эффект усиливается. Это можно увидеть на съемках космоса.
Если процесс парникового эффекта не будет приостановлен, может начаться таяние льдов Арктики и Антарктики, горных ледников. Уровень Мирового океана может подняться на несколько метров. Будут затоплены многие низменности прибрежных районов, а в странах, удаленных от океанов, участятся засухи. Это снизит урожайность сельскохозяйственных культур, особенно в степных районах, уменьшит производство пищи и приведет к голоду и нарушению экосистемы в целом.





Учитель химии:Антропогенная нагрузка на окружающую среду продолжает возрастать. По мнению ученых, это связано прежде всего с ростом населения и городов. Города называют «паразитами» биосферы. Именно они выбрасывают в атмосферу большую часть загрязняющих веществ, которые по-разному влияют на живые организмы.



Все химические загрязнители подразделяются на четыре класса опасности.



Классы опасности веществ

1.Чрезвычайно опасные

2.Высокоопасные

3. Умеренно-опасные

4.Малоопасные



В нашей республике имеются предприятия, которые загрязняют окружающую среду газообразными веществами. Назовите их.

Раз мы говорим о загрязнении атмосферы, то посмотрим, какие вещества эти предприятия выбрасывают в атмосферу, определим их класс опасности и влияние на организм человека.



На столах лежит таблица: «Список химических загрязнителей воздуха и их влияние на здоровье человека». Поработаем с ней.

Многие предприятия выбрасывают такие вещества, как фенол,фенолформальдегид,метилмеркаптан.(Учащиеся определяют класс опасности и влияние на организм по списку).

Но технологии этих предприятий предполагают только ПДК выбросов загрязнителей атмосферы. За этим следят специальные службы, которые контролируют концентрации выбросов загрязнителей в окружающую среду.



IV.Закрепление изученного материала.

Вопросы-загадки.

  1. Откровенной с вами буду:

Нефтяные пятна всюду,

Пестицидные поля.

Стонет бедная Земля.

Злободневной стали темой

Биосферные проблемы.

Что готовит новый век?

Кто виноват?

(Человек)

2.Отражает сотни лет

От земли ультрафиолет.

Всем живым в защиту дан…

Что?

(Озоновый экран)

3.Разрушает он озон.

Все зовут его…

(Фреон)

4.Без зонта не выходи-

Льют кислотные дожди.

В чем причина? Знает кто-то?

Это… (Окислы азота)



5.Этот газ, скажу вам точно,

Производят днем и ночью.

Говорят, он, без сомненья

Вызывает потепление.

Он не октан.

А газ зовут…

(Метан)



Выполнение тестовых заданий.



V.Подведение итогов урока







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды.

Автор: Чуманова Надежда Александровна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства